система работы с одаренными детьми
статья на тему
Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть, то, что остается, когда все выученное забыто.
Макс Лауэ, физик
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_raboty_sodarennymi_detmi.doc | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Созонтова В.М.,
учитель информатики,
руководитель НОУ школы
Система работы с одаренными детьми, обеспечивающая развитие потребностей и способностей к интеллектуальному саморазвитию.
Не так важно приобретенное знание, как развитие способности мышления. Образование есть, то, что остается, когда все выученное забыто.
Макс Лауэ, физик
Смысл жизни каждого человека состоит в его наиболее полной жизненной самореализации. Полнота жизненной самореализации означает достижение максимально возможной пользы, которую может принести человек самому себе, своим близким, обществу на основе своих индивидуальных способностей, знаний, умений, навыков, компетенций, нравственных и мировоззренческих качеств и приоритетов.
«Школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования». (Из Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года).
Задачей школы, следовательно, является, во-первых, выявление одаренных детей, причем эта работа происходит в процессе всех видов деятельности в школе и вне школы; во-вторых, развитие и обучение их. Как это осуществляется в нашей школе, какие формы работы используются? Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету. Этот интерес можно поддерживать по-разному: рассмотрением задач, решение которых предполагает недостаточность имеющихся знаний у учащихся; историческими экскурсами к истокам изучаемых вопросов; решением задач практического содержания; занимательными элементами урока. Интерес формируется, конечно же, и через внеклассные занятия: на кружках, элективных курсах, цель которых – расширение и углубление знаний по предмету, развитие способностей, привитие интереса и вкуса к самостоятельным занятиям по предмету, развитие инициативы, творчества учащихся (лекции, рефераты, участие в НОУ).
Работа с одаренными детьми в нашей школе ведется с первой ступени обучения. В начальной школе используем систему дополнительного образования. Это позволяет нам удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурный и образовательные потребности детей, обеспечить выявление, поддержку, развитие их способностей в рамках. В школе работают кружки: компьютерный «Смайлик», «Историческое краеведение», «Флористика», «Технология» «Рисование» и др.
Важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели в школе создано и существует научное общество учащихся “Поиск”. (Свидетельство о регистрации первичного подразделения НОУ «Поиск», дата регистрации 16.11.07г.). Главное правило участия в научно- исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ “Поиск”. Диагностика первых членов НОУ по определению глубины знаний учащихся, широты предметной направленности интересов школьников осуществлялась через классно-урочные и индивидуальные занятия, позднее через проведение интеллектуального марафона. На первых заседаниях научного общества было придуманы название - НОУ “ПОИСК” и девиз – “Учился, выделился, отличился”. Для организации научно-исследовательской деятельности использовались различные формы работы: семинары, индивидуальные и кружковые занятия, где развивались интеллектуальные способности учащихся, юных исследователей, знакомили со структурой НИР и требованиями к её оформлению. Первым результатом реализации проекта ШНОУ “ПОИСК” стало проведение научно-практической конференции, на которой были представлены работы различных видов и направлений. Цель нашей деятельности – организация работы с одаренными детьми, обеспечивающая развитие потребности и способности к интеллектуальному саморазвитию, специальных предметных знаний и ключевых компетентностей. В школьной модели решение этих задач достигается через следующие формы работы:
- Интеллектуальные марафоны.
- Участие в заочных конкурсах и олимпиадах.
- Участие в олимпиадах, конференциях, викторинах.
- Индивидуальные и групповые занятия по одному–двум предметам на углубленном уровне (элективные курсы).
- Переход на индивидуальные планы обучения.
- Мини-курсы на развитие ключевых компетентностей, памяти, внимания, самоактуализации.
- Проектная деятельность (как зачетная по отдельным предметам).
- Индивидуальные занятия с учителями-предметниками.
- «Предолимпийские тренинги».
- Формирование групп учащихся 1-4 классов, 5–7 классов и 8-11 классов, ориентированных на участие в НПК как команды.
- Научно-практическая конференция.
Принципиально важной для нас стала идея формирования команд из учащихся ориентированных на участие в НПК. 1-4 классы – «Животный и растительный мир», 5-7 классы – «Краеведение», 8-11 классы – «Мир человека». По нашему мнению, объединение ребят в такую интеллектуально-творческую группу будет способствовать развитию интереса к интеллектуальному росту каждого участника. Так получилось, что в команды пришли дети самые разные по складу характера, типу восприятия. Никого нельзя было исключить из списка желающих попробовать свои силы. Важно понимать, что не каждый должен стать участником и победителем НПК. Все же главное у нас – собрать единомышленников, которые стремятся к познанию нового и неизведанного. Работа в НОУ начинается с общего организационного собрания, целью которого является обсуждение плана работы, определение участников и их руководителей. Обязательно проводится семинары для руководителей исследовательских работ: «Этапы работы над исследовательской темой», «Правила оформления работ», «Способы представления и защиты». Заседания секций проводятся ежемесячно по темам:
- Как производить сильное впечатление на аудиторию.
- Как работать с литературой.
- Формулирование целей и задач, выдвижение гипотез.
- Обсуждение соответствия содержания теме исследовательской работы.
- Виды защиты исследовательской работы.
- Ораторское искусство. Культура выступления перед аудиторией.
- Взаимоконтроль выполненной работы.
- Допуск к участию в школьной НПК.
- Обсуждение результатов, подведение итогов работы.
Для организации и проведения конференции создается оргкомитет. Он разрабатывает программу, формирует список участников, утверждает экспертный совет, организует награждение победителей. Состав оргкомитета утверждается методсоветом школы.
Взаимодействие участвующих сторон в процессе выполнения проектной, учебно-исследовательской работы:
Оказавшись в роли исследователя, учащийся не только решает конкретную задачу своей работы, но и приобретает целый ряд умений: исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания с практикой. За период 2006-2009 гг. общее количество участников проекта составило 60 человек, которыми было выполнено 59 научно- исследовательских работ. Ежегодно в школе проводится научно-практической конференция “Завтра рождается сегодня”, призеры которой выходит на муниципальные и региональные конференции.
Результаты работы НОУ:
Классы | Школьная НПК | Муниципальная НПК | Региональная | ||
2006- 2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | Всего участников | Всего участников | |
1-4 | 6 | 11 | 7 | 5 | 1 |
5-7 | 5 | 5 | 5 | 6 | 1 |
8-11 | 9 | 6 | 5 | 12 | 6 |
Высокий уровень выполнения, разнообразие областей исследования, содержательность и актуальность научных работ позволяет занимать призовые места на конференциях муниципального уровня, а также очень успешно выступать на конференциях регионального уровня в г. Омске. Сравнивая результаты за последние три года можно наблюдать рост качества подготовленных работ. Если призером районной НПК 2008 г. был один ученик Райс Александр (8 класс) с работой по информатике «Криптография один из способов защиты информации», он же представлял Азовский район в области, то в 2009 году на областную конференцию поехали уже шесть человек: работа Райса Павла (5 класс) «Компьютер и светофор» (информатика) принесла победу в области.
По итогам работы в течение учебного года в школе проводим интеллектуальные игры «Самый умный», турниры Знатоков, где определяем самых успешных участников.
Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях. Научное общество “ПОИСК” - это активная форма организации познавательного процесса через научно – исследовательскую деятельность учащихся. Сегодня в его состав входят одаренные, талантливые и пытливые ребята с 1 по 11 класс. Нашей школе есть, чем гордиться: растет число ребят, участвующих в научно-практических конференциях различного уровня, в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах. Отрадно, что эти участия являются результативными: мы имеем победителей и призеров таких мероприятий.
Задачи, стоящие перед детьми и взрослыми, по-прежнему достаточно сложные. Однако уже сегодня видно, что заложены первые камни в будущий успех наших учеников…
Использованные источники:
- Гашкова О. Н., Организация работы с одаренными детьми муниципального образовательного учреждения , МОУ «Гимназия № 43», г. Омск
- Дмитриева И.Н. Программа по самообразованию учителя биологии и химии МОУ СОШ №43 города Тюмени
- Ильницкая И.А. Психолого-педагогические основы выявления и развития одаренности детей и подростков – Омск: ГОУ ДПО «ИРООО», 2006
- Ласкожевская Е.В., учитель МХК, Программа работы школьного научного общества учащихся "Поиск"
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы с одаренными детьми по французскому языку.(из опыта работы)
Данный материал участвовал во II областной научно-практической конференции "Учитель иностранного языка: грани педагогического мастерства"....
Система работы с одаренными детьми (из опыта работы)
В современную эпоху становления постиндустриального общества, когда значение интеллектуального и творческого человеческого потенциала значительно возрастает, работа с одаренными и высоко мотивированны...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)
Система работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования (из опыта работы)...
Из опыта работы: "Система работы с одаренными детьми"
Презентация опыта...
Система работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочной деятельности (из опыта работы)
В данной презентации отражена работа по выявлению и развитию способностей учащихся...
Система работы с одаренными детьми в рамках реализации ФГОС - из опыта работы
Одним из наиболее дискуссионных вопросов является вопрос о частоте проявления детской одаренности. Существуют две точки зрения: «все дети являются одаренными» и «одаренные дети встречаются крайне ред...