Моя педагогическая философия
статья по теме

Асланова Александра Валерьевна

Эссе "Моя педагогическая философия" написано в ходе участия в городском областном конкурсе "Педагог года" (заключительный этап).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_pedagogicheskaya_filosofiya.docx19.85 КБ

Предварительный просмотр:

МОЯ     ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ    ФИЛОСОФИЯ

   

                                                                                     Я, учитель, глубоко сознаю свою                

                                                                                      ответственность перед обществом…

                                                                                      перед Человечеством.

                                                                                                       Ш.А.Амонашвили.

                                                              I

                                                                    «Что ты хочешь, человек голодный? - «Еды!»

                                                                    «Что хочешь ты, бездомный, в день холодный?» -

                                                                                                                                     «Крова!»

                                                                    «Что надо, жаждущий, тебе?»- «Воды!»

                                                                    «Что надо, страждущий, тебе?»- «Слова!»

                                                                                                               Р.Гамзатов.

     Слово «учитель» существует во всех языках сотни лет. Кого называют люди учителем? Почему в нем нуждаются? Почему эта профессия остается актуальной и в XXI веке? Почему некоторые из людей выбирают ее для себя?

      Упадок и развитие экономики и культуры многочисленных народов, войны и примирения государств, рождение и смерть миллионов людей – целые эпохи сменяют друг друга, мир постоянно изменяется. Неизменно  одно: любовь родившегося ребенка к матери и жажда человечества к познанию, жажда ласки и слова. С древнейших времен почитают люди наряду  с матерью -  женщиной, которая родила и вскормила, учителя – человека, который дал знание и стремление к лучшей жизни.

     В давние времена учителем называли  воина, силой своей завоевывавшего завтрашний день, мученика   во имя блага людей, мудреца, передававшего свои знания людям.Учителя уважали и тянулись к слову его, потому что он помогал создавать, верить, терпеть, любить – жить.

      И в современном мире  значение слова и дела  учителя в жизни людей не изменилось. Только ученики теперь – дети. Тем ответственнее роль учителя: дать основы научных знаний,  открыть мир человеческих взаимоотношений, воспитать любовь к людям и к Отечеству, помочь постичь смысл жизни и подлинного счастья, научить мыслить и чувствовать. Дети в силу своего возраста не знают, что правильнее, полезнее, поэтому, чтобы не навредить, учителю нельзя ошибаться.

      Слово учителя – по-прежнему сила, с помощью которой он утверждает нравственные ценности, накопленные веками. Учитель – это человек, который не только дает цифры и сведения, но и помогает развить то лучшее, что заложено в каждом человеке природой.

     Желание донести до людей слово добра и разума – вот причина, по которой некоторые из людей выбирают профессию учителя, а сама профессия остается актуальной.

     

                                       

                                                                II

                                                   

                                                                                          В каждом человеке солнце, только

                                                                                          дайте ему светить.

                                                                                                                              Сократ.

 

    Каждый год, встречаясь с детьми, наблюдая за ними, задаю себе вопрос: «Чему я должна научить моих учеников: умных непосед, тихих тружеников, застенчивых молчунов?» Почему, прекрасно понимая свою задачу- воспитать человека, грамотно владеющего словом, духовно богатого, гармонически развитого, с высокими нравственными идеалами и эстетическими

потребностями  - непременно решаю, чему учить всех и каждого?

       Потому что знаю, что ученик – прежде всего личность, особая, неповторимая, развивающаяся по своим законам, и сколько вверено мне детей, столько вопросов и ответов.  Кому-то надо помочь осознать важность учения, быть прилежным, кого-то научить действовать самостоятельно, в некоторых нужно воспитать уверенность, а может быть, уважение к людям, милосердие – иначе говоря, каждому помочь стать лучше, чем он есть сейчас. Ответы на вопросы найдены, но дети развиваются, попадают под различные влияния вне школы – и тогда возникают новые вопросы «Чему учить?» и новые педагогические решения. Как по ступенькам, веду я детей к идеалу человеческой личности, но восходят на очередную ступень дети не  вместе: многие уже далеко, вверху, а кто-то не успевает, все еще внизу.      

        Что является основной силой, не позволяющей им останавливаться на этих ступенях, на достигнутом,   или, хуже того, отчаиваться, устав от неудач?  Опыт показывает, что это чувство радости и счастья от успеха, чувство своей личной победы. Оно заставляет стремиться к дальнейшим достижениям, питает внутренние силы. Я видела, как,  испытав чувство успеха однажды, даже самые равнодушные  и отчаявшиеся ученики, становились энергичнее, инициативнее, они будто бы горели изнутри ярким светом. Прав был Сократ, провозгласив лозунг: «В каждом человеке солнце, только дайте ему светить!» Я как учитель должна создать условия для того, чтобы каждый ученик смог почувствовать радость личного успеха – свой свет.  

       Понимая, что дети индивидуальны и нуждаются в моем особом внимании и такте, зная, что у каждого ребенка свои способности, свое «солнце», яркое и не очень, я стала искать педагогический подход, который бы в условиях общего образования помог мне в работе, детям – в учебе. Изучая многие педагогические идеи: и давно известные, традиционные, и новые, необычные, порой навязчивые, - пришла к выводу, что необходимо видеть весь процесс обучения и воспитания в комплексе, в системе. Идея эта пришла из философии и заключается в том, что никакое явление или процесс нельзя глубоко понять и организовать без учета его многочисленных связей с другими явлениями. В системе такого педагогического подхода особое место я отвожу  интегрированным урокам, комплексному анализу текстов, а во внеклассной работе - анкетированию, часам содружества детей и взрослых.

         Разрабатывая урок, я учитываю не только его связь с предыдущими и последующими, но и связь преподаваемого предмета с другими учебными дисциплинами, роль этого предмета в жизни людей вообще. Интегрированные уроки позволяют изучать родной язык на материале художественных произведений, воспоминаний, писем, личного опыта, что вызывает всплеск эмоций, заставляет сопереживать, радоваться и грустить, думать. Такие уроки дают возможность изучать литературные произведения, учитывая особенности эпохи, личности автора, гражданской позиции и личного опыта  ученика. Ребята учатся обобщать, видеть закономерности, у них есть возможность проявить свои интересы, качества личности, знания. От своего личного участия ребенок обязательно испытывает радость, а где радость, там и желание работать дальше.

       Комплексный подход позволяет мне видеть и учитывать характер взаимоотношений в семье, в дружеском окружении, дает возможность сделать образование детей более открытым. Хорошо продуманные  часы содружества: уроки и мероприятия с участием родителей, коллективные творческие работы , встречи с уважаемыми людьми города, традиционные  дела – вырабатывают культуру отношений человека с человеком, воспитывают уважение к окружающим, знакомят с традициями, дают социальный и личностно значимый опыт человеческого взаимодействия, позволяют проявить себя, почувствовать увереннее, осознать свое место в обществе. Все это происходит естественно, гармонично и ненавязчиво.

      Конечно, степень участия и познавательная активность детей на уроках и во внеклассных мероприятиях разные. Поэтому комплексный подход должен быть личностно-гуманным. Приветливое, участливое, дружелюбное отношение к детям, умение видеть то, что ученик может сделать на данном этапе своего развития, продумывание  индивидуальных заданий для каждого способны творить чудеса. Дети раскрываются постепенно, как восходящее из-за горизонта солнце. Я должна работать и с пассивными детьми, и с теми, кто время от времени включается в учебный процесс, и с теми, для кого активность – привычка. Каждого конкретного ребенка необходимо вовлечь в педагогический процесс, каждому создать такие условия, чтобы он мог действовать и радоваться своим успехам – «светить».

       Работая с пассивными детьми, которым не свойственны агрессия и демонстративный отказ, помню, что они медленно включаются в работу. Предлагаю им задания, которые не требуют быстрого перехода от одного вида деятельности к другому, даю больше времени на подготовку и обдумывание, не ставлю их в неожиданные ситуации и не задаю каверзные вопросы. На уроке предлагаю выполнить только часть задания, которая и будет проверяться, а после уроков много беседую индивидуально, отвожу  им на мероприятиях посильную роль. Хочу, чтобы у таких детей пропал страх и появилась уверенность, чтобы дети ожидали встречи со мной и с одноклассниками.

     С группой детей, заинтересованность которых связана с интересной темой, необычными приемами преподавания и воспитания, с эмоциональной привлекательностью, работаю по-другому. Такие дети не всегда внимательны, часто торопливы. Им предлагаю по ходу урока или занятия задавать вопросы, даю планы ответов, рисунки-подсказки, опорные сигналы и таблицы. Интригующие вопросы, элементы занимательности и игры очень привлекают таких детей. Во внеклассной работе стараюсь давать им яркие, интересные поручения. Так я стремлюсь не только включить учеников в учебно-воспитательную деятельность, но и поддержать их эмоционально-интеллектуальный интерес.

      Что можно предложить детям, которые систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются во все предлагаемые виды работы, осознанно  воспринимают поставленные перед ними задачи, умеют работать самостоятельно? У таких детей обычно очень высокий уровень знаний, и если все просто, то они начинают скучать. Скука-  первая преграда  в дальнейшем развитии детей. Для них  я создаю проблемные и эвристические ситуации. Ученики прекрасно ориентируются в материале, оценивают и высказывают свои мысли, поэтому отвожу им роль консультантов, экспертов и мудрецов. Они с удовольствием готовят интересные сообщения, игры, принимают участие в ролевых играх. Эти дети прекрасно готовят праздники  и  классные часы.  Они мои первые помощники и исполнители. Их я побуждаю только к личной активности, готовлю к новым, более высоким требованиям. Если поставленная перед ними задача достаточно сложна и интересна, значима, то сердца их горят ярким светом, согревая всех вокруг.        

        Встречаются в классах одаренные дети. Они не только исполнители, но и создатели нового. Придумывание необычных форм работы, сценок, сочинение интереснейших рассказов и стихов, подготовка телепередач, нестандартное решение проблем, выпуск газет, импровизации – все это активная их работа.

         Итак, я свою работу строю, сочетая комплексный и личностно-гуманный педагогические подходы. При такой организации процесса обучения и воспитания дети воспринимают школьные предметы как естественную часть мира, где каждый может найти достойное место своим лучшим качествам личности, развить их и преумножить. Дети, участвуя в жизни школы, каждый на своем уровне, но обязательно – участвуя, не просто готовятся к дальнейшей жизни, они живут полноценной жизнью, в которой, конечно, есть не только победы, но и поражения. Моя задача – не дать погаснуть зажженному в ученике «солнцу», потому что свет его помогает преодолевать все невзгоды и становиться лучше.

                                                                 

                                                       

                                                                 

                                                               Ш

                                                                             Учитель воспитывает личностью своей,

                                                                              своими знаниями и любовью, своим

                                                                              отношением к миру.

                                                                                                                        Д.Лихачев.

       

       Знаю много семей, где родители, не получив образования, смогли все-таки воспитать хороших детей. Знаю деревню в глубинке России, куда никак не ехали работать учителя. Пришлось детей учить и воспитывать человеку, не имеющему педагогического образования. Атмосферой творчества, доброты и честности были проникнуты его уроки, а ученики до сих пор сверяют свое отношение к людям и к жизни с его отношением.

Про таких людей говорят, что у них дар воспитания от природы, от бога. А я думаю: нет, такие люди воспитывают своей внутренней культурой, личностью.

       Каким же должен быть учитель, чтобы дети верили его слову, чтобы слово учительское действительно помогало воспитывать хороших людей? Честным и справедливым, чтобы дети доверяли учителю и людям вообще.  Гуманным и милосердным, чтобы уважали, не боялись обратиться за помощью и учились помогать окружающим. Любящим свой народ и Родину, чтобы ученики ощутили себя желанными и достойными гражданами родной страны. Непримиримым к злу и лицемерию, чтобы дети умели отличать хорошее от плохого и противостоять злу. Умеющим видеть красоту человека, чувствовать боль других, сопереживать, чтобы развивать прекрасные и добрые чувства в душах детей.  Инициативным , ответственным, самостоятельным, чтобы воспитать мыслящих людей, умеющих отстаивать свои убеждения.

      Профессия учителя существует сотни лет. И все это время именно о таком учителе мечтало человечество. Таким учителем стараюсь быть я.

                                     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя педагогическая философия

Размышления по поводу......

Моя педагогическая философия

В материале описываются основные педагогические идей и система работы....

"Воспитание успехом. Концепция педагогической философии"

Методическая разработка может быть использована учителями, классными руководителями при организации учебного процесса, основанного на деятельностном подходе...

Эссе «Моя педагогическая философия».

Давным-давно зимой, а может летомИли когда тоскливый дождик моросилСвоей душой всем солнышком согретыйВ мое ты сердце лучик поместил. Учитель! (Гаджаева Айша,  4класс)...

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Мировоззренческая и психолого-педагогическая позиция учителя....

Педагогическое эссе "Моя педагогическая философия"

Педагогическое эссе учителя английского языка "Моя педагогическая философия"...

Педагогическое эссе на тему: «Моя педагогическая философия».

Человек способен сделать путь великим, но великим человека делает путь.Конфуций...