ИНТЕГРАЦИЯ УРОКОВ ИНФОРМАТИКИ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
статья по информатике и икт

Выступление на методическом объединении.

Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования.
А.П. Ершов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_belimov_i.v._1.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция уроков информатики как средство повышения качества образования школьников

Белимов И.В.,учитель информатики

 МБОУ «Сапоговская СОШ»

Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования.
А.П. Ершов

Наверное, не будет преувеличением утверждение, что значительную часть рабочего времени мы проводим в ритме, заданном классно-урочной системой. Этот ритм очень удобен своей определенностью, четкостью, ориентированностью.

Реальная цель учителя – «пройти программу», ученика - выучить то, что пригодится для сдачи экзамена.

Мы понимаем, в наше время такого обучения явно недостаточно. Если ученик усвоил школьный курс информатики и тихо его ненавидит или курс литературы, но при этом холоден к произведениям, он получил неполноценное образование.

 Поэтому для достижения целей, поставленных новым стандартом необходима принципиально иная философия построения образовательной деятельности. Речь идет об интегрированных уроках. Еще в 70-х годах прошлого века Андрей Петрович Ершов сказал: «Союз трех фундаментальных учебных дисциплин — языка, математики и информатики — образует нераздельную основу современного образования».

На учителя информатики ложится основная ответственность. Интеграция информатики и информационных технологий с другими общеобразовательными предметами является реальной необходимостью, ведь метапредметный тип интеграции, обозначенный в содержании  ФГОС должен отражать предметные результаты изучения:

1.В области «Общественно-научные предметы»:

2.В области «Математика и информатика»:

3.В области «Технология»:

Такая интеграция является средством расширения возможностей школьного образования, способом методического обогащения педагога и повышения качества обучения.

Уроки информатики сегодня — это универсальное связующее звено, позволяющее «соединить» практически все школьные дисциплины.

Используя инструментарий информационных технологий и уровень подготовленности школьников, можно построить интегрированный урок, создать интегрированные задания, интегрированный модуль для обучающихся любого возраста. Приведу несколько примеров проведенных мной интегрированных уроков.

Так, изучая электронные таблицы в классе 8,  мы с ребятами решали задачи по математике и физике, а в 9 классе строили графики функций с интеграцией в урок физики (было предложено задание:  выяснить, на какое расстояние улетит   электронный мячик в зависимости от определенных параметров: скорость бросания, угол, сопротивление воздуха).

В 10 классе на уроке «Геоинформационные системы» интегрированы уроки информатики и географии. Урок начался с постановки проблемы: как добраться из школы №12 города Абакана до аала Сапогов в случае, если школьный автобус сломался (именно здесь предстоит сдавать выпускные экзамены в форме ЕГЭ), поэтому было предложено задание: найти на геокарте требуемую школу, выяснив при этом график ее работы, найти главный вход в здание школы, ближайшую остановку, кафе и маршруты автобусов.

Затем, с помощью геосистемы учащиеся прокладывали путь вначале от своего дома до школы, а затем до ХГУ и ХТИ, узнали, на каком транспорте можно добраться до места назначения, и в какое время с меньшей затратой времени. Заключительным заданием стало следующее: с помощью геокарт найти на мировой карте в режиме спутника свой дом. Данное задание позволило в виртуальной  реальности познакомиться с видом и аала Сапогов и его окрестностей, и личным домом через космический спутник.

Урок информатики можно интегрировать не только с учебными предметами, но и воспитательной работой. Ученикам  5 класса,  было дано задание заполнить электронные таблицы, указав в них информацию о своих одноклассниках (ФИО, дата рождения, адрес проживания, хобби). Оказалось, что, проучившись почти 5 лет, ребята мало знали друг о друге. Подобные задания сплачивают коллектив, делая детей ближе. Все с удовольствием и интересом выясняли сведения друг о друге.

По заданию социального педагога были проведены уроки в 9 и 11 классах по профориентации: ученики подготовили презентации на тему «Моя будущая профессия», где отразили положительные и отрицательные стороны профессии, причины выбора, узнали, где можно получить выбранную профессию, требования, предъявляемые к специалисту.  Презентация прошла на панораме школьных проектов. А лучшие работы были представлены на районном конкурсе «Из мастеровых в профессионалы», заняв призовые места.

Проведенная работа позволила лучше узнать мир профессий и многим определиться с выбором.

Сегодня очень популярным и востребованным  стало направление «Робототехника» (даже в учебном предмете  «Технология» обязательным разделом стал «Электротехнические работы. Робототехника»). К сожалению, не все школы владеют достаточной базой, однако в нашей школе делаются первые шаги с помощью сайта «Час кода». Ежегодно проводимая всероссийская акция стала для нас не обузой, а первоначальным этапам знакомства с робототехникой.  Дети с интересом несколько раз в месяц обучаются основам программирования на данном сайте.

 Данное направление позволяет зрительно и на практике проводить разного рода опыты на различных уроках, например: Урок физики (С помощью робота можно наглядно продемонстрировать опыт с бросанием мяча, задавая разные параметры и получая разные результаты). Урок технологии (С помощью объединения робота и выжигателя можно написать алгоритм, при котором робот будет выжигать рисунки и картины).

Такие уроки способствуют развитию интереса обучающихся к предмету «Информатика», так, уже второй год ученики 9 класса выбирают мой предмет для сдачи ОГЭ и успешно с ним справляются. Сами инициировали проведение ставших уже традиционными соревнований по киберспорту не только для школьников, но и для жителей аала Сапогов и п. Ташеба.  

Приложение 1

Примеры интегрированных уроков

1. Интегрированный урок математика + информатика.

Урок-игра «Морской бой» (5 кл.) – это первый урок подобного типа, где знания двух дисциплин (математики и информатики) приведут команды к определенной цели.

Цели урока: обобщение и закрепление знаний по темам: арифметические действия с натуральными числами и их свойства, кодирование информации, табличная форма представления информации.

Предметные результаты по математике:

Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения  знание:

- названий и последовательности чисел в натуральном ряду в пределах 1 000 000 (с какого числа начинается этот ряд, как образуется каждое следующее число в этом ряду);

- единицы измерения величин (длина, масса, время, площадь), соотношения между ними;

- функциональной связи между группами величин (цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние; производительность труда, время работы, работа).

Выполнять устные и письменные вычисления; выполнять проверку правильности вычислений.

Предметные результаты по информатике:

Уметь кодировать и декодировать тексты и числа при известной кодовой таблице.

Метапредметные результаты:

Уметь:

- самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; -  работать индивидуально и в группе:находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов;  формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

2. Интегрированный урок математика + информатика.

Геометрические фигуры, тела, их изображение, площадь и объем (5 кл.) – Данный урок позволит одновременно рассмотреть свойства фигур и тел, а также закрепить умения и навыки использования графического редактор

Цели урока: Закрепить представление о геометрических фигурах, их площадях, многограннике, его элементах, объеме; познакомить учащихся со способами изображения пространственных тел; сформировать умение различать видимые и невидимые части геометрических тел, изображать фигуры и тела с помощью графического редактора.

Предметные результаты по математике:

Знать формулы площади прямоугольника, объема прямоугольного параллелепипеда, уметь использовать их при решении задач.

Предметные результаты по информатике:

Уметь работать в простейшем графическом редакторе для создания и редактирования рисунков.

Метапредметные результаты:

Формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Уметь воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

3. Интегрированный урок математика + информатика.

Разработка плана действий и его запись при решении математических задач (5 кл.) – На данном уроке показывается практическая значимость разработки алгоритма при решении задач.

Цели урока: закрепить представление учащихся о способах обработки информации и умении записывать план действий при решении задач, систематизировать знания о способах решения уравнений; обобщить знания об алгоритме решения задач при помощи уравнения.

Предметные результаты по математике:

Уметь использовать план действий для решения задач и уравнений.

Предметные результаты по информатике:

Уметь составлять алгоритмы для решения конкретных задач.

Метапредметные результаты:

Уметь:

- самостоятельно планировать пути  достижения целей, осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

4. Интегрированный урок математика + информатика.

Системы счисления (6 кл.) – Урок направлен на показ значимости двоичной системы счисления в области информационных технологий, закрепление навыков операций над числами в различных системах счисления.

Цели урока: развивать навыки счета, логическое мышление, показать значимость двоичной системы счисления.

Предметные результаты по математике:

Уметь узнавать вид чисел, сравнивать их, выполнять арифметические действия над ними, знать порядок арифметических действий.

Предметные результаты по информатике:

Уметь записывать в двоичной системе целые числа и выполнять арифметические действия над ними, а также переводить целые числа из двоичной системы счисления в десятичную и обратно.

Метапредметные результаты:

Уметь:

- осознанно выбирать  наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения;

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами.

5. Интегрированный урок математика + информатика.

Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков (6 кл.).

Цели урока: наглядно проиллюстрировать процесс построения диаграммы при помощи электронных таблиц.

Предметные результаты по математике:

Уметь строить и читать круговые и столбчатые диаграммы.

Предметные результаты по информатике:

Уметь выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей, строить диаграммы при помощи электронных таблиц

Метапредметные результаты:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Уметь:

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Владение общепредметным понятием «модель».

6. Интегрированный урок математика + информатика.

Алгоритмы (6 кл) – На данном уроке отрабатывается практический навык разработки различных типов алгоритмов при решении конкретных задач по математике.

Цели урока: закрепить представление учащихся о понятии алгоритм и основных типах алгоритмических структур, развить навык разработки алгоритмов, повторить правила нахождения наибольшего общего делителя, наименьшего общего кратного, нахождения остатка от деления.

Предметные результаты по математике:

Уметь:

- раскладывать натуральное число на простые множители;

- находить наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное нескольких чисел;

- находить остаток от деления.

Предметные результаты по информатике:

Формирование информационной и алгоритмической культуры.

Развитие алгоритмического мышления.

Умение составлять и записывать алгоритм для конкретного исполнителя.

Формирование знаний об алгоритмических конструкциях.

Метапредметные результаты:

Уметь:

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Владение общепредметным понятием «алгоритм».

7. Интегрированный урок математика + информатика.

Математические модели (7 кл.) – На уроке показана связь дисциплин через понятия модель, информационная модель, математическая модель.

Цели урока: закрепить представление учащихся о понятиях модель, информационная модель, математическая модель. Показать связь математики и информатики через эти понятия.

Предметные результаты по математике:

Уметь:

- составлять математические модели;

- работать с ними и интерпретировать полученные результаты;

- приобретать и систематизировать знания о способах решения математических задач, а также применять эти знания и умения для решения многих жизненных задач.

Формирование представления о математической модели как одном из важных методов познания мира.

Предметные результаты по информатике:

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных;

Метапредметные результаты:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Владение общепредметным понятием «модель».

8. Интегрированный урок математика + информатика.

Создание диаграмм и графиков в электронных таблицах (7 кл).

Цели урока: закрепить представление учащихся о понятиях модель, информационная модель, математическая модель, развить умение строить диаграммы и графики функций, графически решать уравнения.

Предметные результаты по математике:

Уметь:

- составлять математические модели;

- работать с ними и интерпретировать полученные результаты;

- строить графики функций ,,  и использовать их свойства при решении задач.

Предметные результаты по информатике:

Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Метапредметные результаты:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Владение общепредметным понятием «модель».

9. Интегрированный урок информатика + физика.

Создание диаграмм и графиков в электронных таблицах (7 кл) - Изучая тему «Создание диаграмм и графиков в электронных таблицах» можно создать целый комплекс интегрированных уроков информатики с физикой (наглядно представляя протекание различных процессов в виде диаграмм и графиков) и информатики с математикой (строя различные графики функций, графически решая уравнения и др.).

Цели урока: закрепить представление учащихся о понятиях модель, информационная модель, наглядно представить протекание процесса движения в виде графиков

Предметные результаты по математике:

Закрепить представления о механическом движении тел и его относительности.

Предметные результаты по информатике:

Формировать умения формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.

Метапредметные результаты:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Владеть общепредметным понятием «модель».

10. Интегрированный урок математика + информатика.

Исполнитель алгоритмов «Чертежник» на координатной плоскости (7 кл) – На уроке отрабатывается навыки работы с координатной плоскостью, координатами точек. Одновременно закрепляются знания учащихся по теме «Основы алгоритмизации».

Цели урока: Закрепить знания, умения по теме «Координатная плоскость», «Основы алгоритмизации».

Предметные результаты по математике:

Уметь строить точки на координатной прямой, координатной плоскости.

Предметные результаты по информатике:

Владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний: умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель.

Метапредметные результаты:

Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Уметь:

- воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической, графической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами;

-создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Владение общепредметным понятием «модель».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение информационных технологий на уроках физики как средство повышения качества образования.

Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках: - иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др. - к...

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования.

Ситуация успеха на уроках математики как средство повышения качества образования....

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования

выступление на тему Проектно-исследовательская деятельность на уроках химии как средство повышения качества образования...

Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»

Выступление на педагогическом совете на тему:«Формирование УУД на уроках литературы как средство повышения качества образования в соответствии с ФГОС нового поколения»...

Активизация познавательной деятельности на уроках математики как средство повышения качества образования

Познавательный интерес направлен не только на процесс познания, но и на результат его, а это всегда связано со стремлением к цели, с реализацией её, преодолением трудностей, с волевым напряжением и ус...