Игра для учеников 10 класса по метематике "Обстрел понятий"
методическая разработка (10 класс) по теме

Задания проверяют теоретические знания учащихся, знание определений и их историческое происхождение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_vne_uroka.doc117 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного занятия с использованием компьютера

Авторы: Парфенова Елена Витальевна, Топчиева Ольга Николаевна

Образовательное учреждении:  Муниципальное общеобразовательное учреждение « СОШ №2» г. Колпашева Томской области.

Внеклассное занятие.

Класс: 10

Тема: Обстрел понятий. Математика 10 класс

Тип занятия: Игровая программа.

Задачи:

  1. Расширить знания школьников в области происхождения математических понятий,

фактов из жизни ученых- математиков.

  1. Формировать интерес к истории математики и биографии знаменитых ученых .
  2. Совершенствовать навыки работы в группе, развивать умение слушать и слышать друг друга, учиться плодотворно взаимодействовать для достижения совместных целей.

Учебно-методическое обеспечение:

Время реализации занятия: 45 минут

Авторский медиапродукт: презентация из      19   слайдов (среда PowerPoint)

  1. Среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint, текстовый редактор Microsoft Word PowerPoint.
  2. Вид медиапродукта: наглядная презентация учебного материала (19 слайдов).
  1. Структура медиапродукта для воспитателя: последовательные кадры презентации.

№ п/п

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Временная реализация

№ слайда

1

Вступительное слово ведущего.

1 минута

№ 1,2

2

Знакомство с правилами игры.

3 минуты

№ 3

3

Задания 1 раунда .

9 минут

№ 4,5,6,7

4

Музыкальная пауза

4 минуты

№ 8

5

Задания 2 раунда

9 минут

№ 9,10,11,12,

6

Музыкальная пауза

3 минуты

№13

7

Задания 3 раунда

9 минут

№ 14,15,16,17

8

Музыкальная пауза

3 минуты

№18

10

 Подведение итогов .

4 минуты

№ 19.

  1. Содержание кадров:

1. Название темы

2. Эпиграф.

3. Правила игры.

4. Раунд1. Понятие 1. Это- игра…

5. Раунд1. Понятие 2. Это -предмет…

6. Раунд1. Понятие 3. Это -ученый математик…

7.Раунд1. Понятие 4. Это –математическое понятие…

8. Музыкальная пауза.

9. Раунд2. Понятие 1. Это ученый...

10. Раунд2. Понятие 2. Это ученый –математик…

11 Раун2. Понятие 3. Это игра…

12.Раунд1. Понятие 4. Это –единица измерения длины……

13. Музыкальная пауза.

14. Раунд3. Понятие 1. Это объект…

15. Раунд3. Понятие 2. Это игра…

16. Раунд3. Понятие 3. Это ученый…

17.Раунд1. Понятие 4. Это –математическое понятие…

18. Музыкальная пауза.

19.Подведение итогов

  1. Структура медиапродукта для учеников: последовательная.

Целесообразность использования медиапродукта на занятии:

  1. Повышение мотивации и развитие наглядно-образного мышления .
  2. Формирование информационной культуры и компетентности школьников.
  3. Создание необходимого эмоционального фона.
  4. Развитие наглядно-образного мышления за счет повышения уровня наглядности.

Необходимое оборудование и материалы для урока: Компьютер, экран, проектор, авторский медиапродукт, таблицы для жюри.

Карта занятия.

Комментарий хода урока

Вре

мя

(мин.)


слайда

Развитие личностных качеств и психических процессов

Репродуктивные формы деятельности

Продуктивные формы деятельности

Орг. момент. Вступление. Мотивация учащихся. Название темы.Знакомство с правилами игры. Представление жюри.

4

1,2,3

Внимание.

Организованность.

Аргументирован-ность.

Знакомство с первым заданием 1 раунда.  Ребята должны угадать название игры, популярной в 80-е годы прошлого века. Как и во всех последующих заданиях ученикам предложено 5 подсказок

3

 4

Внимание

Память

Восприятие

Мышление

Способность выделять причинно-следственные связей между словами. Мышление.

Знакомство со вторым заданием 1 раунда. Угадываем математический прибор

2

 5

Внимание

Память

Мышление

Любознательность

Рефлексивность

Самостоятельность

Знакомство с третьим заданием 1 раунда. Ребята должны угадать имя ученого, популяризатора многих наук

2

6


Внимание

Понимание материала

Активность

Самостоятельность

Знакомство с четвертым заданием 1 раунда Необходимо угадать математический термин

2

 7

Логичность

Понимание материала

Рефлексивность

Любознательность

Аргументирован-ность

Музыкальная пауза №1

4

8

Знакомство с первым заданием 2 раунда. Загадывается ученый эпохи Возрождения.

3

 9

Понимание

Мышление

Самостоятель-ность

Культура эмоций.

Знакомство со вторым заданием21 раунда. Угадываем знаменитого ученого –геометра.

2

10

Точность речи

Мышление

Логичность

Активность

Культура эмоций

Самостоятельность


Коммуникативная культура

Знакомство с третьим заданием 2 раунда. Угадываем математическое понятие.

2

 11

Логичность

Понимание материала

Рефлексивность

Любознательность

Аргументирован-ность

Культура эмоций

Знакомство с четвертым заданием 2 раунда. Угадываем единицу измерения длины.

2

 12

Внимание

Активность

Культура эмоций

Дисциплинирован-ность

Музыкальная пауза №2

3

13


Знакомство с первым заданием 3 раунда. Угадываем геометрическую фигуру.

3

14

Логичность Внимание

Память

Рефлексивность

Аргументированость

Коммуникативная культура

Знакомство со вторым заданием3 раунда. Угадываем название логической игры.

2

15

Внимание

Память

Мышление

Логичность

Аргументированность              


Самостоятельность

Знакомство с третьим заданием 3 раунда. Угадываем знаменитого русского ученого .

2

16

Внимание

Память

Мышление

Любознательность

Знакомство с четвертым заданием 3 раунда. Угадываем математическое понятие.

2

17

Внимание

Мышление

Память

Рефлексивность

Аргументированность


Коммуникативная культура

Музыкальная пауза №3.

3

18

Подведение итогов. В жюри приглашены родители и одноклассники, участвующих в игре.

4

19

Ход занятия

  1. Орг. момент. Вступление

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы собрались здесь на празднике !. На праздник математики. Мы  думаем, что вы интересно и с пользой проведете время, отведенное на нашу игру! К сегодняшней встрече вы должны были хорошо подготовиться. Вы повторили биографии знаменитых ученых математиков , повторили единицы измерения долины, изучили историю происхождения математических терминов. Все эти знания несомненно помогут вам достойно принять участие в нашем сегодняшнем соревновании. Эпиграфом нашей встречи послужат слова Блеза Паскаля: «Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать случаев сделать его немного занимательным.» (Слайд№2)

Ведущий: Познакомьтесь с правилами игры. (Слайд № 3).

  1. Игра состоит из 3 раундов. В каждом раунде команды отвечают на 4 общих вопроса.  Количество баллов за ответ уменьшается с увеличением подсказок.

  1. Отгадывание с 1 подсказки приносит команде  10 баллов,

        со 2 подсказки 8 баллов,               с 3 подсказки 6 баллов,

        с 4 подсказки 4 балла,                          с 5 подсказки  2 балла.

  1. Команда имеет право не давать ответ после очередной подсказки, так как каждый неверный ответ -1 балл. А также после каждой подсказки, пока не будет сдан верный ответ -1 балл.

  1. Ответы подаются жюри в письменном виде. На листе ответа должны быть указаны:

                        - название команды;

                        - номер задания;

                        - номер подсказки.

Например:                Команда «Мозголомы»

 2.  Основная часть

Раунд1 ( Слайд№4-7)

Задание 1

1. Это игра …

        Подсказка1. В современном виде впервые появилась в 1979 году в одном из американских журналов. Автор 74-летний архитектор Говард Геймс.

        Подсказка 2. Решение требует терпения, улучшает память, логическое мышление

        Подсказка 3. Прообраз этой игры ,«магические квадраты», знали еще в Древнем Китае.

         Подсказка. 4 В переводе с японского - «число».

        Подсказка 5. В настоящее время много газет печатают эту игру вместе с кроссвордами и заданиями по шахматам.

Задание второе

2.  Это предмет…

Подсказка        1. Бывает деревянный, пластмассовый, стальной…

Подсказка        2. Его изобретение в Древнем Вавилоне связано с возникновением первого календаря.

Подсказка        3. Его разновидности - полукруговой, круглый, геодезический.

Подсказка 4. Точность измерения этим предметом пропорциональна  его размеру.

Подсказка5. Увидеть его во сне, означает,  что вам предстоит сложное дело, успех которого зависит от того насколько правильно вы рассчитаете все острые углы вашего мероприятия.

Задание третье

3.        Учёный - математик…

        1.Знаменитый российский популяризатор математики, физики, астрономии ( 1882-1942)

        2. Учился в Петербургском Лесном Университете.

        3. Закончил свои дни в блокадном Ленинграде.

        4. Автор знаменитых популярных книг «Живая математика,» «Занимательная алгебра», «Занимательная геометрия», «Занимательная физика».

        5. В наши дни его однофамилец отказался получать престижную премию по математике..

Задание четвертое.

4.        Этого нет у окружности…

        1. А также и у треугольника.

        2. Может использоваться для нахождения площади.

        3. Их не может быть меньше двух.

        4. Может являться осью симметрии.

        5. У параллелограмма пересекаются и точкой пересечения         делятся пополам.

        Музыкальная пауза №1 ( слайд №8)

Ученица 10 класса исполняет песенную композицию.        ,

Раунд 2. (слайд 9-12)

 Задание первое.

5.        Учёный - …

        1. Знаменитый человек, «титан» эпохи Возрождения.

        2. Ввел в математику знаки «+» и «-».

        3. Фантастически разносторонняя и талантливая личность, известен как архитектор, инженер, художник, имелись и труды по математике.

        4. Связал математику и искусство, исследовал «золотое сечение».

        5. Автор «Моны Лизы».

 Задание второе

6.        Учёный - математик…

        1. Немецкий астроном и геометр (1790-1868).

 

        2. В 1840 году, задолго до широко известной проблемы четырёх красок, сформулировал похожую задачу: можно ли разделить страну на пять частей так, чтобы каждая часть имела ненулевую границу со всеми остальными?

        3. Ввёл понятие уникурсальной кривой, то есть графа, который можно начертить не отрывая пера от бумаги

        4. Установил существование односторонних поверхностей.

        5. Его именем назван Лист…

Задание третье

7.        Это математическое понятие…

        1.В переводе с греческого «струна», стягивающая что-то, расходящееся в стороны.

        2. В переводе на индийский «тетива лука».

        3. Чем ближе к центру, тем длинней.

        4. Если проходит через центр, то это диаметр.

        5. Отрезок, соединяющий две точки на окружности.

Задание четвертое

8.         Единица измерения длины …

        1. Древнерусская мера длины, известная в 11 веке

         (10,25-10,5 вершков).

        2. Широко применялась в торговле сукном, холстом,    полотном…

        3. Значение в см (46-47 см) было получено из сравнений измерений в Иерусалимском храме.

        4. Часть тела человека.

        5. Известна пословица «Близок…, да не укусишь».

 Музыкальная пауза.№2 9(слайд №13)

 Ученик 10 класса исполняет композицию под гитару.

 Раунд 3 Слайд № 14-17)

Задание первое

9. Это объект…

        1. Правильная невыпуклая геометрическая фигура.

        2. Отличительный знак Пифагорийцев.

       3. Отгоняет злых духов.

         «Нет трудновато выйти мне теперь

          Тут кое-что мешает мне немного:

          Волшебный знак у вашего порога»

                                      Гете  «Фауст».

        4. Правильный невыпуклый звездчатый многоугольник, который можно получить из выпуклого правильного многоугольника, путем проведения его диагоналей.

       5. Геометрическое название объекта, сияющего на Кремлевской башне.

        

Задание второе

10. Это игра …

        1. В современном виде впервые появилась в 1979 году в одном из американских журналов. Автор 74-летний архитектор Говард Геймс.

        2. Решение требует терпения, улучшает память, логическое мышление

        3. Прообраз этой игры ,«магические квадраты», знали еще в Древнем Китае.

        4. В переводе с японского - «число».

        5. В настоящее время много газет печатают эту игру вместе с кроссвордами и заданиями по шахматам.

 Задание третье

11.        Учёный - математик…

        1. Гениальный русский ученый (1792-1856).

        2. Боролся за внедрение в России метрической системы мер.

        3. Будучи зачинщиком многих проказ среди студентов мог приехать на учебу верхом на корове или перепрыгнуть через голову тучного преподавателя на лестнице.

        4. Автор неевклидовой геометрии.

        5.  Большой, широкий лоб на портретах математика, как бы подтверждает, что он не зря носит эту фамилию

Задание четвертое

12. Это математическое понятие…

        1. Переводится как «касающийся».

        2.Понятие введено в 10 веке арабским математиком АБУ-Аль-Вафой, но европейским ученым долго не было известно.

        3. Возникло в связи с решением задачи об определении длины тени.

      4.Находится в прямоугольном треугольнике

        5. Отношение противолежащего катета к прилежащему.        

Музыкальная пауза №3 ( слайд №18)

Ученица 10 класса исполняет музыкальную композицию

3.  Подведение итогов.

Жюри подводит итоги, награждает победителей

 «До свидания!» Спасибо за внимание (Слайд №19)

 

Список используемой литературы.

  1. О.В. Хухлаева  «Лесенка радости». – М.: Совершенство, 1998 г.
  2. Т.В. Громова «Страна эмоций». – М.: УЦ «Перспектива», 2002 г.
  3. Т.М. Максимова «Классные часы» - М.: ВАКО,2008 г.
  4. С.И. Ожегов «Словарь русского языка». – М.: 1984 г.
  5. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина «Воспитательная работа в начальной школе».Ростов-на-Дону: ТЦ «Учитель»,2002 г.

Анализ мероприятия

 Мероприятие проведено в рамках традиционного Интеллект фестиваля, проходящего ав нашей школе ежегодно. Были приглашены ученики школ города, по команде от каждой школы вместе с руководителем учителем.

  1. Как связаться с курстором фестиваля?

Работы присылать Воронковой Инне Анатольевне по адресу: anni5002@gmail.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический поезд (игра для учеников 5-6 классов)

В данном конспекте представлена игра для учащихся 5 – 6 классов, цель которой позволить учащимся применить свои знания во внеклассном занятии на практике, что положительно скажется на  повышении ...

"Своя игра" для учеников 4 класса

Внеклассное мероприятие....

Экспертно-ролевая игра игра для учеников 8 класса: «Мы суть того, что мы едим» (проектный метод)

Здесь представлена моя разработка  урока-игры, а также презентация  по разработке.Цели и задачи: Обобщить и сформировать четкое представление о рациональном питанииРазвить умение анализирова...

географическая игра для учеников 9 класса "Геошанс"

Правила игры.Правильно, отвечая на вопрос команды передвигают свою фишку на 1 деление. Игровое поле имеет форму Земли. Выигрывает та команда, которая пройдёт больший путь вокруг Земли....

Игра- лабиринт по теме "Первоначальные химические понятия", 8 класс.

Данный материал можно использовать на этапе рефлексии при повторении темы 8 класса "Первоначальные химические понятия"....

Викторина "Соя игра" для учеников 6-11 классов в рамках предметной недели по физике и математике в 2016 году.

Викторина "Соя игра" для учащихся 6-11 классов в рамках предметной недели по физике и математике (с новыми вопросами)....

Разработка литературной игры для учеников 5-6 классов

Мероприятие в рамках предметной недели. Командная игра, в которой может принять участие весь класс....