Эссе на тему: "Роль предметов гуманитарного и эстетического циклов в процессе социализации и самоопределения учащихся"
статья по теме
Чтобы «не заплыла душа жиром»,
чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать»,
чтобы не заработком, а работой научились жить,
чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей,
чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значимости в нём –
такими хочется видеть своих учеников в будущем.
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_rol_predmetov_gumanitarnogo_i_esteticheskogo_tsiklov.docx | 19.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе на тему «Роль предметов гуманитарного и эстетического циклов в процессе социализации и самоопределения учащихся»
учителя МБОУ АСОШ имени А. Н. Косыгина Г. С. Никулиной
Чтобы «не заплыла душа жиром»,
чтобы не забывали священных слов «отец» и «мать»,
чтобы не заработком, а работой научились жить,
чтобы не превращали дом свой в некий храм вещей,
чтобы всякий ахнул от огромности мира и собственной значимости в нём –
такими хочется видеть своих учеников в будущем.
Социально-экономические преобразования, характерные для России последних десятилетий, резко изменили экономические и ценностные ориентиры российского общества, что, естественно, повлекло за собой изменение целей и задач, стоящих перед образованием. Человек в современном мире должен уметь творчески решать научные, производственные и общественные задачи, самостоятельно критически мыслить, вырабатывать и отстаивать свою точку зрения, уважая при этом мнение других людей, систематически непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.
Выпускник средней школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремленным, способным сделать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор. Он должен иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, уметь жить в условиях рынка и информационных технологий. Мало дать выпускнику основы необходимых для современного человека знаний, нужно, чтобы школу закончил человек, нацеленный на готовность реализовать себя и преуспеть в условиях быстро меняющегося мира.
Создание максимально благоприятных условий для социализации и самоопределения личности ученика особенно важно для предметов гуманитарного цикла. Для этого преподавателю гуманитарных дисциплин необходимо произвести переоценку всех компонентов педагогического процесса в свете их «человекообразующих» функций, чтобы основным смыслом образования стало развитие личности.
Известно, что личность существует, проявляется и формируется в деятельности и отношениях с другими людьми. Важнейшая характеристика личности – социальный облик человека, всеми своими проявлениями связанного с жизнью окружающих его людей, с обществом. Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся.
Гуманитарные знания насыщены нравственным чувством. В них присутствуют этические нормы и их создателей, и их потребителей. Они всегда выстроены по законам красоты, в соответствии с эстетическими канонами времени. Изучение гуманитарных дисциплин вводит учеников в мир духовной культуры, позволяет не растеряться и не потеряться в этом мире, чувствовать себя более уверенно в жизни, постоянно требующей выбора культурной позиции, способности оценивать явления общественной жизни, не становиться частью толпы, управляемой произвольными инстинктами. Духовные ценности играют существенную роль в человеческой жизни, осознанное следование им определяет достоинство жизни человека, которое формируется на основе многих жизненных обстоятельств. Но при этом безусловно то, что степень духовной развитости, связанной с уровнем освоения достигнутого в гуманитарном знании, играет важнейшую роль. В гуманитарной культуре каждая из ее составляющих незаменима и достаточно самостоятельна. Поэтому и в обществе, и в человеческой жизни важны исторические, правовые, психологические, социологические, педагогические и, конечно, философские знания и др. Важно знание иностранных языков, способствующих взаимопониманию людей различных национальных культур.
Известный российский ученый А. С. Запесоцкий полагает, что «уникальные возможности для формирования духовно целостной личности и одновременно воспроизводства культуры народа (через человека, его систему ценностей и жизненных смыслов) позволяют рассматривать гуманитарное образование как важнейшую предпосылку духовной безопасности общества». В начале третьего тысячелетия гуманитарное образование – важнейший механизм трансляции культурных ценностей, норм, идеалов, форм воспроизводства национально-культурного мира .
Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, творческий потенциал личности и формируя способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической мерой. «В мире не только нужное, полезное, но и красивое. С того момента, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли, но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе».
Роль эстетического воспитания в развитии личности, ее всестороннем формировании трудно переоценить. Уже в древности пробивала себе дорогу мысль об элементах эстетики и красоты в жизни и деятельности человека. Об этом, в частности, говорится в одной притче Плутарха. Три раба везут тачку с камнями. Каждому из них философ задает один и тот же вопрос: "Зачем ты везешь эти тяжелые камни?" Первый отвечает: "Приказали везти эту проклятую тачку". Второй говорит: "Везу тачку, чтобы заработать на хлеб". Третий же сказал: "Строю прекрасный храм". Видеть в труде созидательное начало красоты - значит творить прекрасное и в соответствии с ним преобразовывать окружающий мир.
К сожалению, школа не имеет достаточного влияния на формирование эстетического опыта учащихся. Воздействие школы на старшеклассников чаще всего проигрывает по сравнению с телевидением и друзьями. При этом надо отметить, что некоторое преимущество имеют внеклассные мероприятия (экскурсии, походы в театр, кинотеатр и др.). Наибольшее влияние на становление художественно-эстетического опыта школьников имеют средства массовой информации, в основном произведения массовой культуры. Несколько меньшую, но все-таки достаточно значимую роль играют вкусовые предпочтения друзей. Семейное эстетическое воспитание оценивается школьниками невысоко (чаще всего это просмотры видеофильмов). Данные результаты показывают, что опыт современного школьника чаще всего ограничен только получением информации, что не даёт простора для развития художественно-эстетического воображения, а, следовательно, творческого потенциала личности.
Для полноценного накопления художественно-эстетического опыта молодым человеком необходимо приобщение его к художественной культуре, что подразумевает и освоение элементов искусствоведческих знаний, и развитие эстетических чувств, и творческие практические работы. Творческий опыт, пусть и скромный, является необходимым условием действительного понимания искусства. В школьном возрасте эрудиция (осведомлённость в художественных фактах, истории искусств) существенно влияет на характер художественного восприятия.
В современной школе необходимо создание специальной системы накопления художественно-эстетического опыта школьниками, включающей в себя: знания по истории культуры, владение языком различных видов искусства, раскрепощение собственных эмоций и чувств при общении с произведением искусства, умение видеть символику и образность, умение погружаться в мир другой эпохи, понимать человека прошлого, умение видеть необходимость искусства прошлого для современности, а также умение и желание создавать собственные «произведения искусства».
Самоопределение молодёжи в культуре – сложный многоуровневый процесс, составляющие которого могут осуществляться как последовательно, так и одновременно. Так, важным моментом самоопределения является овладение необходимым объёмом культурной информации и приобретение собственного опыта культурной деятельности, определяющей деятельность творческую. Параллельно происходит формирование и осознание своего собственного «Я», на основе рефлексии, самооценки и оценки друзей, родителей, учителей. Вследствие этого углубляется процесс рефлексии, происходит возникновение новых культурных конструкций и стремление к повышению уровня самообразования, рост уровня художественно-эстетического сознания.
Момент, который переживает современная школа, - во многом ключевой. Выбор между безответственной болтовней и серьезной интеллектуальной работой совершается сегодня. И этот выбор определяет, воцарится ли "легкость в мыслях необыкновенная", которая поможет нашим детям сбросить с себя обременительное иго русской истории и культуры, или победят столетиями строившие ее ценности служения и труда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Интеграция гуманитарных предметов на уроках эстетического цикла.
Что же такое интегративные уроки? Какую они выполняют роль в обучении и воспитании учащихся? Каковы особенности проведения интегративных уроков искусства?Ответы на эти вопросы ...
Технологии интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся (из опыта работы)
Данная статья обращена широкому кругу читателей...
«Роль предмета гуманитарного и эстетического цикла в процессе социализации и самоопределения учащихся или зачем обучающемуся искусство?»
Перед вами скромное эссе или мысли вслух учителя музыки общеобразовательной школы....
«Роль предмета гуманитарного и эстетического цикла в процессе социализации и самоопределения учащихся или зачем обучающемуся искусство?»
Перед вами скромное эссе или мысли вслух учителя музыки общеобразовательной школы....
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена".
Статья "Интеграция предмета "Музыка" с предметами гуманитарного и эстетического циклов" и разработка интегрированного урока по музыке и истории в 8 классе "Сердце Шопена"....
"Взаимосвязь музыки с предметами естественных, гуманитарных и эстетических циклов".
Настоящая наука и настоящая музыка требуют однородного мыслительного процесса. ...
Технология интеграции предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов как средство формирования общекультурной компетенции учащихся. (Из опыта работы).
Данная статья написана в соавторстве с учителем математики Баричевой Т.И. и представляет собой описание интегрированных уроков из цикла "Математический Петербург"...