Мои «одуванчики», или О специфических трудностях работы учителя в классах компенсирующего обучения
статья (9 класс) по теме
Одной из проблем современного образовательного процесса стала проблема снижения качества знаний. По статистике, среди учащихся, которые испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают педагогически запущенные учащиеся и те, кто по ряду причин просто не может усвоить школьную программу в полном объеме. Количество таких детей колеблется от 30 до 40 %.
Вот почему создание классов компенсации – требование времени. Учителям, работающим в ККО, приходится очень сложно: есть ряд проблем, существенно влияющих на работу в таких классах. Во-первых, негативно на учебном процессе сказывается то, что ни один учитель не прошел курсы повышения квалификации по причине их отсутствия. Во-вторых, нельзя не отметить, что дефицит методической литературы также отрицательно сказывается на компенсирующей направленности учебного процесса. Есть какие-то общие «выкладки», не учитывающие возрастные особенности детей, специфику преподаваемого предмета. Поэтому каждый сам для себя ищет те способы, приемы и методы работы, которые кажутся ему наиболее эффективными для работы в классах КО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moi_oduvanchiki.doc | 67 КБ |
Предварительный просмотр:
Мои «одуванчики»,
или
О специфических трудностях работы учителя в классах компенсирующего обучения
Одной из проблем современного образовательного процесса стала проблема снижения качества знаний. Причин тому множество: это и «духовная перестройка» общества, переосмысление ценностных ориентиров – ведь еще совсем недавно были времена, когда знания были «немодными», – и те соблазны, которыми окружена нынешняя молодежь, и, конечно, здоровье подрастающего поколения… Причем, по статистике, среди учащихся, которые испытывают стойкие трудности в обучении и адаптации к школе, особое место занимают дети, не имеющие выраженных сенсорных отклонений, а также грубых нарушений интеллектуального и речевого развития. Это педагогически запущенные учащиеся и те, кто по ряду причин просто не может усвоить школьную программу в полном объеме. Количество детей, которые уже в начальных классах по различным причинам оказываются не в состоянии за отведенное время и в необходимом объеме усвоить программу, колеблется от 30 до 40 %. Увеличение числа таких детей отмечается во всем мире. Это обусловлено различными причинами, например, такими, как нарушенная экология; наследственность; различные виды патологии во время беременности; тяжелые роды; курение, алкоголь, наркотики, которые зачастую употребляет мать до и во время беременности. Нельзя исключать из причин увеличения числа аномальных детей и вредные привычки отца, которые также влияют на развитие ребенка.
Проблема обучения таких детей стала одной из наиболее актуальных психолого-педагогических проблем. В зависимости от подхода к обследованию этих детей в разных странах, применяются разные понятия (термины) для обозначения нарушений в развитии. В конце 60-х годов стали использовать термин «дети со специфическими трудностями в обучении», чтобы подчеркнуть отсутствие каких-либо других значительных физических или психических недостатков, которые вызывают затруднения в обучении. И, без сомнения, к таким детям нужен особый подход. Это означает включение ребенка в разнообразные социальные отношения, активное общение, общественно полезную деятельность на основе компенсаторных возможностей. Чем раньше начинается специальное педагогическое воздействие, тем лучше развивается процесс компенсации, который способствует развитию ребенка в благоприятном направлении. Воспитание и обучение детей со специфическими трудностями в обучении — сложная социальная и педагогическая проблема. Ее решение служит целям подготовки этих детей в соответствии с их возможностями к самостоятельной, активной общественно полезной жизни.
В практике работы школ, по целому ряду причин, обычно не разграничивают те группы учащихся, которые должны учиться под медицинским наблюдением и наблюдением психолога, от тех, кого называют «педагогически запущенными», у кого неблагополучная семья, кто не получает помощи вне школы. Эти «дети отстают от своих сверстников именно в интеллектуальном и речевом развитии».
Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации, затрудняются при необходимости сравнить, обобщить, систематизировать изученное. Они не могут в течение необходимого времени удерживать внимание при изложении учителем учебного материала; у них бедный словарь, они с трудом воспринимают переносное значение слов, метафору, не чувствуют подтекста, не могут пересказать теорию.
Сегодня все говорят о том, что нужно опираться на индивидуальные особенности ученика. Однако – вот парадокс! – школьные программы до последнего времени остаются одноуровневые для определенной возрастной группы, требования к знаниям и умениям однообразны, система оценок субъективна. Все это способствует развитию конфликтов в школе. Вот почему мы говорим о том, что создание классов компенсации – требование времени: ведь детей, испытывающих затруднения в освоении общеобразовательных программ, тоже нужно обучать, они должны получить аттестат о неполном среднем образовании и выйти из школы с необходимым для жизни запасом знаний.
Учить таких детей, действительно, сложно: они не верят в себя, недооценивают свои возможности, обладают чувством страха, настроены пессимистично. При каждой неудаче они все больше впадают в депрессию, опускают руки, желание действовать покидает их. И все это вместе с тем, что их мыслительные способности и так слабы. Цель создания классов компенсации – дать возможность таким ребятам проявить себя, поверить в свои силы, насколько это возможно заинтересовать их в обучении. И решающую роль в успешном обучении в таких классах играет организация учебного процесса.
В нашей школе есть классы компенсации. И, надо сказать, что учителям, работающим в ККО, приходится очень сложно: есть ряд проблем, существенно влияющих на работу в таких классах. Во-первых, негативно на учебном процессе сказывается то, что ни один учитель не прошел курсы повышения квалификации по причине их отсутствия. Во-вторых, нельзя не отметить, что дефицит методической литературы также отрицательно сказывается на компенсирующей направленности учебного процесса. Есть какие-то общие «выкладки», не учитывающие возрастные особенности детей, специфику преподаваемого предмета. Поэтому каждый сам для себя ищет те способы, приемы и методы работы, которые кажутся ему наиболее эффективными для работы в классах КО.
Я преподаю русский язык и литературу в 9 классе, являющемся ККО. Что и говорить, работа с ребятами, обучающимися в таком классе, требует большой самоотдачи и выдержки от учителя, максимальной подготовки к учебным занятиям. Для себя я определила несколько правил, общих для всех дисциплин.
Во-первых, – и это самое главное! – создание доброжелательной атмосферы не только на уроке, но и в общении во внеурочное время. Ребенок должен доверять учителю, знать, что над ним никогда не будут насмехаться, его не унизят, какую бы глупость он не сказал – не путать с хамством: хамство, по моему глубокому убеждению, должно быть наказано всегда! Учитель должен понять и принять каждого ребенка, проявить разумную требовательность, встать, если это необходимо, на позиции ученика, быть терпеливым, справедливым, уметь вести непринужденный диалог и, самое главное, верить в возможности ученика.
Во-вторых, отказ от шаблона в организации урока. Уроки должны быть разнообразными, непохожими один на другой; нужно стараться использовать как можно больше видов деятельности на одном уроке, разнообразными должны быть формы, методы и средства преподавания. Случается, что приходится перестраивать урок «на ходу», импровизировать. Без сомнения, при построении урока в обычном общеобразовательном классе, на мой взгляд, нужно придерживаться тех же принципов, но, планируя урок в ККО, нужно помнить, что эти дети особенно нуждаются в индивидуальном подходе, и то, что будет привычным в общеобразовательном классе, окажется неприемлемым для ККО.
В-третьих, максимально большее число учащихся должны быть вовлечены в активную работу на уроке. С этой целью я часто использую на уроках игровые моменты. И хотя ребята уже взрослые, они с удовольствием откликаются на мое предложение поиграть в лингвистическую игру, провести КВН или турнир и т.д. Урок должен быть интересен детям, иначе никакого толку не будет даже на самом правильном, по всем требованиям педагогической науки построенном уроке. Мне кажется, большую роль здесь играет эмоциональность учителя, его искреннее увлечение своим делом. Ведь если дети не почувствуют, как преподаватель любит свой предмет, как ему самому интересно то, о чем он говорит, как смогут заинтересоваться они?
В-четвертых, должна быть дифференциация учащихся по учебным возможностям, интересам, способностям – лучше «скрытая». С этой целью на уроках я часто использую карточки с индивидуальными заданиями, разнообразие деятельности обучающихся на уроке.
В одной из статей о работе с детьми в ККО увидела советы психологов, точнее, правила, на которые должен опираться учитель в работе со слабыми учащимися. Эти советы использую в своей работе. Вот они:
- Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание и подготовку.
- Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
- Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
- Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому, только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок, дав возможность ученикам позаниматься дома.
- Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
- Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень болезненно к ним относится.
- Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и исправления написанного.
- Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
В-пятых, поощрение тех ребят, которые сделали шаг вперед (по сравнению с самими собой). Не скуплюсь, оценивая «рост» таких детей. Ответил на «3», но лучше, чем обычно – поставлю «4», чтоб ребенок понял: сегодня он молодец! Чтоб появилось желание к следующему уроку подготовиться еще лучше. И обязательно хвалю. «Умница», «как хорошо, правильно ты сказал», «молодец» - обычные слова на наших уроках.
Уроки русского языка проходят более-менее сносно, потому что это почти точная наука, там может быть алгоритм действий, есть возможность действовать по образцу. И, надо сказать, что дети хотят работать тогда, когда чувствуют, что у них получается. Так, они с удовольствием выходят к доске, находят в предложениях грамматические основы, чертят схемы (это стало их любимым занятием, неудачи их не пугают), определяют виды сложных предложений. Почти все этот материал на минимальном теоретическом уровне усвоили. Конечно, были и остаются (и, скорее всего, останутся, хотя хотелось бы надеяться на более благоприятные прогнозы!) проблемы с орфографической зоркостью, бедным лексиконом, что существенно усложняет работу на уроке. Но от этого никуда не деться, и я понимаю, что моя задача как учителя максимально дать то, что ребята могут взять. И стараюсь это делать как умею.
Но вот уроки литературы, конечно, оказываются гораздо сложнее и для учащихся, и для учителя. Речь там идет, как правило, о предметах отвлеченных и во многом для детей непонятных. И у меня часто складывается такое ощущение, что дети просто не понимают, чего я от них хочу: ну писал Пушкин о любви – ну и пусть, нам-то что до этого?! Было в 18 веке восстание Пугачева – а мы-то тут при чем? Жертвовать чем-то для кого-то – да с какой стати?!! Впервые с таким отношением я столкнулась в прошлом году. Когда ребята учились в 6-м классе, разговор у нас как-то еще складывался, в 7-м классе – так получилось – литературу у них преподавал другой учитель. А в 8-й класс они пришли, ощущая себя взрослыми, знающими, что им нужно – и это что-то, по их мнению, уж точно не было литературой. Они просто не читали тексты, отказывались принимать участие в обсуждении. Сказать тогда, что я оказалась к этому не готова – значит не сказать ничего. Ведь, что скрывать, настроение учителя во многом зависит от того, какую отдачу он получает на уроке. Готовясь к своим урокам – особенно если это уроки литературы – я сама выкладываюсь полностью. И часто, видя, как ребята спорят на уроке, ищут истину и какими окрыленными они уходят от меня, продолжая обсуждать нашу тему и после урока, я чувствую себя по-настоящему счастливой. А тут – равнодушие, нежелание меня услышать, полное непонимание, чего от них хотят. Сначала я расстраивалась, и на уроки литературы в этот класс шла, как на эшафот, понимая, что впереди меня и ребят ждут 40 тягостных для обеих сторон минут. Домашнее задание по литературе дети делать категорически не желали, на уроке работали «через раз», часто по принуждению, а не по желанию. Конечно, не все. Всегда находилось два-три человека, с которыми мы и вели урок, но большая часть класса отмалчивалась. Да и те ребята, которые старались работать, не понимали многие тексты, если читали их самостоятельно.
В конце концов, я осознала простую истину: дома дети читать не могут, потому что просто не в силах понять то, что прочитали! Поэтому своим правилом №1 я сделала максимальную работу по содержанию текста на уроке. Особенно если это текст стихотворный! Но даже на уроках читая в этом году комедию «Горе от ума», роман «Евгений Онегин», ребята совершенно не понимали, о чем идет речь, пока я не начала просто пересказывать тексты. Правилом №2 стал просмотр фрагментов фильмов, снятых по произведениям классиков. В классе у нас к этому времени собралась значительная фильмотека, и, когда есть возможность, я часто использую этот прием на уроках. Иногда мы прослушиваем диск с текстом – обычно, если работаем со стихотворением. А потом, после профессионального исполнения, ребята сами пробуют выразительно прочитать текст. Это создает особый настрой на уроке.
Конечно, наверное, кому-то это покажется неправильным, быть может, даже кощунственным, но по-другому эти дети просто не могут усвоить. А так у них появилась возможность осмыслить проблемы, поднятые в произведениях, и даже порассуждать над ними. И оказалось, что дети даже смогли увидеть общечеловеческий смысл произведений, уловить их связь с жизнью, соотнести с современностью, понять, насколько актуальны поднятые проблемы сейчас. Они поняли, что молчалины и фамусовы живут и в наши дни; что и сейчас существует множество людей, живущих фальшиво, в маске; что, если нет цели в жизни, человек глубоко несчастен и сегодня. Конечно, о глубоком анализе произведений не может быть и речи, разговор получается поверхностным, но это, без сомнения, уже стало большим шагом вперед. По крайней мере, пропасть между нами сузилась, и это не может не радовать.
Дети стали писать сочинения – пусть слабенькие, коротенькие, но это их попытка высказать свое мнение. Они не списывают – пишут сами, и то, что на один вопрос дается множество разных ответов – меня тоже радует. Вот один из примеров: в качестве домашнего задания при изучении романа «Евгений Онегин» ребятам был предложен вопрос: «Кто виноват в смерти Ленского?». Вот несколько фрагментов детских сочинений:
«В смерти Ленского виновата Ольга. Зачем она пошла танцевать с Онегиным? Если у нее уже есть жених, не надо было вызывать у него ревность…»
«Я считаю, что в смерти Ленского виноват он сам. Не надо было вызывать Онегина на дуэль. Он ведь только потанцевал с Ольгой. А Ленский взревновал. А Онегин не мог отказаться от дуэли, потому что тогда бы его стали считать трусом…»
«Мне кажется, что в смерти Ленского есть вина всех троих человек. Ольга виновата потому, что дала повод Ленскому ревновать ее. Онегин виноват, потому что не подумал о Ленском, что Ленский может вызвать его на дуэль. А Ленский виноват, что не сдержался. И за свою глупую вспыльчивость поплатился жизнью».
«В смерти Ленского виноват Онегин. Он ведь был его другом. Как можно было застрелить своего друга! Да еще из-за девчонки! Я бы так не поступил. Ну и пусть бы меня назвали трусом. Зато мой друг был бы жив!»
Правилом №3 для меня стало частое использование карточек для индивидуальной работы, каждый ребенок получает свое задание – особенно слабым ребятам даю задания с выбором ответа. Иногда это бывают совсем коротенькие задания, на выполнение которых даю 3-4 минуты, а затем проверяем все вместе. Например, в качестве задания слабым ребятам предложены цитаты из текста о каком-либо персонаже, учащийся должен определить, о ком идет речь. Ребята «посильнее» в качестве задания получают вопрос, на который нужно дать развернутый ответ. Дети полюбили такие задания, и, когда они предлагаются на уроке, в классе чувствуется заметное оживление.
Проблемным остается то, что дети не приучены и не хотят работать самостоятельно со словарями и справочным материалом, хотя на уроке у нас такой проблемы не наблюдается. Если их учитель попросил на уроке – сделают, дома самостоятельно не выполнят.
Правило №4 – в каждом уроке стараться найти положительное, позитивные моменты. Считаю важным научить ребят видеть хорошее даже в том, что не до конца получилось, чтобы не пропало желание двигаться в этом направлении, становиться лучше, узнавать больше.
А совсем недавно я (в очередной раз!) открыла для себя, что в чем-то эти дети гораздо мудрее нас, взрослых! В качестве домашнего задания по русскому языку было задано сочинение о школе (готовились к школьному юбилею). Сочинения были разные, в основном, слабенькие, корявые…
Но одно из них одной только фразой сразу запомнилось, обратило на себя внимание. Вот оно:
«В моей жизни школа очень много значит! Если бы не школа, я бы не имела столько знаний, сколько имею сейчас. Школа дает дорогу в жизнь. В школе мы проводим самые лучшие годы – это детство, юность. У нас останутся разные воспоминания: смех на уроке, молчание у доски… Конечно же, школа дает нам лучших друзей, которые, бывает, остаются на всю жизнь.
Я очень люблю свою школу. Я ценю каждый прожитый школьный день. Пусть, бывает, нет желания идти в школу или делать домашнее задание, но я понимаю, что это все-таки нужно мне.
Я люблю наших учителей. Они дают нам советы, которые потом пригодятся в нашей дальнейшей жизни.
Я люблю тех людей, которые учатся со мной в классе, какими бы они не были. Я каждый день вижу их, и поэтому за все годы, которые мы учились вместе, мы стали одной большой семьей.
Я рада, что учусь в лучшей школе города – школе №78!».
Это «люблю, какими бы они не были» напомнило одну из любимых притч.
Жил-был добрый человек, который очень любил цветы. Его сад радовал взгляд каждого, кто проходил мимо. Здесь росли самые прекрасные цветы, которые только можно себе представить. Но однажды утром этот человек вышел в сад и ужаснулся: среди его прекрасных цветов появился обыкновенный одуванчик. Человек вырвал его с корнем, но через несколько дней на клумбе было уже несколько одуванчиков. И чем больше он боролся с ними, тем больше их появлялось. Отчаявшись и не зная, что делать, человек пришел к мудрецу и спросил, как ему быть. А старец, улыбнувшись, ответил: «Полюби их».
Любовь к детям – вот что главное в работе учителя. И никакие, даже самые лучшие, правила, методы, приемы, формы не помогут, если не будет простой любви.
Хочется пожелать своим коллегам, работающим на благодатной ниве Просвещения, терпения, мужества, педагогического мастерства и слов благодарности от своих учеников. А это в нашей работе – самая лучшая похвала.
Список источников:
- Давыденко Ольга Алексеевна, педагог-психолог. Психолого-педагогическая деятельность с детьми с задержкой психического развития младшего школьного возраст//http://festival.1september.ru/
- Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др. Рабочая книга школьного психолога Под ред. И.В. Дубровиной М.: Просвещение, 1991
- Одуванчики. Современная притча // http://pritchi.ru/
- Тарасова Алла Петровна, доцент кафедры педагогики и методики начального образования; Шевченко Людмила Николаевна, учитель начальных классов. К вопросу обучения детей группы риска решению простых арифметических задач.// http://cf17.hc.ru/cgi-sys/defaultwebpage.cgi
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Особенности преподавания Информатики и ИКТ в классах компенсирующего обучения"
В работе рассмотрены особенности учащихся классов компенсирующего обучения, приведены основные принципы и методы преподавания Информатики и ИКТ в данных классах....
Опытно-методическая работа по теме: «Дифференцированный подход к проведению уроков русского языка в классе компенсирующего обучения».
Содержание.Введение. Эффективность обучения школьников.2Глава l. Дифференцированное обучение школьников. 31.1. Инклюзивное образование.31.2. Понятие о дифференцированном обучении.61.3. Изучение ...
Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения.
Проблема достижения стандарта по математике в классах компенсирующего обучения. С появлением классов компенсирующего обучения возникли как общепедагогические, так и методические проблемы. К общепед...
Тексты экзаменационных изложений в 9 классе (компенсирующее обучение)
Предварительная отработка текстов поможет подготовиться к экзамену в традиционной форме (изложение) в 9 классе в классах компенсирующего обучения...
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения
План-конспект открытого коррекционно-развивающего занятия во 2-ом классе компенсирующего обучения...
Из опыта работы по преподованию истории в классах компенсирующего обучения.
Важной задачей сегодня для учителя является организация учебного процесса детей, которые испытывают трудности в обучении. Учитель должен создать действенные формы помощи таким детям и условия для макс...
Особенности психических процессов у учащихся класса компенсирующего обучения
Анализ работы педагога-психолога в классе компенсирующего обучения...