Стратегия и тактика преподавателя по налаживанию дисциплины в студенческом (ученическом) коллективе
методическая разработка по теме
Методические рекомендации по налаживанию дисциплины в студенческой группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovaya.docx | 36.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Существенные изменения социально-политических и экономических условий жизни нашего общества, развитие рыночных отношений оказали большое влияние на изменение современного образования.
«Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов» – пишет Н.А. Зимняя. Развитие личности и формирование мировоззрения, что является неотъемлемой частью образовательной деятельности, — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Б.Г. Ананьев предсказывал невозможность планирования и проектирования оптимальных режимов воспитания для всякой общественной формации без учета особенностей как возрастно-половых характеристик личности, так и характеристик высшей структуры личности, ее мировоззрения, направленности, ценностных ориентаций и целей. Эти характеристики во многом определяют развитие самой личности и процесс принятия ею решений, касающихся практической деятельности и деятельности других людей. Б.Г. Ананьев писал, что «личностные преобразования всегда связаны с возрастно-половыми и индивидуально-типическими изменениями». Формы этих взаимосвязей проявляются сложным образом в динамике и структуре потребностей, установок, интересов, в общей мотивации поведения и ценностных ориентациях личности, которые и составляют ее мировоззрение.
Столкнувшись с проблемой поведения студентов на занятиях, я задалась целью исследовать причины данного поведения и пути преодоления этой проблемы. Мои исследования легли в основу этой работы.
Теоретические аспекты изучения особенностей юношеского возраста
Юношеский возраст является периодом жизни человека, обозначающий переход от зависимого детства к самостоятельной взрослости, что предполагает с одной стороны завершение физического, в частности полового созревания, а с другой – достижение социальной зрелости. Юность является этапом формирования самосознания, этапом человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными. Период юности – это период самоопределения. Самоопределение – социальное, личностное, профессиональное, духовно-практическое – составляет основную задачу студенческого возраста. Юношеское самоопределение – исключительно важный этап формирования личности. В этом возрасте человек является взрослым и в биологическом и в социальном отношении. Общество видит в нем уже не столько объект социализаций, сколько ответственного субъекта общественно – производственной деятельности, оценивая ее результаты по «взрослым» стандартам. Юность выступает как период принятия ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь студента: выбор профессии и своего места в жизни, жизненной позиции, выбор спутника жизни, создание своей семьи. Поступление в ссуз или вуз укрепляет веру студента в собственные силы и способности, порождает надежду на интересную жизнь.
Социальное самоопределение и поиск себя неразрывно связаны с формированием мировоззрения. Юность – решающий этап становления мировоззрения. В этот период жизни студенты пытаются свести все многообразие фактов к немногим принципам, построить стройную систему взглядов на мир, определить свое место в этом мире.
С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой мы понимаем включение студента в самостоятельную производственную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентаций
В этом возрасте заметно укрепляются те качества, которых не хватало в старших классах – целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного в первые месяцы учебы в вузе, до скептического при оценке вузовского режима, системы преподавания, отдельных преподавателей.
Студенческий возраст характеризуется большой дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а так же повышение самоконтроля и саморегуляции. Следует напомнить, что в качестве общих особенностей этого возраста отмечается изменчивость настроений с переходами от безудержного веселья к унынию и сочетание ряда полярных качеств, выступающих попеременно. К ним относятся особая чувствительность к оценке другими своей внешности, способностей, умений, и наряду с этим, излишняя самоуверенность и чрезмерная критичность в отношении окружающих. Зачастую наблюдаются сдвиги в настроении студентов – от восторженного в первые месяцы учебы в учебном заведении, до скептического при оценке учебного режима, системы преподавания, отдельных преподавателей.
Вследствие всего выше сказанного можно отметить, что на занятиях студенты могут вести себя по-разному, активно (участвуя в образовательном процессе) или пассивно (выполняя лишь роль слушателя или наблюдателя); позитивно или негативно реагировать на окружающую их атмосферу, привлекая тем самым к себе наибольшее внимание. Преподаватель не должен игнорировать стремление студента привлечь к себе внимание и стараться, не прерывая образовательный процесс, отреагировать на поведение студента, тем самым не допустить нарушение дисциплины на занятии.
Методические рекомендации по налаживанию дисциплины в студенческой группе
Данная работа направлена на исследование ситуаций, при которых нарушается дисциплина на занятиях. Результатом данной работы должно стать создание методических рекомендаций по налаживанию дисциплины в коллективе.
Этапами работы стали:
- Изучение литературы по данной проблеме
- Анализ опыта преподавателей по решению данной проблемы
- Создание методических рекомендаций по налаживанию дисциплины
На основе имеющейся литературы и собственного опыта были разработаны следующие рекомендации для преподавателей.
Существую три основных закона поведения студентов:
- студенты выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах;
- любое поведение студентов подчинено общей цели – чувствовать себя принадлежащим к жизни учебного заведения;
- нарушая дисциплину, студент осознает, что ведет себя неправильно но может не осознавать, что за этим нарушением стоит одна из четырех целей:
а) привлечение внимания окружающих
б) власть
в) месть
г) избегание неудачи
А. – «Плохое поведение» - это способ особого внимания преподавателя. Они все время хотят быть в центре внимания, не давая учителю вести урок, а остальным – понимать учителя.
Б.- для студентов важно быть главным. Они пытаются установить свою власть над преподавателем, группой, демонстрируя своим поведением: «Ты мне ничего не сделаешь».
В. – за реальную или вымышленную обиду. Мстить они могут кому-то из преподавателей, других студентов или всему миру.
Г. – некоторые студенты боятся повторить поражение, неудачу и предпочитают ничего не делать. Их мечты, чтобы их «оставили в покое».
Потребность студента ощущать себя причастным к жизни учебного заведения воплощается целями:
- ощущать свою состоятельность в деятельности;
- строить и поддерживать приемлемые отношения с преподавателями и студентами своей группы;
- вносить свой особый вклад в жизнь группы, учебного заведения.
На поведение ученика влияют такие условия:
- качество отношений между ним и преподавателем;
- атмосфера в группе;
- соответствующая этому структура коллектива группы.
Действия учителя по исправлению поведения студентов.
- Учимся выполнять диагностику – наблюдаем и описываем поведение студентов:
- Точно формулируем факты
- Избегаем субъективных оценок
- Составляйте конкретные, а не общие описания: «где, когда как часто и что конкретно делал ученик», забудьте слова: «Всегда, никогда, ничего, все время и т.д.».
- Определяем истинную цель нарушения дисциплины.
- Необходимо правильно выбрать технику экстренного вмешательства в момент нарушения дисциплины.
- Необходимо разработать стратегии поддержки студентов с целью формирования самоуважения, а именно:
- Студент ощущает свою самостоятельность в учебной, интеллектуальной деятельности или ощущает свою несостоятельность;
- Строит и поддерживает приемлемые отношения с преподавателем и группой;
- Вносит свой вклад в жизнь группы, учебного заведения (как созидательный, так и разрушительный)
«Меры экстренного педагогического воздействия: когда цель-привлечение внимания»
Стратегии | Техники |
Минимизация внимания | Игнорируйте демонстративное поведение |
Контакт глазами | |
Становитесь рядом | |
Вставляйте имя студента в текст объяснения урока | |
Посылайте секретный знак | |
Посылайте письменные замечания | |
Используйте «Я - высказывание» | |
Делайте неожиданности! | Выключите свет |
Издайте музыкальный звук | |
Говорите тихим голосом | |
Измените голос | |
Говорите со стеной (или портретом) | |
Временно прекратите вести урок | |
Отвлеките студента | Задавайте прямые вопросы |
Просите об одолжении | |
Измените деятельность | |
Обращайте внимание группы на примеры хорошего поведения | Благодарите студентов |
Пересаживайте студентов | Меняйте студентов местами |
«Стул размышлений» |
«Меры экстренного педагогического воздействия: когда цель-избегание неудачи»
Стратегии | Техники |
Изменить методы объяснения | Использовать осязаемый материал и компьютерные программы для формирования навыков |
Учить за раз чему – то одному | |
Ввести дополнительные методы обучения | Дополнительная помощь от учителя |
Помощь компетентных взрослых | |
Студенты – репетиторы | |
Учить позитивно рассказывать о том, что ты делаешь и о себе | Ищите 2 «+» на каждый «-» |
Декларация «Я смогу» перед выполнением задания | |
Делать ошибки нормальным и нужным явлением | Рассказывайте об ошибках |
Показывайте ценность ошибки как попытки | |
Минимизируйте последствия от сделанных ошибок | |
Формировать веру в успех | Подчеркивайте любые улучшения |
Объявляйте о любых вкладах | |
Раскрывайте сильные стороны своих студентов | |
Демонстрируйте веру в своих студентов | |
Признавайте трудность ваших заданий | |
Ограничивайте время ваших заданий | |
Концентрировать внимание студентов на уже достигнутых в прошедшем успехах | Анализируйте прошлый успех |
Повторяйте и закрепляйте успехи | |
Делать процесс обучения ощутимым | Альбом достижений |
Рассказы о вчера, сегодня и завтра | |
Отмечать достижения | Аплодисменты |
Выставки | |
Позитивная изоляция | |
Самопризнание |
«Меры экстренного педагогического вмешательства: когда цель-власть или месть»
Стратегии | Техники |
Ищите «изящный уход» | Признавайте власть студента |
Уберите зрителей | |
Переносите обсуждение вопроса | |
Делайте записи | |
Озадачивайте студентов | |
Соглашайтесь со студентом | |
Меняйте тему | |
Используйте удаление | Удаление не выход из класса |
Удаление в специальное помещение | |
Изоляция в кабинете администрации учебного заведения | |
Удаление с применением силы | |
Устанавливайте санкции | Лишение или отлагательство права заниматься чем-то |
Лишение или отлагательство права пользоваться предметами | |
Прекращение взаимодействия с другими студентами | |
Требование встречи с администрацией | |
Требование встречи с родителями | |
Возмещение студентом убытков | |
Починка, ремонт предметов, вещей | |
Возвращение вещей на место | |
Замена на равноценные |
«Как помогать студентам вносить свой собственный вклад в групповые отношения»
Стратегии | Техники |
Поддержка личного вклада студента в процесс улучшения жизни своей группы | Приглашайте студентов помогать вам ежедневно в решении разных учебных задач |
Требуйте, чтобы студенты высказывали и обосновывали предпочтения в ходе учебного процесса | |
Принимайте правила вместе с студентами | |
Оказывайте моральную поддержку студентам, которые стараются помочь другим | Студенческое репетиторство |
Студенты выражают признание и одобрение друг другу | |
Поощрительные утверждения | |
Письменные посвящения |
«Как помогать студентам устанавливать нормальные отношения с вами и чувствовать свою коммуникативную компетентность»
Что говорит преподаватель? | Что слышит студент? | |
Принятие | Ты хороший | Я хороший |
Внимание | Я вижу тебя | Я что-то значу |
Уважение | Спасибо тебе за … | Мои усилия замечены |
Одобрение | Я знаю о тебе что-то замечательное | Я - состоятелен |
Теплые чувства | Ты мне нравишься | Кто-то заботится обо мне |
«Как помогать студентам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность»
Стратегии | Техники |
Делайте ошибки нормальным и нужным явлением | Рассказывайте об ошибках |
Показывайте ценность ошибки как попытки | |
Минимизируйте последствия от сделанных ошибок | |
Формируйте веру в успех | Подчеркивайте любые улучшения |
Объявляйте о любых вкладах | |
Раскрывайте сильные стороны своих студентов | |
Демонстрируйте веру в своих студентов | |
Признавайте трудность ваших заданий | |
Ограничивайте время ваших заданий | |
Концентрируйте внимание студентов на уже достигнутых в прошлом успехах | Анализ прошлого успеха |
Повторяйте и закрепляйте успехи | |
Делайте процесс обучения ощутимым | Альбом достижений |
Рассказы о вчера, сегодня, завтра | |
Отмечайте достижения | Аплодисменты |
Выставки | |
Позитивная изоляция | |
Самопризнание |
Заключение.
Желание студента выделиться из группы и обратить внимание преподавателя на себя обусловлено его возрастными особенностями. Преподавателю необходимо владеть определенными умениями, чтобы избежать нарушения дисциплины на занятии и возникновения конфликта. Наши рекомендации составлены на основе изучения литературы по возрастной психологии (как эпизодической так и периодической), практического опыта преподавателей ссуза и школ.
Данные методические рекомендации созданы для преподавателей с целью улучшения образовательного процесса, чтобы помочь избежать конфликтных ситуаций на занятиях. Они включают в себя классификацию условий поведения студентов, включают описание действий преподавателя по исправлению поведения студентов, предлагают меры экстренного педагогического воздействия в определенных ситуациях.
В ходе работы использовался материал периодических изданий «Среднее профессиональное образование» 2007-2009гг., «Специалист» 2008-2009 гг. и «Классный руководитель» 2009гг.
Литература:
- Абрамова Г.С. Общая психология. - М.: Издательский центр «Академия», 2003
- Зборовский Г.Е., Орлов Г. П. Социология. Учебник для гуманитарных вузов. – М.: Интерпракс, 1995.
- Кривцова С.В. Тренинг: учитель и проблемы дисциплины. М.: Генезис, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Интегрированный урок (история и география) для учащихся 9 классов. Урок изучения нового материала. Урок в форме беседы с элементами практической работы....
Интегрированный урок по истории и географии в 9 классе"Стратегия и тактика российских полководцев в войне 1812 года".
Беседа с элементами практической работы....
Стратегия и тактика детских походов (как вырастить туристёнка)
Статья для родителей Размещена по адресу: http://a-lapin.narod.ru/taktika.htm...
Стратегия и тактика учителя физической культуры в процессе социализации личности
Модель социализации личности в нашей школе формируется через учебный процесс, Культуротворческую школу, воспитательный процесс класса.Социализация личности – это процесс принятия норм общества ребёнко...
Доклад на педагогическом совете «Стратегия и тактика подготовки педагогов инклюзивного образования»
Доклад на педагогическом совете «Стратегия и тактика подготовки педагогов инклюзивного образования»...
Семинар по теме "Стратегия и тактика работы с учащимися, имеющими индивидуальные особенности в усвоении учебной деятельности"
Учащиеся, имеющие индивидуальные особенности в обучении, есть в каждой школе. Как выстроить работу с такими детьми? Какие методы и формы работы дадут максимальный результат? На эти и другие вопр...
Стратегия и тактика подготовки учащихся к ОГЭ по английскому языку
Основной государственный экзамен по английскому языку. Вам НУЖНО его сдать, но вы ХОТИТЕ сдать максимально хорошо, для этого вы работаете и в результате вы МОЖЕТЕ заработать максимальный балл. В этой ...