Музыка Югорской земли "Звуки Торума"
методическая разработка на тему
Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу сохранения и возрождения традиционной культуры древней Югорской земли.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkr.urok_pechat.docx | 31.29 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
А
Национальная культура обских угров на рубеже столетий.
Тема урока: Музыка Югорской земли « Звуки Торума ».
Цель урока: обобщение знаний по музыкальной культуре ханты и манси.
Задачи:
Образовательные
- закрепление и расширение представлений о национальной культуре обских угров; - изучение традиционной культуры малочисленных народов Севера через общую характеристику времен и народов.
Развивающие
- развитие творческой активности музыкантов;
- расширение музыкального кругозора студентов;
- включение будущих профессионалов в создание национальной музыкальной среды города, района, округа.
Воспитывающие
- воспитание профессионального интереса к национальным музыкальным инструментам;
- воспитание бережного отношения к этнокультуре;
- осознание значимости ХМАО-ЮГРЫ в финно-угорском сообществе.
Мотивация учебной деятельности студентов - расширение границ востребованности выпускников колледжа в различных областях культуры;
- интеграция личности в систему культур финно-угорского сообщества.
Методы: словестный, наглядный, сравнительный, проблемно-поисковый, практический.
Оборудование: воспроизводящая ауди-видео аппаратура, доска, диски, наглядные пособия, национальные музыкальные инструменты.
Форма работы: фронтально – индивидуальная.
Предварительная работа:
- подборка литературы, видеоматериалов, нотной литературы;
- распределение тем выступлений, подготовка слайд-программы;
- разучивание музыкальных иллюстраций.
Учебная группа: студенты 3-4 курсов отделения инструментов русского народного оркестра. Участие в открытом уроке добровольное.
ХОД УРОК
Вводная часть /организационный момент/.
Приветствие. Пэча, пэча рагэм моэм йёх !
Добрый день уважаемые педагоги, гости и студенты.
Тему открытого урока « Национальная музыкальная культура обских угров на рубеже столетий» я определила исходя из того, что в учебном плане нынешних III-IV курсов входили предметы:
- История края / традиционная культура обских угров/ 2-й курс
- Знакомство с национальными инструментами /факультатив/ 3-курс
- Инструментоведение / ансамбли струнных национальных инструментов / 4-курс.
Поэтому тип урока представлен, как систематизации и обобщения знаний и умений по музыкальной культуре ханты и манси данной группы студентов.
Цель: Привлечение внимания к традиционной культуре.
Разминка. Из словарика национальных терминов:
- этнофольклор - песня – дарения
- фонограф - бубен
- самобытный исполнитель - тумран
- календарные песни - тоорсапль-юх
- шаманизм - личный наигрыш
Цель: Эмоциональный настрой студентов на активную работу.
Основная часть.
1.Национальная музыкальная культура в начале xxi века.
- Истоки национальной музыкальной культуры обских угров.
- Формы бытования музыкальной этнокультуры в наше время.
- Национальные музыкальные инструменты и их разновидности.
- Из чего складывается репертуар самобытных исполнителей.
- Выдающиеся композиторы финно-угорского сообщества: Ян Себелиус /….-…../ финский композитор, «Грустный валь
Бела Барток /1881-1945г.г./ венгерский педагог, пианист, собиратель фольклора.
Золтан Кодаи /1882-1967гг./ венгерский педагог-фольклорист
Гельмер Синисало /1920-1978гг./ советский карельский, эпосный балет «Сампо»
Яков Эшпай /1890-1963гг./советский марийский педагог-фольклорист
Владимир Шесталов - единственный профессиональный композитор Югры.
Цель: Обобщение и систематизация знаний.
2.Возрождение и сохранение музыкальной этнокультуры
Дмитрий Агеев – энтузиаст, этнограф, музыкант, композитор, педагог /снэл тэтэ кэ /
Марья Кузьминична Волдина – руководитель семейного фольклорного коллектива.
Национальные самодеятельные этнофольклорные коллективы.
Окружной музыкальный финно-угорский театр «Солнце» г. Ханты-Мансийск.
3.Потенциал национальной культуры в образовании.
- Первая национальная детская музыкальная школа п. Саранпауль
- ДШИ Сургутского района /п.Ульт-Ягун, Нижний Сортым, Солнечный, с.Сытомино /
- Центр Искусств одаренных детей севера г. Ханты – Мансийск.
- Сургутский музыкальный колледж г.Сургут
- Педагогический институт г.Нижневартовск
Цель: Воспроизведение знаний на новом уровне.
4. Профессионально-направленная деятельность студентов.
Участие в Первом виртуальном конкурсе исследовательских работ учащихся средних учебных заведений Югры. «Югра: этнокультурный диалог» г.Сургут. 2011г.
- Работа « Женщина из рода Бобра» Слинкина Александра
- Работа «Национальный календарь» Лемешко Ольга
Методическая деятельность
- Пособие по обучению игре на струнных национальных инстру ментах /нарс-юх, санквылтап / в ДШИ. Автор Пастухова Надежда, 2007г.
Издательская деятельность:
- Сборник «Песни и наигрыши семьи Кечимовых» /расшифровки студента 4-курса Ивана Полеха, позднее выпускник композиторского отделения Санкт-Питербургской консерватории /
- Нотный сборник « Мелодии Югры – детям» /вошли пьесы студентов Эллы Редька « Детская сюита на тему песни Тимофея Кечимова «Маленький гусь», Ивана Полеха «Фантазия на хантыйские темы для фортепиано с оркестром» /
- Научно-методический журнал «Образование Югории» №26 2012г.
/включены работы студентов Галины Карповой «Ай эвэлэм», «Ан Кэли», Виктора Полозова, Александра Санникова « Куренька», Дмитрия Симонова «Танец охотников», Юлии Кошелевой «Танец» /
- Сборник научно-методических статей. Учебное пособие. /Коллектив преподавателей БУ «Музыкальный колледж» - Сургут, Издательство ООО «Винчестера»,
2012 –С30 /включен нотный материал обработок национальных мелодий студентов/
Цель: применение знаний и умений в новой ситуации.
5.Практическая часть урока.
Звучат национальные инструменты:
Программная музыка – сочинения, представляющие зарисовку сюжетных образов мира природы: Голос весеннего лебедя, Козарки летят, Звездный оленёнок,
Заячий ручей переложение и исполнение Кошелева Юлия /санквылтап/, Шаршон Ирина /наркас-юх/
Ритуальные наигрыши посвящаются духам предков. При жизни они прославились своим умом, силой, добротой. Заслуги со временем обретают мифическую форму, а имена героев обожествляются.
Хонт Торум ойка /нинь-юх / обработка и исполнение Полудюк Марии. Символический образ – большая волкообразная собака с семью стрелами и наконечнеками. Легенда: Хонт Торум ойка был великий воин. Однажды его взяли в плен, закрыли в амбаре и велели играть на санквылтапе, чтобы никуда не сбежал. Утром приходят враги расправиться с воином, смотрят – сидит мышка и играет хвостиком по струнам.
Обработки и переложения национальных мелодий
Песни - наигрыши
Женский ТАНЕЦ исполняют Карпова Галина /баян/, Дымшакова Катя /домра/
Хантыйская мелодия «Куренька» обработка для дуэта гитар, исполняют Половов Виктор, Санников Александр.
Песня – танец, сатирическая сценка у северных ханты и манси. Куренька – это имя девушки-неряхи, которая плохо шьет и плохо танцует.
6. Видеознакомство
Владимир Шесталов – музыкант, педагог, композитор;
Мария Кузьминичка Волдина – носитель традиционной культуры, поэтесса, руководитель семейного этнофольклорного ансамбля;
Национальные самодеятельные коллективы Сургутского района;
Архивные записи «Шаман»
Рефлексия / подведение итогов занятий /
Сегодня мы ненадолго окунулись в музыкальную культуру обских угров, история
которой уходит за пределы нашей эры. Об этом свидетельствуют изображения на камнях со 2-го тысячетилетия до нашей эры, а также многочисленные эпические сказания.
Видя в каком самобытном состоянии находится традиционная культура обских угров, нам, профессиональным музыкантам, в первую очередь необходимо решить эту проблему через:
- реконструкцию национальных инструментов в соответствии с современными требованиями сцены;
- обучение музыкальному творчеству на профессиональном уровне;
- открытие в ДМШ, ССУЗах, ВУЗах округа отделений национальной культуры, классов по обучению игре на музыкальных инструментах ханты и манси;
- создание оркестров и ансамблей и ансамблей национальных инструментов;
- воспитание творческой интеллигенции из лиц коренной национальности;
- сбор, расшифровка, обработка репертуара на национальной основе;
- возрождение исполнительства на национальных инструментах через обучение молодежи;
- формирование композиторской школы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыка Югорской земли "Звуки Торума"
Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу со...
Музыка Югорской земли "Звуки Торума"
Нацональная культура обских угров богата своей историей и многообразием. Для молодых музыкантов такое знакомство может стать продолжением профессиональной деятельности и послужить общему делу со...