Как добиться наибольшей эффективности урока
статья на тему
Предварительный просмотр:
ДОКЛАД.
… Как добиться наибольшей эффективности урока сегодня?
Какими средствами поднять у детей духовную потребность в знаниях, стремление овладеть ими, совершенствовать их?
Эффективность урока основывается на широкой реализации связи с жизнью, на применении новых форм обучения. Деятельность каждого учителя должна быть сопряжена с творческим подходом. Учитель как добрый наставник, прежде всего должен пробудить в ребёнке желание познавать, искать и экспериментировать. А для этого недостаточно пересказать ученикам параграф учебника или заставить их вызубрить все имеющиеся в нём правила. Насколько формально учитель будет относиться к своим обязанностям, настолько формально к приобретению знаний будет относиться и ребёнок.
Погружение в мир знаний должно происходить при активном участии ребёнка. Он должен искать, пробовать и ошибаться. Только тогда можно добиться положительного результата, а значит способствовать становлению гармоничной, всесторонне развитой личности, готовой к любым неожиданностям, уготованным ей судьбой.
Применение нетрадиционных форм обучения позволяет значительно расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока с его неизменной структурой: опрос, объяснение, закрепление и домашнее задание.
Нетрадиционные формы работы позволяют разнообразить учебную деятельность : они способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся , а следовательно , и эффективности урока . Задача учителя состоит в том , чтобы увлечь ученика и дать ему возможность понять насколько необходимы получаемые им знания и как он будет применять их в дальнейшем.
Учебный процесс включает различные виды деятельности , и каждый из них по-своему воспитывает и активизирует учащихся , развивая их самостоятельность, их творческую мысль.
Каждый из нас старается разнообразить учебную деятельность так, чтобы увлечь учеников заинтересовать их ,воспитать в них осознание необходимости постижения знаний. В разговорах между собой мы так и говорим, что чуть ли не плясать приходиться у доски, чтобы привлечь их.
Я стараюсь избрать прежде всего такие виды деятельности, которые привлекают детей привычны им. В 5-6 классах это, конечно, игра. Важно только, исходя из цели органично « вплести» её в ткань урока, чтобы помогать развитию творческих способностей детей.
Удачной формой считаю театрализованную игру .Она доступна и интересна школьникам любого возраста. Подготовительная работа включает в себя выбор темы, распределения ролей, создание сценария, одну-две репетиции, обсуждение игровых условностей.
В своей практике провожу творческие зачеты. Первый такой зачет в 5 классе после изучения темы «Басни Крылова И. А.» Учащиеся делятся на группы, выбирают басню, распределяют роли, составляют сценарий, вводят элементы декорации, костюмов. На уроке – зачёте представляют классу плоды своего творчества, получают оценку. Именно оценка является главным стимулом учебной деятельности в школе. Получить хорошую итоговую оценку по пройденному материалу-цель учащихся старших классов, которым я даю перспективные домашние задания, подводящие итог определенной темы. Это уроки – семинары.
Семинар – один из видов учебных практических занятий, включающий в обсуждение учащихся сообщения, доклады, рефераты, выполненные по результатам самостоятельного поиска.
Стремясь разнообразить учебный процесс и учитывая ЕГ, всё больше использую тесты как проверку знаний учащихся. Они позволяют экономно расходовать отведённое на уроке время и опросить всех учеников.
ЗАДАЧЕЙ УЧИТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ ЯВЛЯЕТСЯ НЕ ОБЪЯСНИТЬ ВСЁ И ЗАКРЫТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЕ, отбив у школьников на долгие годы желание возвращаться к «пройденной» классике, а помочь учащимся увидеть бездонность художественного произведения, вовлечь своих учеников в творческий процесс постановки и решения самых разнообразных и сложных проблем, открыть перспективу для будущего самостоятельного осмысления.
И если этот поиск начинается на уроках , если вопросы по осмыслению себя, людей, мира встают , вот тогда для глубокого понимания поставленных проблем и возникает естественная потребность в знаниях. Огромная беда школьного преподавания в том, что оно до сих пор слишком часто стремится всех учеников привести к одному восприятию, например, Онегина, единому отношению к Наташе Ростовой и т.д.
Когда я проверяю диктанты, то для меня необходима в них правильность единообразия. Когда я читаю сочинения, то для меня самое убийственное в них- единообразие, даже если это правильное единообразие.
Только диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление точек зрения , спор, дискуссия ведут класс к заинтересованному восприятию материала, которое должно всегда оставаться личностным.
Одна из главных задач учителя - искать и находить такие приёмы в преподавании, которые пробуждали бы интерес, желание трудиться. У каждого современного школьника есть желание быть не таким, как все, и это необходимо использовать в процессе обучения.
Современное течение жизни с её скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению. Надо быть умным, много знать, быстро и качественно работать. По мере вхождения в информационное общество, где производится и потребляется интеллект, возрастает потребность в творческих способностях. Поиск, понимание, умение увидеть главное, точно выразить, образно представить - всё это является основой урока. Чтобы творить, надо не бояться быть самим собой, потому что творчество носит индивидуально- личный характер. Поэтому нужно соблюдать главное условие- никто не списывает. Это встречается редко, потому что самостоятельными бывают сильные и способные ученики, а остальные пользуются плодами их труда. Бывает, что на один письменный вопрос получаешь не тридцать разных ответов, а один, одинаковый для всех.
Причины понятны: это и нежелание получить плохую оценку, и большое количество вспомогательных «костылей» в виде готовых домашних заданий и сочинений. Этому способствует привычка к иждивенческому потреблению чужого труда, некая леность, беспомощность собственной мысли. Они должны понять, что в творческой деятельности не существует готовых ответов и шаблонов. Ответ нужно искать в самом себе. Мои представления, мои мысли, мой образ жизни и есть то, в чём нужно разобраться. Каков я сам, таково и моё творчество.
Не для кого не секрет, что, например, наши дети всё меньше и меньше читают. Как пробудить интерес к чтению? Ради этого идёшь даже на интриги. На вступительном занятии по роману Достоевского Ф. М. «Преступление и наказание» рассказываю, как сама впервые читала это произведение. Взяв книгу, я, как всегда, вначале стала листать её, стараясь понять, о чём она. На одной из страниц моё внимание привлёк абзац, из которого взгляд выхватил слово «поцеловал» . Зачитываю эпизод о том, как принесли Раскольникову письмо от матери, как он целовал исписанные рукой матери листы. И потом читаю страшные слова о кровавом преступлении. Говорю о собственном потрясении, когда прочитала сцену убийства, испытав потрясение, я поняла, что прочту книгу от корки до корки, мне нужно было понять, что за человек Раскольников, как уживается в одном человеке святое отношение к матери и способность убить беззащитную женщину.
Привлечь к творчеству А. П. Чехова мне помогли публикации в журнале. Героине романа Гроссмана «Жизнь и судьба» разрешается взять с собой в гетто самые необходимые вещи – всего 15 кг . Не зная, сколько ей осталось жить, она среди жизненно необходимых вещей кладёт томик Чехова. А из очерка «Маршал пишет книгу» зачитываю эпизод, рассказывающий о том, как к смертельно больному маршалу Жукову приезжают известнейшие врачи страны, специалисты из Франции. Жена маршала ведёт гостей в цветущий сад. «Чехов! Чехов!» - радостно восклицают французы, вероятно, вспомнив пьесу «Вишнёвый сад» . Таким образом подвожу ребят к разговору о том, чем же так привлекает Чехов столь разных людей. Главная моя задача не только привить интерес к книге, но и показать, как нужны они нам, наши мудрые, совестливые классики.
Я остановилась лишь на некоторых формах работы, которые можно использовать, чтобы развивать самостоятельность мышления и воображения учеников, пробуждать их фантазию, создавать на уроке условия для самовыражения каждого школьника, для творчества, для заинтересованности в получении знаний.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение эффективности урока английского языка через применение активных форм работы с учащимися на уроке
В данной публикации дается краткое описание активных форм работы, которые учитель применяет в своей деятельности. Как сформировать стойкую положительную мотивацию учащихся к изучению иностранного язык...
Самоанализ урока учителем: критерии оценки эффективности урока
Самоанализ урока учителем...
Использование ИКТ на уроках экономики и права как средство повышения эффективности урока
Из опыта работы - использование ИКТ...
Формы методы и приёмы на уроке, способствующие проведению эффективного урока
Презентация к выступлению на педсовете....
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока»
«Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы как средства технического обеспечения и повышения эффективности урока» ...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...