Духовно – нравственное воспитание в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов.
статья по теме
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно – нравственное воспитание в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов.
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Разрабатывая модель интеграции воспитательных воздействий в целостный образовательный процесс и создания условий для адаптации, социализации и развития личности учащихся была разработана и включена в учебный план гимназии «Интегративная программа духовно – нравственного воспитания учащихся».
Программа делится на курсы:»Этика»-5-7 классы, «Основы религиозных культур и светская этика» 5-6 классы, » Человековедение» -8-9 классы, «Философское осмысление жизни» в 10-11 классах, Деловой современный этикет 10 – 11 классы, Мировая художественная культура 10 – 11 классы (профильные) .
Программа воспитания соответствует требованиям времени, и новым государственным образовательным стандартам в области духовно – нравственного развития и воспитания школьников.
Содержание программы группируется вокруг базовых национальных ценностей, каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая, превращается в воспитательную задачу.
Содержание определяется развитием и усвоением базовых для современного школьника компетенций:
Ценностно –смысловые компетенции.
Учебно – познавательные.
Коммуникативные.
Социально – трудовые.
Общекультурные.
Компетенции личностного самосовершенствования.
Здоровьесберегающие компетенции.
Информационные.
К методам формирования ключевых компетенций относятся:
– обращение к опыту учащихся;
– решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;
– организационно-деятельностные игры (ОДИ);
– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;
– интеграция обучения.
В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретенными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на ее качество, ничего не изменили в ее сущности, остались «мертвым капиталом».
Традиционные подходы к нравственному образованию школьников в основном и выстраивались на передаче готового нравственного опыта.
Но опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.
Программа направлена на решение конкретных задач:
- обеспечение школьника средствами самопознания;
- формирование психосоциальной компетенции, в широком смысле слова, с точки зрения физического, психического и социального благополучия;
- повышение представлений подростка о собственной значимости, ценности;
- развитие внутренней активности учащегося;
- перенос положительного опыта в свое ближайшее окружение.
Программа курса не стабильна, вариативна, изменчива. Она может корректироваться по тематике, содержанию, формам уроков, их методике. Чаще в зависимости от задач и стратегии воспитания, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся, характера окружающей воспитательной среды и сложившейся психолога – педагогической ситуации, результатов диагностических методик, от моих возможностей как педагога.
Программа обогащена методическим инструментарием, продуктивными педагогическими технологиями способствующими актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.
Обязательным элементом на уроках является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций.
Методическое выражение данной задачи подчиняется принципу: чем ярче и композиционно разнообразнее построено диалогическое взаимодействие с учениками и его деятельностное начало, чем существеннее влияние на эмоциональную сторону личности, тем эффективнее результат.
Диагностические методики – один из способов получения объективной обратной связи с детьми, позволяющий взаимодействовать с ними в процессе воспитания. С точки зрения реализации этических задач, они служат еще и средством формирования ценностных ориентаций, моментом актуализации самосознания, способом становления самооценки, а также способствуют необходимой нравственной корректировке жизнедеятельности детей в гимназии.
Применение диагностических методик позволяет:
1.Соблюдать скрытую педагогическую позицию по отношению к воспитанникам и сохранять тайну педагогической цели.
2.Исключит педагогическое давление на производимый выбор, как на предварительном этапе, так и на оценочном.
3.Создать условия максимально приближенные к изолированности каждого воспитанника от влияния группы.
4.Сохранение анонимности полученных показателей и соблюдение тайны индивидуальных ответов перед учителями, родителями и самими учениками.
5.Разнообразие методик и занимательность их форм переключает внимание ребенка с назначения методики на ее форму.
6.Возможность единого математического анализа результатов, для каждой возрастной группы.
7. Предварительное планирование проведения методик на определенный период времени.
Интегративность программы духовно нравственного развития предусматривает добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, поселка, района, города, области, республики, России.
Проекты учащихся «Родословная», «Добрые дела», « Социальная реклама», « Эталон поведения современного подростка», « Природа – мой дом», «Жизненные ценности, или искусство жить достойно» - являются эффективной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации школьников и показателем сформированности ценностно –смысловых , коммуникативных, социально – трудовых, общекультурных, информационных компетенций.
Практическое воплощение проекты учащихся находят через детско – юношеское и молодёжное движение, детскую правозащитную организацию «Новое Поколение» и детское общественное объединение «Радуга».
Это проекты «Зимний сад», «Дизайнер», «Модельное агенство», «Помоги тому кто рядом», « Проект эстетического усовершенствования гимназии», « Здоровыми во взрослую жизнь» и другие.
Мы можем решать задачи создания целостной системы формирования культуры здоровья ребенка на различных этапах обучения:
-сохранения и укрепления психологического здоровья учащихся;
- профилактики аддиктивного поведения, выявление детей относящихся к группе риска, суицидальной направленности;
Интегрируя в своем воспитательном воздействии с усилиями других субъектов воспитательного пространства гимназии ( педагоги, классные руководители, соц. педагог, психолог, преподаватели доп. образования, семья учащегося), программа систематизирует их, и от класса к классу ( с 5 по 11) формирует ключевые компетенции учашихся и развивает нравственно – духовный потенциал ребенка.
Одним из показателей эффективности воздействия реализуемой программы является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире.
Эти факторы проявляются:
- в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложненных ситуациях;
- в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых;
- в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков;
- в появлении внутреннего контроля – совести;
- осознания моральной стороны поступков и самого себя как носителя нравственности.
Как результат воспитательного воздействия программы, можно отметить:
-динамика уровня воспитанности учащихся гимназии не снижается;
-уровень сформированности морально – нравственных качеств соответствует возрастным нормам
-высокие показатели сохраняются по параметрам: культура поведения и нравственность.
Развитие происходит за счет системного воздействия» Интегративной программы духовно – нравственного воспитания «и систему традиций гимназии.
Заместитель директора Лебеденко О.И.
по воспитательной работе МОУ ТРМГ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект по формированию духовно-нравственных ценностей в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования "Душа России"
1. Паспорт проекта Наименование проекта: Проект по духовно-нравственному воспитанию учащихся муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средня...
ПЕТЕРБУРГ – ТЕРРИТОРИЯ ПОЗНАНИЯ. Я И МОЙ МИР. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПЕТЕРБУРГСКОЙ ШКОЛЫ ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПУТЕВОДИТЕЛЬ
В брошюре представлены маршруты увлекательных экскурсий по Санкт-Петербургу, рекомендованы спектакли и книги, социальные акции, в которых ученики 5 – 6 класса могут принять участие вместе со своими ро...
Выступление на форуме "Метод проектов на уроках математики как одна из эффективных технологий достижения планируемых универсальных учебных действий в условиях реализации Федерального государственного стандарта"
Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знан...
Актуальные вопросы профессиональной деятельности педагога в условиях реализации федеральных образовательных государственных стандартов (ФГОС)
Педагоги не могут успешно кого-то учить,если в это же время усердно не учатся сами.Али АпшеронПояснительная запискаВ современных преобразованиях в России образование становится важнейшим ресурсом соци...
Духовно-нравственное воспитание в условиях реализации ФГОС"
Цельработы: Изучение Стандартов новых требований в образовании и воспитании обучающихся в свете новых требований ФГОС среднего общего (полного) образования, их апробация в средней школе.Содержан...
Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»
Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...
Доклад "Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников младшего дошкольного возраста по вопросам духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС ДО"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Первомайский детский сад» филиал «Дружба»Первомайского района Тамбовской области Доклад на тему:...