Использование этнокультурного компонента при изучении физики.
статья по физике (11 класс) на тему

Сверчкова Мария Ивановна

Использование элементов культурного и творческого наследия живущих в нашем государстве и Республике Татарстан народностей является основным направлением при изучении школьных дисциплин. Именно данное направление помогает учащимся помнить о творчестве и культуре своего народа, удивляться и восхищаться представлением учебного материала через искусство, живопись и художественное слово прозаиков и поэтов родного края. Видеть единство и гармонию природы и ее явлений.Сопоставлять причинно-следственные связи в ее видоизменениях, пути их эволюции.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ « Гимназия №125»

Реализация этнокультурного компонента при изучении физики - как путь формирования личности современного ученика и фактор  развития  его коммуникативных способностей

Сверчкова МИ

Учитель физики  высшей

квалификационной категории

МБОУ «Гимназия 125»

Советский район г.Казань

Казань 2015г

                                                                     Сквозь сеть алмазную зазеленел восток.

                                                                      Вдаль по Земле, таинственной и строгой,

                                                                       Лучатся тысячи тропинок и дорог.

                                                                       О, если б нам пройти чрез Мир одной дорогой,

                                                                       Все видеть, все понять, все знать, все пережить,

                                                                       все формы, все цветы вобрать в себя глазами.

                                                                       Пройти по всей земле горящими ступнями ,

                                                                       все воспринять и снова воплотить.

                                                                                                                              (М.Волошин)

Прекрасные мысли и чувства, рожденные в данном произведении, позволяют учителю  на многих уроках  физики использовать  художественный материал с целью развития интереса у учащихся к данной науке, развивать коммуникативные способности во время

бесед по  выяснению физических процессов ,описанных в данном жанре, развивать

активизацию мыслительной деятельности при объяснении  смысла законов физики. Обсуждая физические явления на основании этнокультурного компонента,

учитель  прививает патриотические чувства, демонстрирует единство

взглядов на происходящие процессы в природе с точки зрения поэзии, прозы, фольклора

русского и татарского народа, а также народов мира. Применение интегративно-

гуманитарного подхода в изучении физики позволяют реализовать идеи развивающего

обучения, расширения исторического, географического, этнокультурного образования не

только мирового, но и регионального значения.

Направлений в данном курсе может быть сколько угодно, например:

Первый путь: Учитель при изучении темы »Пространство и время»-10 класс

вводит понятия времени -  как отрезка события , пространство -как окружающий нас мир из  

работ немецкого математика Рене Декарта, где дети сами ведут исследовательский поиск

его трудов в Интернете, энциклопедиях, библиотечном материале, также на основе

эпизодов из поговорок, пословиц, отрывков из художественных произведений, где

описывается пространство и время: «Делу - время, потехи - час»,…пойди туда, не знай

куда…» где данная деятельность учащихся активизирует их мыслительную деятельность.

Развитие  логического  мышления позволяет переходить от частного к общему и

наоборот,  развивает их коммуникативные способности видеть единство процессов в  природе, проявляющиеся во время выступлений, защиты творческих работ,

проектов. Изучая труды М.В.Ломоносова о природе возникновения тепла, можно

сказать и о  генеологической  ветви рождения данных фамилий, место рождения данного

ученого , жизни и творчестве не только связанных с  Россией , но и с Казанью, культурой и

обычаев народов того времени. Используя содержание произведения  казанских

историков «500  русских фамилий мусульманского происхождения» проследить

родословную данного ученого, что позволяет увидеть тесную связь народов родного края

и активизировать творческую деятельность учащегося в сфере национальной

культуры. Н.И. Лобачевский-профессор математических наук, ректор КГУ с 1827 года,

многое сделал для развития образования в Казанском учебном округе: »Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения? Какие способности должны быть раскрыты и усовершенствованы, какие должны потерпеть перемены, что надобно придать, что отсечь, как излишнее, вредное?  Мое мнение: ничего не уничтожать и все усовершенствовать…»

Второй путь: С греческого -  матейн - учиться, матика – наука познания. Эти два слова считали греки - синонимы, к  области математики и физики  относят науки, в которых рассматривают либо порядок (изобразительное искусство в  России, Татарстане в лице национально-прикладного искусства: орнаменты, вышивки, эмблемы… тема» Основы молекулярно – кинетической теории -раздел»Теплота»- можно, используя  проект учащихся о сведениях  из культуры  национальной одежды русского и татарского населения различных регионов России, увидеть закономерность цветовой гаммы, связанной с различными климатическими условиями края.  Цветовая гамма одежды говорит не только о принадлежности к  материальному сословию, но и темпераменту - т.е энергетическому проявлению населения конкретного региона. Мера -  как физическая величина ,совершенно не существенно- будут ли то числа, фигуры, звезды, звуки или что-нибудь другое тема»Звуковые волны»-9 класс: изучая физическую сущность возникновения

механических возмущений  в различных средах, можно, прослушивая  музыку  различных народов, выяснить  произношения звуков в результате местного диалекта, географического расположения данной группы населения.

«Должна существовать некая общая наука, объясняющая все, относящееся  к порядку и

мере, не входя в исследование никаких частных предметов» - Рене Декарт.

Третий путь: Формирование гражданских качеств личности посредством воспитания  свойства – интеллектуальная  честность, что позволяет на уроках физики доказать и научить ученика воспринимать истинность , доказательство неопровержимых фактов, умение отличать  фальш  от истины, учить с помощью данной науки и используя элементы этнокультурного эпоса ставить цель, разрабатывать пути ее реализации, переходить от частного к общему и от общего к частному. Ученик должен сам создать свою формулу счастья познания физической сущности происходящих в природе процессов.

А.Эйнштейн: Цель—путь действия— (план)---качества

     

               воля                     желание          терпение      знание       образование

«А без этого человеческое общество превращается в легкоуправляемое демагогами стадо» (академик Арнольд ВИ.)

Важнейшим требованием к организации  учебно - воспитательного процесса  

русскоязычной гимназии с этнокультурным компонентом при изучении физики

является  объяснение сущности  физических законов и явлений в природе  при помощи

описания их проявления или действия с помощью художественных произведений авторов

родного края и государства, в котором мы живем. Это помогает увидеть единство

природы, связи учебных дисциплин друг с другом, понять причину

данного процесса и последствия его проявления, изучение традиций своего края и

народов и их культуру через творческие работы учащихся и их информационные проекты.

Поэтому корректировка учебного  материала по физике с включением элементов  

народного эпоса и фольклора позволяет учителю  претворять в жизнь данные задачи гимназии.

Так, например: тема: «Механика»- 9,11 классы - при изучении данного материала мы

используем поговорки: »Тише едешь- дальше будешь»,  « Поспешишь- людей насмешишь» задаем вопрос о физическом смысле описания движения в данном выражении, Г.Тукай »Шурале» - при описании эпизода, где Шурале с зажатой рукой в бревне, просит пощады  у дровосека, спрашиваем о причинах этой просьбы, условия возникновения вид силы трения…

А.С.Пушкин »Сказка о царе Салтане»:

Только вымолвить успела, дверь тихонько заскрипела,

И в светлицу входит царь, стороны той государь…» причина возникновения скрипа в

двери, вид движения??

Н.А.Некрасов: » В зимние сумерки нянины сказки Саша любила,

поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой,

 полная счастья с горы ледяной…»- вид движения?

Используем творческие работы собственного сочинения, которые посвящены или авторам

изученных законов или объяснению физической их сущности: Набиуллина  Альбина 9Г:

Да здравствует Ньютон, который сочинил закон,

Движенье тел он описал, нам про инерцию сказал,

Всю жизнь он по законам разложил и человек теперь- дитя сложенья сил!!

7 класс « Архимедова сила»:

Жил на свете Архимед - много знал он в жизни бед –открытие Архимеда?

Изучая в 8 и 11 классах тему» Свет» мы обязательно говорим о цветовой гамме

символики гербов и флагов России и Татарстана, также дворянских принадлежностей

Руси  и  различных государствах, причинны   возникновения данных  цветовых  символик  разборе цветовой  гаммы с точки энергетического объяснения  картин художников родного края и мира  позволяет почувствовать душевное  состояния автора полотен. Развитие  эстетических  вкусов учащихся, позволяет выражать свое видение окружающего мира, отстаивать свою точку зрения-все это  способствует развитию коммуникативных  способностей учащихся.  Деятельность учителя , работающего в данном направлении, развивает не только  его творческий потенциал, но и  тем самым   способствует  развитию и  расширению  кругозора учащихся. Решая физические задачи ,содержащие историческое содержание происходящих событий, описание традиций и обычаев  народов-(кулачные бои на Руси, празднование сабантуя, масленицы, науруз, характеристика стиля одежды , качества цветовой гаммы в будничные и праздничные дни

…)-  формирует культуру мышления, воспитывает волевые качества при поисковой

деятельности учащихся  и систематизации полученного материала в единую логическую цепочку , а также  развитие оформительских навыков своего творческого проекта. Все это

способствует видению  мира с различной точки зрения, развивает их коммуникативные

качества, которые  являются фактором конкурирующей способности знаний учащихся в

современном обществе .   Формирование у учащихся целостного видения мира и

понимания места и роли человека в этом мире, превращение всей полученной

информации в процессе обучения и воспитания  в личностно - значимую, заинтересованно - воспринимаемую позволяет интегрированный курс изучения физики представить поделить на 2 группы:

1 группа - формирующая 7-9 классы

2 группа - обобщающая 10-11 классы.

Языковая коммуникация, грамотность речи учителя и учащегося, особенности физических

терминов,  их синонимы и антонимы в русском языке играет большую роль в

педагогической деятельности по формированию языковой личности

учащегося. Физика содержит черты волевой деятельности, стремления к эстетическому совершенству:

» …под голубыми небесами великолепными коврами,

блестя на солнце, снег лежит…»

Взаимно противоположные элементы – логика и интуиция, анализ и конструкция,

общность и конкретность - именно эти начала дают высокую ценность физической науке,

которая  шагает  в ногу с родственными   науками - тем самым они  способствует  

развитию и  расширению  кругозора учащихся,  доказывают целостность взглядов на

окружающий мир и объяснений происходящих в ней явлений.

Литература

  • Л.В. Тарасов « Физика и природа» Москва 1990г.
  • Л. А. Кирик, Дик Ю. И.» Методический материал 10,11 классы» Москва, Илекса  2006г.
  • Н.М.Яковлев « Методика и техника урока в школе» Москва, Просвещение.1985г
  • Ю.Б.Зотов »Организация современного урока» Москва, Просвещение 1985г.
  • А.В.Габдулхаков «Педагогические технологии» Казань, Магариф 2005г.
  • Галеева Р.М. «Историческое содержание задач по физике» Казань ИПКРО РТ,2003г

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к открытому уроку "Чёрная металлургия" 9 класс (с использованием этнокультурного компонента)

Как привлечь учащихся к изучению "скучной" темы:Чёрная металлургия ? Создать  мотивацию к уроку.Все старшеклассники являются болельщиками любимой футбольной команды "Зенит".Спонсор команды-...

Проведение уроков литературы с использованием этнокультурного компонента

В наше время, когда развитие общества идёт огромными темпами, когда человечество едва успевает следить за научно-техническим прогрессом, важно не упустить самого главного: необходимо не дать все...

Использование этнокультурного компонента при изучении химии.

Статья об использовании этнокультурного компонента при изучении химии....

Использование регионального компонента на уроках физики

Данная работа позволяет использовать материалы по краеведению на уроках физики. Это развивает интерес учащихся к родному краю.Здесь использованы сведения как по родному городу, так  и по республи...

Статья «Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры»

Статья "Специфика использования этнокультурного компонента на уроках физической культуры" опубликованная в журнале "Образовательный альманах"...

Использование этнокультурного компонента на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время

Если народ знает и ценит свою историю, то он имеет и будущее. Такой народ никогда не исчезнет с земли, внося, как и другие, свой вклад в сокровищницу мировой культуры.  А ключ к этому ...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

Воспитание любви к родному языку, народному творчеству, национальной культуре - дело сложное и важное.  Именно уроки татарского и русского языка, татарской и русской литературы, внеклассная деяте...