Использование этнокультурного компонента при изучении физики.
статья по физике (11 класс) на тему
Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное направление помогает учащимся помнить о творчестве и культуре своего народа, удивляться и восхищаться представлением учебного материала через искусство, живопись и художественное слово прозаиков и поэтов родного края. Видеть единство и гармонию природы и ее явлений.Сопоставлять причинно-следственные связи в ее видоизменениях, пути их эволюции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 33.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ « Гимназия №125»
Реализация этнокультурного компонента при изучении физики - как путь формирования личности современного ученика и фактор развития его коммуникативных способностей
Сверчкова МИ
Учитель физики высшей
квалификационной категории
МБОУ «Гимназия 125»
Советский район г.Казань
Казань 2015г
Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.
Вдаль по Земле, таинственной и строгой,
Лучатся тысячи тропинок и дорог.
О, если б нам пройти чрез Мир одной дорогой,
Все видеть, все понять, все знать, все пережить,
все формы, все цветы вобрать в себя глазами.
Пройти по всей земле горящими ступнями ,
все воспринять и снова воплотить.
(М.Волошин)
Прекрасные мысли и чувства, рожденные в данном произведении, позволяют учителю на многих уроках физики использовать художественный материал с целью развития интереса у учащихся к данной науке, развивать коммуникативные способности во время
бесед по выяснению физических процессов ,описанных в данном жанре, развивать
активизацию мыслительной деятельности при объяснении смысла законов физики. Обсуждая физические явления на основании этнокультурного компонента,
учитель прививает патриотические чувства, демонстрирует единство
взглядов на происходящие процессы в природе с точки зрения поэзии, прозы, фольклора
русского и татарского народа, а также народов мира. Применение интегративно-
гуманитарного подхода в изучении физики позволяют реализовать идеи развивающего
обучения, расширения исторического, географического, этнокультурного образования не
только мирового, но и регионального значения.
Направлений в данном курсе может быть сколько угодно, например:
Первый путь: Учитель при изучении темы »Пространство и время»-10 класс
вводит понятия времени - как отрезка события , пространство -как окружающий нас мир из
работ немецкого математика Рене Декарта, где дети сами ведут исследовательский поиск
его трудов в Интернете, энциклопедиях, библиотечном материале, также на основе
эпизодов из поговорок, пословиц, отрывков из художественных произведений, где
описывается пространство и время: «Делу - время, потехи - час»,…пойди туда, не знай
куда…» где данная деятельность учащихся активизирует их мыслительную деятельность.
Развитие логического мышления позволяет переходить от частного к общему и
наоборот, развивает их коммуникативные способности видеть единство процессов в природе, проявляющиеся во время выступлений, защиты творческих работ,
проектов. Изучая труды М.В.Ломоносова о природе возникновения тепла, можно
сказать и о генеологической ветви рождения данных фамилий, место рождения данного
ученого , жизни и творчестве не только связанных с Россией , но и с Казанью, культурой и
обычаев народов того времени. Используя содержание произведения казанских
историков «500 русских фамилий мусульманского происхождения» проследить
родословную данного ученого, что позволяет увидеть тесную связь народов родного края
и активизировать творческую деятельность учащегося в сфере национальной
культуры. Н.И. Лобачевский-профессор математических наук, ректор КГУ с 1827 года,
многое сделал для развития образования в Казанском учебном округе: »Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Какие способности должны быть раскрыты и усовершенствованы, какие должны потерпеть перемены, что надобно придать, что отсечь, как излишнее, вредное? Мое мнение: ничего не уничтожать и все усовершенствовать…»
Второй путь: С греческого - матейн - учиться, матика – наука познания. Эти два слова считали греки - синонимы, к области математики и физики относят науки, в которых рассматривают либо порядок (изобразительное искусство в России, Татарстане в лице национально-прикладного искусства: орнаменты, вышивки, эмблемы… тема» Основы молекулярно – кинетической теории -раздел»Теплота»- можно, используя проект учащихся о сведениях из культуры национальной одежды русского и татарского населения различных регионов России, увидеть закономерность цветовой гаммы, связанной с различными климатическими условиями края. Цветовая гамма одежды говорит не только о принадлежности к материальному сословию, но и темпераменту - т.е энергетическому проявлению населения конкретного региона. Мера - как физическая величина ,совершенно не существенно- будут ли то числа, фигуры, звезды, звуки или что-нибудь другое тема»Звуковые волны»-9 класс: изучая физическую сущность возникновения
механических возмущений в различных средах, можно, прослушивая музыку различных народов, выяснить произношения звуков в результате местного диалекта, географического расположения данной группы населения.
«Должна существовать некая общая наука, объясняющая все, относящееся к порядку и
мере, не входя в исследование никаких частных предметов» - Рене Декарт.
Третий путь: Формирование гражданских качеств личности посредством воспитания свойства – интеллектуальная честность, что позволяет на уроках физики доказать и научить ученика воспринимать истинность , доказательство неопровержимых фактов, умение отличать фальш от истины, учить с помощью данной науки и используя элементы этнокультурного эпоса ставить цель, разрабатывать пути ее реализации, переходить от частного к общему и от общего к частному. Ученик должен сам создать свою формулу счастья познания физической сущности происходящих в природе процессов.
А.Эйнштейн: Цель—путь действия— (план)---качества
воля желание терпение знание образование
«А без этого человеческое общество превращается в легкоуправляемое демагогами стадо» (академик Арнольд ВИ.)
Важнейшим требованием к организации учебно - воспитательного процесса
русскоязычной гимназии с этнокультурным компонентом при изучении физики
является объяснение сущности физических законов и явлений в природе при помощи
описания их проявления или действия с помощью художественных произведений авторов
родного края и государства, в котором мы живем. Это помогает увидеть единство
природы, связи учебных дисциплин друг с другом, понять причину
данного процесса и последствия его проявления, изучение традиций своего края и
народов и их культуру через творческие работы учащихся и их информационные проекты.
Поэтому корректировка учебного материала по физике с включением элементов
народного эпоса и фольклора позволяет учителю претворять в жизнь данные задачи гимназии.
Так, например: тема: «Механика»- 9,11 классы - при изучении данного материала мы
используем поговорки: »Тише едешь- дальше будешь», « Поспешишь- людей насмешишь» задаем вопрос о физическом смысле описания движения в данном выражении, Г.Тукай »Шурале» - при описании эпизода, где Шурале с зажатой рукой в бревне, просит пощады у дровосека, спрашиваем о причинах этой просьбы, условия возникновения вид силы трения…
А.С.Пушкин »Сказка о царе Салтане»:
Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела,
И в светлицу входит царь, стороны той государь…» причина возникновения скрипа в
двери, вид движения??
Н.А.Некрасов: » В зимние сумерки нянины сказки Саша любила,
поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой,
полная счастья с горы ледяной…»- вид движения?
Используем творческие работы собственного сочинения, которые посвящены или авторам
изученных законов или объяснению физической их сущности: Набиуллина Альбина 9Г:
Да здравствует Ньютон, который сочинил закон,
Движенье тел он описал, нам про инерцию сказал,
Всю жизнь он по законам разложил и человек теперь- дитя сложенья сил!!
7 класс « Архимедова сила»:
Жил на свете Архимед - много знал он в жизни бед –открытие Архимеда?
Изучая в 8 и 11 классах тему» Свет» мы обязательно говорим о цветовой гамме
символики гербов и флагов России и Татарстана, также дворянских принадлежностей
Руси и различных государствах, причинны возникновения данных цветовых символик разборе цветовой гаммы с точки энергетического объяснения картин художников родного края и мира позволяет почувствовать душевное состояния автора полотен. Развитие эстетических вкусов учащихся, позволяет выражать свое видение окружающего мира, отстаивать свою точку зрения-все это способствует развитию коммуникативных способностей учащихся. Деятельность учителя , работающего в данном направлении, развивает не только его творческий потенциал, но и тем самым способствует развитию и расширению кругозора учащихся. Решая физические задачи ,содержащие историческое содержание происходящих событий, описание традиций и обычаев народов-(кулачные бои на Руси, празднование сабантуя, масленицы, науруз, характеристика стиля одежды , качества цветовой гаммы в будничные и праздничные дни
…)- формирует культуру мышления, воспитывает волевые качества при поисковой
деятельности учащихся и систематизации полученного материала в единую логическую цепочку , а также развитие оформительских навыков своего творческого проекта. Все это
способствует видению мира с различной точки зрения, развивает их коммуникативные
качества, которые являются фактором конкурирующей способности знаний учащихся в
современном обществе . Формирование у учащихся целостного видения мира и
понимания места и роли человека в этом мире, превращение всей полученной
информации в процессе обучения и воспитания в личностно - значимую, заинтересованно - воспринимаемую позволяет интегрированный курс изучения физики представить поделить на 2 группы:
1 группа - формирующая 7-9 классы
2 группа - обобщающая 10-11 классы.
Языковая коммуникация, грамотность речи учителя и учащегося, особенности физических
терминов, их синонимы и антонимы в русском языке играет большую роль в
педагогической деятельности по формированию языковой личности
учащегося. Физика содержит черты волевой деятельности, стремления к эстетическому совершенству:
» …под голубыми небесами великолепными коврами,
блестя на солнце, снег лежит…»
Взаимно противоположные элементы – логика и интуиция, анализ и конструкция,
общность и конкретность - именно эти начала дают высокую ценность физической науке,
которая шагает в ногу с родственными науками - тем самым они способствует
развитию и расширению кругозора учащихся, доказывают целостность взглядов на
окружающий мир и объяснений происходящих в ней явлений.
Литература
- Л.В. Тарасов « Физика и природа» Москва 1990г.
- Л. А. Кирик, Дик Ю. И.» Методический материал 10,11 классы» Москва, Илекса 2006г.
- Н.М.Яковлев « Методика и техника урока в школе» Москва, Просвещение.1985г
- Ю.Б.Зотов »Организация современного урока» Москва, Просвещение 1985г.
- А.В.Габдулхаков «Педагогические технологии» Казань, Магариф 2005г.
- Галеева Р.М. «Историческое содержание задач по физике» Казань ИПКРО РТ,2003г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/29/picture-305165-1380460117.jpg)
Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)
Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...
Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента
В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/10/picture-813923-1476128213.jpg)
Использование этнокультурного компонента при изучении химии.
Статья об использовании этнокультурного компонента при изучении химии....
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/20/picture-245202-1545333328.jpg)
Использование регионального компонента на уроках физики
Данная работа позволяет использовать материалы по краеведению на уроках физики. Это развивает интерес учащихся к родному краю.Здесь использованы сведения как по родному городу, так и по республи...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1090794-1544197751.jpg)
Статья «Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры»
Статья "Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры" опубликованная в журнале "Образовательный альманах"...
Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время
Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры. А ключ к этому ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/25/picture-1492103-1698231686.jpg)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ
Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное. Именно уроки татарского и русского языка, татарской и русской литературы, внеклассная деяте...