Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся
статья по теме
Выступление на педсовете посвящено методам и приёмам педагогической поддержки индивидуального развития учащися.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedpodderzhka.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете учителя русского языка и литературы МОУ Видновской гимназии Алябьевой Н.П.. на тему «Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся» 16.04.2011.
Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности
Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:
1. Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности;
2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.
3. Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.
4. Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.
5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей.
В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:
- поддержка того, что актуально присутствует у учащегося, что потенциально возможно находится в зоне его ближайшего развития;
- построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;
- обнаружение собственных проблем и придание им (через взаимодействие со взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.
Этапы педагогической поддержки:
1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.
2. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.
3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.
4. Деятельностный: а) действует сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.
Организуя самопознание учащихся, необходимо продумать способ фиксации результатов. Это должна быть наглядная форма, которая будет служить ориентиром для учащихся и показателем их развития для педагога. Для этих целей подходит «Карта саморазвития личности», «Дневник самоопределения», которые учащийся ведет самостоятельно: отмечает собственные наблюдения, связанные с работой по данному курсу, свои ощущения. Это дисциплинирует детей, способствует формированию рефлексии, способности к самоанализу.
Итак, если говорить о приоритете индивидуальной работы классного воспитателя с детьми, то логичным было бы считать педагогическую поддержку и сопровождение базовыми типами деятельности во всех сферах деятельности: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг». Но опыт показывает, что реализация на практике видов педагогической поддержки и сопровождения в сфере «Учение», зачастую встречается с непринятием их многими учителями-предметниками, так как их деятельность основана на общепризнанных формах и методах обучения по Я.А.Коменскому – «всех учить всему».
С одной стороны мы имеем стабильность классно-урочной системы (читай – авторитарного обязательного единообразия, формальной вариативности) и, с другой стороны – потребность ребенка в реальном индивидуальном педагогическом подходе не только во внеурочной, но и в учебной деятельности, с третьей – требования Единого государственного экзамена.
Разрешение этого противоречия видится в организации образовательного процесса на основе педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования.
Так, если суть индивидуального образования состоит в формировании и развитии человеком своего образа, то не только процесс воспитания, но и организация учения должна быть максимально приближена к его индивидуальным потребностям.
Вот некоторые из возможных форм работ, используемых на уроках:
- формы групповой и парной работы на уроке,
- индивидуальные творческие задания,
- система разноуровневых заданий,
- индивидуальные и коллективные научно-исследовательские проекты,
- система элективных курсов и спецкурсов.
Работа с «олимпийским резервом»:
- Выявление одарённых детей и организация регулярных занятий.
- Участие в школьном туре предметных олимпиад.
- Анализ результатов и участие в районном туре.
Результаты работы:
- Районная олимпиада по русскому языку – 1 место Наумова Лера, 2 место – Преснякова Алёна;
- Районная олимпиада по литературе – 2 место – Рябцева Дарья, 3 место – Наумова Валерия.
Работа над совершенствованием навыков выразительного чтения:
- Уроки конкурсного чтения стихов
- Участие в школьных конкурсах чтецов
- Участие в районных конкурсах художественного слова «Веснушка», «Зубовские чтения»
Результаты работы:
из 5 участников конкурса «Веснушка» - 2 Гран-При, 3 –Лауреата 1 степени.
«Зубовские чтения»:
- 7 участников школьного тура,
- 3 участника районного тура,
- 1 победитель – Максимова Анна.
Педагогическая поддержка творчески одарённого ребёнка:
- Своевременное информирование о творческих конкурсах, проводимых в школе, районе, области.
- Консультации и помощь в оформлении заявок на участие и самих творческих работ.
- Организация выступлений ученика, создание условий для творческого роста.
Горбунова Лиза – победитель Межрайонного литературного конкурса «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Поэзия», победитель конкурса «Веснушка», победитель районного тура областного конкурса на лучшую детскую творческую работу «Чудеса и приключения Подмосковья-2».
Вывод: индивидуальное образование не только возможно в условиях массовых форм обучения, но и протекает повсеместно, так как процесс создания человеком своего Я априори индивидуален.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости"
В предлагаемом докладе речь пойдет о путях предупреждения неуспеваемости, о педагогической поддержке таких детей....
Решение дивергентных задач в системе педагогической поддержки интеллектуально одарённых учащихся
Представлен собственный педагогический опыт по работе с одаренными детьми в рамках конкурсов "Географическое пополнение" и "Живая крата", в которых широко используются дивергентные задачи....
Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"
Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...
Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе
В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...
Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении
Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании созд...
Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»
Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...