Музыка Югорской земли "Звуки Торума"
методическая разработка по теме

Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать  продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу сохранения и возрождения традиционной культуры древней Югорской земли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr.urok_pechat.docx31.29 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

А

 Национальная культура обских угров на рубеже столетий.

Тема урока:   Музыка  Югорской земли  « Звуки Торума ».

 Цель урока:   обобщение знаний по музыкальной культуре ханты и манси. 

  Задачи:            

         Образовательные

 - закрепление и расширение представлений о национальной культуре обских угров;                                             -  изучение традиционной культуры  малочисленных народов  Севера через общую характеристику времен и народов.

          Развивающие

-  развитие творческой активности  музыкантов;                

 -  расширение музыкального кругозора  студентов;                  

 -  включение будущих профессионалов в создание национальной музыкальной среды города, района, округа. 

               

         Воспитывающие

   - воспитание профессионального интереса к национальным музыкальным инструментам; 

   - воспитание бережного отношения к этнокультуре;  

   -  осознание значимости  ХМАО-ЮГРЫ в финно-угорском сообществе.

 

Мотивация учебной деятельности  студентов                                                                                                                     -  расширение  границ  востребованности выпускников колледжа в различных областях культуры;                

 -  интеграция личности в систему культур финно-угорского сообщества.

Методы:  словестный, наглядный, сравнительный,  проблемно-поисковый,       практический.

Оборудование:  воспроизводящая  ауди-видео аппаратура, доска, диски, наглядные пособия, национальные музыкальные инструменты.

Форма работы:   фронтально – индивидуальная.

Предварительная работа:  

- подборка литературы, видеоматериалов, нотной литературы;

- распределение тем выступлений,  подготовка  слайд-программы;

- разучивание музыкальных иллюстраций.

Учебная группа:   студенты   3-4 курсов отделения инструментов  русского народного оркестра.   Участие в открытом уроке добровольное.  

                                      ХОД УРОК

Вводная часть /организационный момент/.

Приветствие.     Пэча, пэча  рагэм  моэм йёх !

                         Добрый день уважаемые педагоги, гости и студенты.

Тему  открытого урока « Национальная музыкальная культура обских угров на рубеже столетий»  я определила исходя из того, что в учебном плане  нынешних    III-IV курсов входили предметы:  

- История края   / традиционная   культура обских  угров/    2-й курс

- Знакомство  с  национальными инструментами   /факультатив/   3-курс

- Инструментоведение     / ансамбли  струнных  национальных инструментов /  4-курс.

Поэтому тип урока представлен, как  систематизации и обобщения знаний  и умений по музыкальной культуре ханты и манси   данной группы студентов.

Цель:  Привлечение внимания к традиционной культуре.

Разминка.  Из словарика  национальных  терминов:

           -  этнофольклор                                                                        -  песня – дарения                                                                                                                                                        

           - фонограф                                                                                 -  бубен                                                                                                                                                                          

           - самобытный исполнитель                                                   -  тумран

           - календарные песни                                                              - тоорсапль-юх

           - шаманизм                                                                                - личный наигрыш                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Цель:  Эмоциональный настрой студентов на активную работу.

 Основная часть.

 1.Национальная музыкальная культура в начале xxi века.

-  Истоки национальной музыкальной культуры обских  угров.

-  Формы  бытования музыкальной  этнокультуры  в наше время.

-  Национальные   музыкальные  инструменты  и их разновидности.

-  Из чего складывается репертуар самобытных исполнителей.

- Выдающиеся композиторы финно-угорского сообщества:                                                                                     Ян  Себелиус    /….-…../   финский композитор,     «Грустный валь

Бела Барток  /1881-1945г.г./  венгерский педагог, пианист, собиратель фольклора.

Золтан Кодаи /1882-1967гг./ венгерский   педагог-фольклорист

Гельмер Синисало /1920-1978гг./ советский карельский, эпосный  балет «Сампо»

Яков Эшпай /1890-1963гг./советский марийский педагог-фольклорист

Владимир Шесталов - единственный профессиональный композитор  Югры.

Цель: Обобщение и систематизация  знаний.

 2.Возрождение и сохранение  музыкальной этнокультуры

     Дмитрий Агеев – энтузиаст, этнограф, музыкант, композитор, педагог  /снэл тэтэ кэ /

    Марья Кузьминична Волдина – руководитель семейного фольклорного коллектива.

    Национальные самодеятельные этнофольклорные коллективы.

    Окружной музыкальный финно-угорский театр «Солнце» г. Ханты-Мансийск.

3.Потенциал национальной культуры в образовании.

    -  Первая национальная детская  музыкальная школа п. Саранпауль

    - ДШИ Сургутского района    /п.Ульт-Ягун, Нижний Сортым,  Солнечный, с.Сытомино /

    - Центр Искусств одаренных детей севера  г. Ханты – Мансийск.

    - Сургутский музыкальный колледж  г.Сургут

    - Педагогический институт г.Нижневартовск

Цель: Воспроизведение знаний на новом уровне.

 4. Профессионально-направленная деятельность студентов.

       Участие в Первом виртуальном конкурсе исследовательских работ учащихся средних учебных заведений Югры.  «Югра: этнокультурный диалог» г.Сургут. 2011г.

                                 - Работа « Женщина из рода Бобра»    Слинкина Александра

                                 - Работа «Национальный календарь»    Лемешко Ольга

Методическая деятельность 

                                - Пособие по обучению игре на  струнных  национальных   инстру ментах /нарс-юх, санквылтап /  в ДШИ.   Автор  Пастухова Надежда,  2007г.

      Издательская деятельность:

                                 - Сборник «Песни и наигрыши семьи Кечимовых»     /расшифровки студента 4-курса  Ивана Полеха, позднее выпускник  композиторского отделения  Санкт-Питербургской  консерватории /

                              - Нотный сборник « Мелодии Югры – детям»   /вошли пьесы студентов Эллы Редька « Детская сюита на тему песни Тимофея  Кечимова  «Маленький гусь»,     Ивана Полеха  «Фантазия на хантыйские темы для фортепиано с оркестром» /

                                  - Научно-методический журнал  «Образование Югории»   №26 2012г.

/включены работы  студентов Галины Карповой  «Ай эвэлэм», «Ан Кэли»,  Виктора Полозова, Александра Санникова «  Куренька»,  Дмитрия Симонова  «Танец охотников», Юлии Кошелевой   «Танец» /

                                  - Сборник научно-методических статей. Учебное пособие. /Коллектив преподавателей БУ «Музыкальный колледж» - Сургут, Издательство  ООО «Винчестера»,

2012 –С30  /включен нотный материал обработок национальных мелодий студентов/

Цель: применение знаний и умений в новой ситуации.

 

 5.Практическая часть урока.

       Звучат   национальные инструменты:

  Программная музыка – сочинения, представляющие зарисовку сюжетных образов мира природы:  Голос весеннего лебедя,  Козарки летят,  Звездный оленёнок,           

      Заячий ручей     переложение и исполнение   Кошелева Юлия  /санквылтап/,  Шаршон  Ирина  /наркас-юх/

   Ритуальные  наигрыши   посвящаются  духам предков.  При жизни они  прославились      своим умом, силой, добротой.  Заслуги  со временем обретают мифическую форму, а  имена  героев обожествляются.  

     Хонт Торум ойка   /нинь-юх /  обработка и исполнение  Полудюк  Марии.                 Символический образ – большая  волкообразная собака с семью  стрелами  и наконечнеками.  Легенда:   Хонт  Торум ойка был великий воин. Однажды его взяли в плен, закрыли в амбаре и велели играть на санквылтапе,  чтобы никуда не сбежал.  Утром приходят враги расправиться с воином, смотрят – сидит мышка и играет хвостиком по струнам.

        Обработки и переложения национальных мелодий

    Песни - наигрыши

    Женский   ТАНЕЦ    исполняют  Карпова Галина /баян/,  Дымшакова Катя /домра/                                

   Хантыйская    мелодия  «Куренька»    обработка  для дуэта гитар, исполняют  Половов Виктор, Санников Александр.  

    Песня – танец, сатирическая сценка  у северных ханты и манси.  Куренька – это имя девушки-неряхи,  которая  плохо шьет и плохо танцует.

6.  Видеознакомство

                  Владимир Шесталов – музыкант, педагог, композитор;

                  Мария Кузьминичка Волдина – носитель традиционной культуры, поэтесса, руководитель семейного  этнофольклорного ансамбля;

                  Национальные самодеятельные коллективы Сургутского района;

                 Архивные записи «Шаман»

        Рефлексия     / подведение итогов занятий /

      Сегодня  мы ненадолго окунулись в музыкальную культуру обских  угров, история  

 которой уходит за пределы нашей эры. Об этом свидетельствуют изображения на камнях со 2-го тысячетилетия до нашей эры, а также многочисленные эпические сказания.

      Видя  в каком    самобытном состоянии  находится традиционная культура обских угров, нам, профессиональным музыкантам, в первую очередь необходимо  решить  эту проблему через:

       - реконструкцию  национальных  инструментов в соответствии с современными требованиями сцены;

     - обучение музыкальному творчеству на профессиональном уровне;

    -  открытие в ДМШ,  ССУЗах,  ВУЗах  округа отделений национальной культуры,  классов по обучению игре на музыкальных инструментах  ханты и манси;

      - создание оркестров и ансамблей и ансамблей национальных инструментов;

       - воспитание творческой интеллигенции из лиц  коренной национальности;

       - сбор, расшифровка, обработка репертуара на  национальной основе;

       - возрождение исполнительства на национальных инструментах через обучение молодежи;

        - формирование композиторской школы.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка Югорской земли "Звуки Торума"

Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать  продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу со...

Музыка Югорской земли "Звуки Торума"

Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать  продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу со...