Гуманитарное образование в России
статья на тему

Васильева Ирина Владимировна

Развитие гуманитарного образования в России. Пилотный проект  «Модель непрерывного профессионального образования».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vasileva_zam._gimn._no18.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Васильева И.В. заместитель директора,

 учитель истории

гимназии № 18 имени И.Я.Илюшина

г.Королёва МО

Гуманитарное образование в России

        Сегодня в нашей стране создана довольно разветвлённая сеть высших учебных заведений, полностью удовлетворяющая спрос на высшее образование. В то же время по данным ГД РФ в нашей стране среди лиц старше 25 лет только 22% имеют высшее образование. В то время как в США от 30 до 50%. Подобным образом обстоят дела и в Западной Европе.

        Действительно постиндустриальная или информационная эра – эпоха высшего образования. Когда качественная эволюция средств производства неизбежно подталкивает человечество к качественной трансформации системы образования.

        Если в индустриальную эпоху приоритетным сектором системы образования являлся технический (с особым вниманием государства к начальному и среднему профессиональному образованию, имеющему прикладной характер и ориентированный непосредственно га производство), то современное развитие научно-технической базы производства в развитых государствах диктует потребность в подготовке рабочих кадров высшей квалификации, которая и осуществляется в высших учебных заведениях.  И если наша страна стремится занять достойное место в мировой экономической системе, то и ей в будущем придётся пересмотреть стереотип «технический вуз-руководитель производства». Даже опыт организации производственных площадок крупнейших иностранных компаний в нашей стране показывает, что «массовым» потребителем «массовых» технических вузов станет непосредственно промышленное производство, а не руководство им. Однако наше общество как в целом, так и работники высшего образования ещё не готовы к этой объективной трансформации.

        Информационная эпоха со всей наглядностью демонстрирует перенесение центра общественного интереса к гуманитарной сфере, получающей неслыханное развитие в развитых странах. Известный спор о «физиках» и  «лириках» получает новое решение. И по-новому трактуется теми же самыми техническими вузами. Бывшие политехнические институты, превратившись в технические университеты, начинают готовить не только менеджеров и финансистов, но и журналистов, дизайнеров и даже специалистов по связям с общественностью. При этом продолжает расти количество вузов исключительно гуманитарной направленности.

        Конкуренция гуманитарных вузов в борьбе за студентов в конечном итоге перерастает в конкуренцию «признаваемости» дипломов, главным критерием которой является востребованность выпускников на рынке труда. Но до сих пор эта конкуренция развивается в рамках стандартов традиционного образования «индустриальной», в нашем случае – советской эпохи. Однако не далёк тот день, когда процессы глобализации поглотят отечественную систему высшего образования.  Возникает угроза вытеснения с рынка гуманитарного образования отечественного поставщика образовательных услуг.

        Нынешние международные процессы демонстрируют необходимость поиска места России в геополитическом пространстве, диктуют потребность в кадрах из различных сфер гуманитарной деятельности, которые были бы способны понять суть динамики политической ситуации и трансформировать её в интересах нашего государства. Иными словами, существует потребность в специалистах, которые могли бы моделировать и обслуживать экономику и политику России с учётом как мировых реалий, так и перспективных целей России.

        Отечественное образование развивается сегодня в направлении европоцентризма, выстраивая образовательную модель в соответствии с западными аналогами  и фактически с западными потребностями. Не отрицая за ней определйнную перспективу, следует заметить, что современная Европа столкнулась с рядом сложнейших проблем, к разрешению которых она не была готова. Повторяя европейский опыт, мы наступаем на те же грабли. Как бы ни были близки российские и европейские менталитеты, сколько бы параллелей с западной культурой мы не находили, не стоит забывать, что в силу своей полиэтничности, поликонфессиональности и поликультурности, в силу своего гоеграфического и геополитического положения Россия никогда не станет Европой. Поэтому ей не стоит слепо калькировать западные экономические и политические отношения, западную систему образования.

        Будучи евразийским государством, Россия обречена служить мостом между Западом и востоком. Представляя собой уникальную евразийскую цивилизацию. Эта ситуация побуждает к учёту евразийской специфики при разработке концепций отечественного гуманитарного образования.

        Современная социокультурная ситуация может быть охарактеризована как завершение перехода от индустриального к постиндустриальному, информационному обществу, что ведёт к смене приоритетов и ценностей в сфере не только экономики и политики, но и культуры и морали.  Базовым ресурсом становится информация, что неизбежно приводит к нарастанию ценностного отношения как к самой информации, так и к умению её добывать, обрабатывать и использовать.

        Нынешняя ситуация всё чаще осмысливается так же, как ситуация культурного перехода, в рамках которого единичное социальное действие может повлечь крупномасштабные и малопредсказуемые последствия. В этой ситуации меняются задачи профессионального гуманитарного образования: от простой передачи профессиональных навыков к выработке умения осмысливать социокультурное целое в его историческом измерении и осознанному формированию мировоззрения.

        В новых условиях быстрых социальных изменений, развития процессов глобализации, существования в реальном историческом процессе различных политических систем, уровней экономического развития, диалога культур общество предъявляет гуманитарным наукам новые вызовы.

Это требует от специалиста нетрадиционных методов решения нестандартных ситуаций. Предоставления обществу качественно иного интеллектуального продукта. Естественно. Что при таком подходе теряет эффективность распространённая в мире традиционная модель гуманитарного образования, ориентированная на трансляцию готового знания, иллюстративный способ преподавания, пассивное усвоение. Новая стратегия образования выдвигает на первый план дисциплины, нацеленные на формирование специалиста, который на уровне понимания, знания и умения способен вырабатывать такой интеллектуальный продукт, как новое знание.

        Современное политическое и экономическое положение России неотвратимо диктует необходимость пересмотреть искусственно сконструированную в постсоветский период  идентификацию нашей страны как органической и неразрывной части заданной цивилизации (точнее – её восточной окраины) со всеми вытекающими отсюда последствиями, важнейшим из которых является западная детерминация отечественной образовательной системы.

        С точки зрения развития западной цивилизации Россия является  страной II эшелона. То есть ей развитие носит догоняющий характер. Иными словами ориентируясь во всём на европейские и американские либеральные модели, наша страна обречена догонять и никогда не догнать «передовой» Запад, повторяя все его ошибки и просчёты. Такая трактовка национальных интересов России представляется более чем ограниченной. Динамика геополитической ситуации диктует необходимость особого внимания к восточному фактору в международных политических и экономических отношениях. В то время когда Западу приходится налаживать отношения с Востоком фактически с нуля, наша страна имеет многовековой опыт сотрудничества и взаимодействия с Китаем, государствами передней и Центральной Азии. Именно евразийская ориентация отечественной политики и экономики не только открывает перед нашей страной совершенно новые горизонты, но и является естественным продолжением всей истории России.

        Необходимость сотрудничества и взаимодействия с нашими естественными соседями и партнёрами ставит на повестку дня вопросы выработки новой политической стратегии Российской Федерации, формирование новой идеологии и подготовки тех кадров, которые эту стратегию будут реализовывать на всех уровнях: от федерального до регионального и местного.

        Одним из направлений деятельности гуманитарных вузов в ближайшей перспективе может стать вовлечение российской диаспоры за рубежом (в особенности в государствах СНГ,  Китае, других соседних странах) в деловую и культурную жизнь России в тесном взаимодействии с её коренным населением.

        Вузы, нашедшие своего потребителя, свою нишу в образовательном пространстве, реализующие свою собственную образовательную идею, должны подчинить ей и свою научно-исследовательскую работу, ибо только она может стать источником модернизации дидактического содержания учебного процесса.

        Одним из направлений в развитии НИР стала реализация пилотного проекта  «Модель непрерывного профессионального образования». В рамках этого проекта в гимназии № 18 имени И.Я.Илюшина  в профильных социально-гуманитарных классах с 2011-2012 учебного года  предусмотрено проведение лекций по социологии и психологии, разработанных совместно учителями гимназии и преподавателями КИУЭС и участие гимназистов в студенческой научно-практической конференции. Итогом такого сотрудничества становятся коллективные исследовательские работы учащихся гимназии и студентов КИУЭС по социологии, подготовленные под руководством преподавателей института и учителей гимназии. В результате процесс обучения основывается на непосредственной заинтересованности самих учащихся и студентов. При этом преподаватель играет роль помощника, стимулятора и ориентира актуального учения, создавая психологический комфорт в обучении и обеспечивая свободу выбора школьника и студента. Все эти условия обеспечивают значимое и мотивированное обучение, в котором учащиеся  обретают самих себя, улучшается их самооценка, развиваются способности.

        Процесс подготовки специалиста должен быть основан на приобретении им собственного опыта, что поможет ему решать проблемы своего личностного роста, достигать развития своих возможностей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской идентичности личности средствами социально-гуманитарного образования

Хотелось бы остановиться на формировании у обучающихся патриотизма на уроках русского языка и литературы , т.к. патриотизм имеет огромное значение в социальном и духовном развитии человека, выступае...

Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования

Статья, раскрывающая необходимость интеграции естественных и гуманитарных дисциплин, которая осуществляется в рамках экологического образования школьников....

Проект "Гуманитарное образование в петербургской школе"

Проект был представлен на районном этапе конкурса педагогических достижений "Педагогические надежды" 2012...

Методическая система "Формирование интеллигентной, высокообразованной, высоконравственной личности на основе гуманитарного образования" "

Данная методическая система может быть использована в надпредметной (метапредметной) сфере при воспитании личности учащегося....

Дворец творчества детей и молодежи Ростова-на-Дону в истории развития дополнительного образования в России. (100-летию системы дополнительного образования в России посвящается)

В 2017 году исполнится 81 год одному их самых знаковых учреждений города Ростова-на-Дону - Дворцу творчества детей и молодежи, правопреемнику Дворца пионеров, дипломанту Всероссийского конкурса учрежд...

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе

Антропологический аспект гуманитарного образования в системе среднего профессионального образования в инновационном обществе...

Контрольная работа в формате ЕГЭ по истории для 10 гуманитарного класса "История России в 1900-1939 гг."

Контрольная работа по истории России в 1900-1939 гг в формате ЕГЭ, состоит из 2-х частей. Может использоваться для промежуточного контроля знаний, подготовки к ЕГЭ...