Проект «Валеологическая школа педагога»
проект по теме
Важным направлением модернизации российского образования является создание условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнение тот факт, что здоровье подрастающего поколения в значительной степени зависит и от обеспечения здоровья педагога. Учителя же, как профессиональная группа, отмечаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_valeologicheskaya_shkola_pedagoga.docx | 35.67 КБ |
Предварительный просмотр:
БОУг. Омска «Гимназия № 159»
Проект «Валеологическая школа педагога»
Авторы проекта:
Зибзеева О. В. заместитель директора
Обласова Л. С. школьный психолог
Борисова М. Ю.учитель информатики
Актуальность
Важным направлением модернизации российского образования является создание условий сохранения и укрепления здоровья субъектов образовательного процесса. Не вызывает сомнение тот факт, что здоровье подрастающего поколения в значительной степени зависит и от обеспечения здоровья педагога. Учителя же, как профессиональная группа, отмечаются крайне низкими показателями физического и психического здоровья.
Анализ результатов анкетирования педагогического коллектива БОУ г. Омска «Гимназия № 159» позволил выявить факторы, отрицательно влияющие на психоэмоциональное и физическое самочувствие педагогов:
- хроническая усталость
- проблемы со здоровьем
- незапланированные поручения;
- неожиданно возникающая необходимость замены коллег;
- изменение расписания;
- эмоциональная перегрузка;
- личные проблемы;
- случающиеся конфликтные ситуации с родителями;
- работа в «трудных классах»
Среди факторов положительно влияющих на психоэмоциональное и физическое состояние педагоги указали следующие:
- возможность посещения бассейна и сауны;
- работа группы здоровья;
- предварительное обсуждение нагрузки на предстоящий учебный год с администрацией;
- возможность получения платных сеансов массажа;
- возможность получения консультации психолога не только по учебным, но и по личным и семейным проблемам;
- наличие столовой;
- возможность обращения к стоматологу;
- устоявшийся коллектив, низкая конфликтность, совместный досуг, дающий положительные эмоции.
В качестве причин возникновение указанных негативных факторов можно выделить объективные и субъективные. Субъективные причины в разной степени проявления присущи большинству педагогов:
- внешняя мотивация здорового образа жизни
- низкая самоорганизация, отсутствие или не использование знаний и навыков самоменеджмента
- низкая стрессоустойчивость, отсутствие или не использование знаний по саморегуляции
- низкая профессиональная компетентность в вопросах эффективного разрешения конфликтных ситуаций и создания благоприятного социально-психологического климата.
Цель проекта: создание социально-психологических условий развития компетентности педагогов в сфере здоровьесбережения и сохранения здоровья педагогов.
Задачи проекта:
- развитие мотивации педагогов на поддержание и сохранение здоровья
- получение педагогами знаний и навыков самоменеджмента, тайм менеджмента, профилактики заболеваний, способах поддержания и сохранения здоровья.
- получение педагогами знаний и навыков психологической саморегуляции и стрессоустойчивости
- овладение способами формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом и ученическом коллективах
- выработка навыков и способов эффективного поведения в конфликте.
- повышение компетентности педагогов в организации здоровьесберегающего образовательного процесса.
Ожидаемый результат:
- позитивные изменения в мотивации ЗОЖ педагогов и учащихся;
- повышение уровня личной самоорганизации педагогов
- снижение эмоциональных перегрузок и повышение стрессоустойчивости педагогов
- улучшение социально-психологического климата педагогического и классных коллективов
- снижение конфликтности и улучшение межличностных отношений
Предполагаемые эффекты проекта: снижение невротизации детей в процессе обучения, усиление мотивации детей к сбережению собственного здоровья как следствие положительного личного примера педагогов.
Основные этапы реализации проекта:
№ | Мероприятия | Форма | Сроки | Ответственные |
1 | Выяснение запроса педагогов на виды и формы мероприятий валеологической направленности | анкетирование | сентябрь | Зам директора по НМР, педагог-психолог, фельдшер, учителя физкультуры |
2 | «Самоменеджмент педагога» «Психологическое здоровье педагога» «Стрессы, первая помощь» «Приемы боьбы с дисстрессом» | Информационные семинары | Октябрь, ноябрь, декабрь, январь | Педагог-психолог |
3 | «Приемы и способы формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива» | Лекция, дискуссия | ноябрь | Педагог-психолог, социальный педагог |
4 | «Высшая школа питания» (консультации индивидуальные и групповые) | диагностики и качественный анализ массы тела, обучающие семинары | октябрь, ноябрь, декабрь | Специалисты центра здорового питания |
5 | Организация здоровьесберегающего образовательного процесса | Проектировочный семинар Семинар-практикум | декабрь, январь, февраль | Заместитель директора по УВР медработник |
6. | «Причины конфликтов и способы разрешения конфликтов» | Лекция Дискуссия | февраль | Педагог-психолог, социальный педагог |
7 | «Коммуникативная компетентность педагога» «Эффективное общение» | тренинги | март | Педагог-психолог |
8 | Навыки психической саморегуляции | тренинг | апрель | Педагог-психолог |
9 | Коррекция эмоционального состояния | Сеансы релаксации | В течение года | Педагог-психолог Приглашенные специалисты |
10 | Оказание социально-психологической, медицинской помощи и поддержки | консультирование | В течение года | Педагог-психолог, социальный педагог, фельдшер |
10 | Физическое оздоровление | Посещение бассейна и сауны | В течение года | Заместитель дир. По ТО бассейна |
11 | Физическое оздоровление | Группа здоровья | В течение года | Учителя физкультуры |
12 | Совместный досуг | Выезды за город Праздничные мероприятия Выходы в театры, музеи, на выставки и т.д. Неформальных творческих объединений | В течение года | Зам. директора по УВР |
Участниками проекта являются педагоги гимназии.
В качестве технического обеспечения проекта используются ресурсы гимназии: бассейн с 2 чашами и сауной, тренажерный зал, хореографический зал, спортивный зал, кабинет психологической разгрузки, компьютерная техника.
Все виды мероприятий проводятся специалистами, работающими в гимназии, возможно привлечение (на основе взаимовыгодного сотрудничества) приглашенных специалистов: врачей, врачей-психотерапевтов, психологов.
Способы оценки реализации проекта: эффективность каждого мероприятия оценивается ответственным за его проведение специалистом через анализ мнений участников, посещаемость мероприятий, запрос на дальнейшую работу в обозначенном направлении.
Общая оценка проекта осуществляется по окончании его реализации через анализ выполнения задач проекта, анкетирование педагогов участников проекта.
Управление проектом осуществляет заместитель директора по научно-методической работе, координируя деятельность специалистов: психологов, социального педагога, учителей физкультуры, медика, приглашенных специалистов.
Проект разработан участниками команды профессионального развития «Здоровьесбережение участников образовательного процесса» в рамках опытно-экспериментальной работы по проблеме «Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности педагога в условиях образовательного учреждения».
Проект реализовывался в течение трех лет. Трижды в неделю педагоги имели возможность посещать занятия группы здоровья и тренажерный зал. Один раз в неделю в распоряжении педагогов бассейн с сауной. Для повышения уровня компетентности педагогов в области здоровьесбережения проводились информационные семинары и семинары-практикумы: «Обзор оздоровительных методик», «Психологическое здоровье учащихся и педагогов», «Стрессы, первая помощь в острой стрессовой ситуации», «Самоменеджмент педагога». В процессе реализации проекта педагоги-психологи регулярно проводили сеансы релаксации для педагогов и обучение навыкам саморегуляции, оказывали консультативную помощь.
Приглашенные тренеры-консультанты «Высшей школы питания» проводили диагностику массы тела и качественный анализ ее составляющих, проводили консультации и лекции по проблеме здорового питания.
В рамках проекта специалистами службы была разработана и реализована программа по формированию благоприятного социально-психологического климата (СПК) педагогического коллектива. Программа включала в себя: диагностику состояния СПК, получение педагогами знаний о значении благоприятного СПК для учебной деятельности, методах его формирования, консультирование администрации по вопросам психологии управления с целью создания оптимальных условий труда, повышения эффективности и совершенствования методов руководства педагогическим коллективом. Значительной частью программы выступало обучение педагогов навыкам эффективного взаимодействия через тренинг коммуникативной компетентности, тренинг педагогического общения, тренинг развития профессионального самосознания педагога, лекции о предотвращении и снятии конфликтов «Приемы и способы формирования благоприятного социально-психологического климата коллектива», «Причины конфликтов и способы разрешения конфликтов», «Эффективное общение». Улучшению неофициальных отношений способствовало совместное проведение досуга и создание неформальных объединений (команда КВН, совместные занятия спортом, клуб молодых педагогов «Надежда»). Эффективность программы была подтверждена повторной диагностикой СПК в 2008-2009 учебном году, которая показала среднюю степень благоприятности СПК (для сравнения в 2004-2005 году была диагностирована низкая степень благоприятности СПК коллектива).
Для повышения компетентности педагогов в организации здоровьесберегающего образовательного процесса в рамках проектировочных семинаров были разработаны методические рекомендации по объёму домашних заданий, по оптимизации и рациональной организации времени при выполнении домашнего задания, была разработана карта анализа урока с позиций здоровьесбережения, гигиенические требования к максимальным величинам образовательной нагрузки. Уточнены гигиенические требования к условиям обучения в классных помещениях: длительность пользования персональным компьютером на уроках информатики, длительность сквозного проветривания учебных помещений, в зависимости от температуры наружного воздуха, длительность непрерывного применения на уроках различных ТСО с учетом возраста детей.
Разработаны классные часы «Как рационально использовать время при самоподготовке», «Как готовиться к экзаменам. Профилактика экзаменационных стрессов»; комплексы упражнений на координацию работы полушарий, концентрацию внимания, снятие нервно-психического напряжения, которые могут быть использованы для проведения физкультминуток в среднем и старшем звене. В настоящее время все обозначенные разработки внедрены в образовательный процесс гимназии.
Для оценки результативности проекта были использованы диагностические методики:
- Г. Айзенк «Самоооценка психических состояний»
- «Оценка социально-психологического климата коллектива по полярным профилям»
- Анкета «Компетентность педагога в организации здоровьесберегающего образовательного процесса».
В результате реализации проекта:
- Произошло снижение количества педагогов с высоким уровнем тревожности и фрустрации.
- Степень благоприятности СПК констатирована как средняя (до проекта диагностика показывала низкую степень благоприятности СПК педагогического коллектива).
- Уровень компетентности педагогов в организации здоровьесберегающего образовательного процесса существенно возрос по сравнению с уровнем. выявленным до реализации проекта.
Гимназия неоднократно презентовала свой опыт по созданию здоровьесберегающей среды образовательного учреждения через участие в конкурсах, конференциях, выставках различного уровня.
Как перспективные мы видим следующие направления деятельности по здоровьесбережению участников образовательного процесса: продолжение использования оправдавших форм и методов работы по просвещению, созданию мотивации на здоровый образ жизни, оздоровлению со всеми участниками образовательного процесса, поиск новых форм, методов и технологий, создание и реализация совместных проектов для более активного сотрудничества с родителями и общественностью в обозначенном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социальные проекты в школе. Проект "СМИ. Школьная газета "Звонок""
Созданный проект даёт возможность узнать , как делается школьная газета от начала и до признания....
Проект "Валеологический практикум"
В ходе изучения курса анатомии группа учеников 8-х классов проявила интерес к различным физиологическим методикам, позволяющим определить уровень здоровья человека. Это побудило меня к созданию ...
Работа над проектом "Моя школа" в 8 классе школ с углубленным изучением английского языка
Работа над данным проектом целесообразна в 3 четверти 8 класса, т.к. тема учебника "Образование" открывает возможность говорить о своей школе как о части большой системы и ее роли в этой системе....
Методическая разработка «Учебный проект: от « школы знаний» к «школе деятельности», проект по технологии "Фитодизайн интерьера"
Учебный прикладной проект по предмету как способ формирования умений и навыков проектной деятельности обучающихся 5-7 классов...
Управленческий проект «Творческие союзы педагогов (ТСП) как элемент усовершенствования модели управления методической работой в школе в условиях реализации ФГОС»
Данный проект подготовлен для муниципального конкурса "Новая волна" (конкурс для молодых заместителей директора школы)...
Основы валеологической культуры педагога
Основы валеологической культуры педагога...