Семья как основной институт формирования и социализации личности.
статья по теме
В статье рассматриваются основные факторы воздействия семьи на развитие и воспитание ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_kak_socialnyy_institut_formirovaniya_i_socializacii_lichnosti.doc | 101.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Соколова Т.Н., учитель истории
МБОУ СОШ с углубленным изучением
отдельных предметов №2 г. Волжский
Волгоградской области
Семья как социальный институт формирования и социализации личности.
Семья – это тот маленький мир, куда приходит появившийся на свет человек. И от того, что он получит в семье, зависит его физическое и психическое развитие, а также само формирование человека как личности.
Поэтому очень важно видеть связь ребенка и его семьи. Семейные условия, включая социальное положение, род занятий, материальный уровень и уровень образования родителей, их личностный набор нравственных качеств в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Но кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое дают ему родители, на ребенка воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия накапливается с возрастом, преломляясь в структуре личности.
Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения детей, особенно подростков, который бы не зависел от семейных условий в настоящем и прошлом.
Подробнее остановимся на семейных условиях, которые влияют на развитие и воспитание детей.
В последнее время материальный уровень семьи начинает играть все возрастающую роль. Более обеспеченные родители могут дать ребенку все необходимое для физического и интеллектуального развития. Они выбирают детский сад или школу не по степени приближенности к дому, а исходя из уровня образования этого учреждения и психологической комфортности для ребенка, где бы велось обучение в малокомплектной группе, с упором на иностранные языки и компьютерным обучением, и т.д. (подобные образовательные услуги из-за высокой стоимости не доступны большинству молодых семей). И, в дальнейшем, материально обеспеченные семьи имеют больше возможности помочь своим детям в получении высшего образования.
Немаловажную роль в психологическом развитии ребенка играет уровень образования родителей. По данным социолога Э. К. Васильевой, у родителей с высшим образованием доля детей с высокой успеваемостью (средний балл выше 4) втрое выше, чем в группе семей с неполным или средним образованием. Эта зависимость сохраняется даже в старших классах, когда дети уже имеют навыки самостоятельной учебной деятельности и не нуждаются в непосредственной помощи родителей.
Помимо образовательного уровня родителей, очень влияет на психическое состояние и развитие детей состав самой семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков.
Значительное влияние на личность ребенка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением.
Существует несколько относительно автономных психологических механизмов, посредством которых родители влияют на своих детей. Во - первых, подкрепление: поощряя поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью. Во-вторых, идентификация: ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же, как и они. В- третьих, понимание: зная внутренний мир ребенка и чутко откликаясь на его проблемы, родители тем самым формируют его самосознание и коммуникативные качества.
Однако, невозможно спрогнозировать полностью результаты воспитания. Здесь возможен механизм психологического противодействия: ребенок, чью свободу жестко ограничивают, может вырасти с повышенной тягой к самостоятельности, а тот, кому все разрешают, вырасти зависимым. Поэтому, конкретные свойства личности ребенка в принципе не выводимы ни из свойств его родителей (ни по сходству, ни по контрасту), ни из отдельно взятых методов воспитания.
Вместе с тем важны эмоциональный тон семейных отношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины.
Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы. На одном полюсе которой стоят максимально близкие, теплые, доброжелательные отношения, а на другом – далекие, холодные и даже враждебные.
В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрения, а во втором - строгость и наказания. Множество исследований доказывают преимущества первого подхода. Ребенок, лишенный явных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «я». Изучение юношей и взрослых, страдающих психофизическими и психосоматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, умственной деятельности или учебе, показывает, что все эти явления значительно чаще наблюдаются у тех, кому в детстве не хватало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность или невнимание со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Эта враждебность может проявиться как явно, по отношению к родителям, так и скрытно. Безотчетная, немотивированная жестокость, проявляемая некоторыми подростками и юношами по отношению к посторонним людям, не сделавшим им ничего плохого, нередко оказывается именно следствием детских переживаний. Если же эта бессильная агрессия направляется внутрь, она дает низкое самоуважение, чувство вины, тревоги и т.д.
Эмоциональный тон семейного воспитания существует не сам по себе, а в связи с определенным типом контроля и дисциплины, направленных на формирование соответствующих черт характера. Разные способы родительского контроля также можно представить в виде шкалы, на одном полюсе которой высокая активность, самостоятельность и инициатива ребенка, а на другом - пассивность, зависимость, слепое послушание. А за этими типами отношений стоит не только распределение власти, но и разное направление внутрисемейной коммуникации: от родителей к ребенку, в других - от ребенка к родителям. Кроме того, родители не всегда практикуют один и тот же стиль дисциплины: отцы, как правило, воспринимаются подростками и на самом деле бывают более жесткими и авторитарными, чем матери, так что общий семейный стиль, в известной степени, компромиссный. Отец и мать могут взаимно дополнять, а могут и подрывать влияние друг друга.
Взаимоотношения родителей и детей меняются по мере взросления последних. Если в дошкольном, младшем школьном возрасте больше внимания уделяется привитию положительных привычек и формированию характера, то в дальнейшем на первую ступень выступают взаимоотношения детей и родителей. Наилучшие взаимоотношения складываются обычно тогда, когда родители придерживаются демократического стиля воспитания. Этот стиль в наибольшей степени способствует воспитанию самостоятельности, активности, инициативы и социальной ответственности. Поведение ребенка направляется в этом случае последовательно и вместе с тем гибко и рационально:
-родитель всегда объясняет мотивы своих требований и поощряет их обсуждение подростком;
-власть используется лишь в меру необходимости;
-в ребенке ценится как послушание, так и независимость;
-родитель устанавливает правила и твердо проводит их в жизнь, но не считает себя непогрешимым;
-он прислушивается к мнению ребенка, но не исходит только из его желаний.
Крайние типы отношений, все равно, идут ли они в сторону авторитарности или либеральной всетерпимости, дают плохие результаты. Авторитарный стиль вызывает у детей отчуждение от родителей, чувство своей незначительности и нежеланности в семье.
Родительские требования, если они кажутся не обоснованными, вызывают либо протест и агрессию, либо привычную апатию и пассивность. Перегиб в сторону всетерпимости вызывает у подростка ощущение, что родителям нет до него дела. Кроме того, пассивные, незаинтересованные родители не могут быть предметом подражания и идентификации, а другое влияние - школа, сверстники, средства массовой информации и коммуникации , часто не могут восполнить этот пробел. Ослабление родительского начала, как и его гипертрофия, способствуют формированию личности со слабым «Я».
Рассуждая о семье, как факторе психического развития ребенка, необходимо отметить важность обнаружения у детей проявляющихся задатков и способностей. Есть множество примеров проявления талантов у детей, когда особое участие в их развитии относится к родителям. Заметить способности не трудно. Но родительский долг состоит в том, чтобы развить эти способности ребенка, предоставить возможности для самореализации личности ребенка. Семью называют ячейкой общества, потому что она является малой частью общества и воспитывает детей, формирует определенные черты и качества характера, развивает способности детей, способствует развитию интеллектуальной и трудовой деятельности и формированию личности ребенка, готовит его ко взрослой жизни, как члена общества. Но наиболее важную роль можно отнести семье как источнику формирования психического здоровья ребенка, начиная еще с дородового периода. Спокойное душевное состояние ребенка является залогом успехов ребенка в развитии способностей в различных сферах деятельности. Любовь и взаимопонимания между родителями, между детьми и родителями, гибкие и демократичные методы воспитания способствуют устойчивому психическому и гармоничному развитию личности ребенка.
Всегда нужно помнить: здоровые дети – это будущее здоровье общества. И какими они войдут в мир взрослых, в новое сообщество, зависит от микроклимата каждой семьи.
ЛИТЕРАТУРА :
Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии и физиологии подростка. М., 1986
Кон И.С. Психология ранней юности. М., 1989.
Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник. М.-Изд. Центр «Академия». 1998
Педагогика / Под ред. Бабановского Ю К.-М.. 1988
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.
В современных условиях ситуация складывается так, что семья и школа являются главными ответчиками за все неудачи, связанные с воспитанием молодого поколения. Сегодняшние дети, к сожалению или к счасть...
Сотрудничество школы и семьи - главное условие в формировании и воспитании личности ребенка.
Семья и школа – это берег и море.На берегу, ребенок делает свои первые шаги,получает первые уроки жизни,а потом перед ним открывается необозримое море знаний,и курс в этом море прокладывает школа.Это ...
Взаимодействие семьи и школы – один из факторов социализации личности воспитанников.
В современных сложных социально-экономических условиях социализация подрастающего поколения требует особого внимания к успешной адаптации Социальный педагог принимает активное участие в этой работе , ...
Семья – важнейший институт социализации личности
Материал для проведения родительского собрания...
Доклад на тему "Социальное положение семьи, как основной фактор формирования личности ребенка"
Семья - малая социальная группа, основанная на браке, кровном родстве или индивидуальных потребностях людей в союзе друг с другом. Ее отличают единое экономическое основание общность быта, взаимно зав...
Семья как социальный институт формирования личности ребёнка
Документ содержит информацию о роли семьи в воспитании ребёнка, родительских стилях воспттанияи установках, общении родителей и детей как детерминанте развития ребёнка, социально-психологических типах...
Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...