Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся
статья по теме

Алябьева Наталья Петровна

Выступление на педсовете посвящено методам и приёмам педагогической поддержки индивидуального развития учащися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedpodderzhka.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете  учителя русского языка и литературы МОУ Видновской гимназии Алябьевой Н.П.. на тему «Организация педагогической поддержки индивидуального развития учащихся» 16.04.2011.

Педагогическая поддержка относится к культуре воспитания, вырастающей на внутренней свободе, творчестве, действительном демократизме и гуманизме взаимоотношений взрослого и ребёнка. Главное правило педагогической поддержки: дать возможность преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии: развитие самости, самостоятельности человека.

      Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка? Для того чтобы он мог успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности

      Задачи психолого-педагогической поддержки в процессе предпрофильной подготовки и профильного обучения:

1. Способствовать осознанному выбору дальнейшего пути обучения с опорой на свои возможности;

2. Помощь (содействие) учащемуся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, проблемы самоопределения и саморазвития, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями.

3. Повышение мотивации обучения путем введения элективных курсов (курсы различной направленности по выбору учащихся) и активных методов обучения.

4. Психологическое обеспечение элективных курсов, анализ уроков с позиций здоровьесбережения.

5. Развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей.

В процессе взаимодействия педагога и учащегося осуществляются:

- поддержка того, что актуально присутствует у учащегося, что потенциально возможно находится в зоне его ближайшего развития;

- построение условий, способствующих переведению того, что поддерживается, в деятельность самого учащегося;

- обнаружение собственных проблем и придание им (через взаимодействие со взрослым) развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.

 Этапы педагогической поддержки:

1. Диагностический – фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с учащимся, вербализация постановки проблемы (проигрывание ее с учащимся), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для ребенка.

2. Поисковый – организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы, взгляд на ситуацию со стороны.

3. Договорный – проектирование действий педагога и учащегося (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме.

4. Деятельностный: а) действует сам учащийся: со стороны педагога – одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов, прямая безотлагательная помощь учащемуся.

Организуя самопознание учащихся, необходимо продумать способ фиксации результатов. Это должна быть наглядная форма, которая будет служить ориентиром для учащихся и показателем их развития для педагога. Для этих целей подходит «Карта саморазвития личности», «Дневник самоопределения», которые учащийся ведет самостоятельно: отмечает собственные наблюдения, связанные с работой по данному курсу, свои ощущения. Это дисциплинирует детей, способствует формированию рефлексии, способности к самоанализу.

     Итак, если говорить о приоритете индивидуальной работы классного воспитателя с детьми, то логичным было бы считать педагогическую поддержку и сопровождение базовыми типами деятельности во всех сферах деятельности: «Здоровье», «Общение», «Учение», «Досуг». Но опыт показывает, что реализация на практике видов педагогической поддержки и сопровождения в сфере «Учение»,  зачастую встречается с непринятием их многими учителями-предметниками, так как их деятельность основана на общепризнанных формах и методах обучения по Я.А.Коменскому – «всех учить всему».

      С одной стороны мы имеем стабильность классно-урочной системы (читай – авторитарного обязательного единообразия, формальной вариативности) и, с другой стороны – потребность ребенка в реальном индивидуальном педагогическом подходе не только во внеурочной, но и в учебной деятельности, с третьей – требования Единого государственного экзамена.

Разрешение этого противоречия видится в организации образовательного процесса на основе педагогической поддержки и сопровождения индивидуального образования.

Так, если суть индивидуального образования состоит в формировании и развитии человеком своего образа, то не только процесс воспитания, но и организация учения должна быть максимально приближена к его индивидуальным потребностям.

Вот некоторые из возможных форм работ, используемых на уроках:

  1. формы групповой и парной работы на уроке,
  2. индивидуальные творческие задания,
  3. система разноуровневых заданий,
  4. индивидуальные и коллективные научно-исследовательские проекты,
  5. система элективных курсов и спецкурсов.

Работа с «олимпийским резервом»:

  1. Выявление одарённых детей и организация регулярных занятий.
  2. Участие в школьном туре предметных олимпиад.
  3. Анализ результатов и участие в районном туре.

Результаты работы:

  1. Районная олимпиада по русскому языку – 1 место Наумова Лера, 2 место – Преснякова Алёна;
  2. Районная олимпиада по литературе – 2 место – Рябцева Дарья, 3 место – Наумова Валерия.

Работа над совершенствованием навыков выразительного чтения:

  1. Уроки конкурсного чтения стихов
  2. Участие в школьных конкурсах чтецов
  3. Участие в районных конкурсах  художественного слова «Веснушка», «Зубовские чтения»

Результаты работы:

из 5 участников конкурса «Веснушка» - 2 Гран-При, 3 –Лауреата 1 степени.

«Зубовские чтения»:

  1. 7  участников школьного тура,
  1. 3 участника районного тура,
  1. 1 победитель – Максимова Анна.

Педагогическая поддержка творчески одарённого ребёнка:

  1. Своевременное информирование о творческих конкурсах, проводимых в школе, районе, области.
  2. Консультации и помощь в оформлении заявок на участие и самих творческих работ.
  3. Организация выступлений ученика, создание условий для творческого роста.

Горбунова Лиза – победитель Межрайонного  литературного конкурса «Люблю тебя, мой край родной!» в номинации «Поэзия», победитель конкурса «Веснушка», победитель районного тура областного конкурса на лучшую детскую творческую работу «Чудеса и приключения Подмосковья-2».

Вывод: индивидуальное образование не только возможно в условиях массовых форм обучения, но и протекает повсеместно, так как процесс создания человеком своего Я априори индивидуален. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка. Пути предупреждения неуспеваемости"

В предлагаемом докладе речь пойдет о путях предупреждения неуспеваемости, о педагогической поддержке таких детей....

Решение дивергентных задач в системе педагогической поддержки интеллектуально одарённых учащихся

Представлен собственный педагогический опыт по работе с одаренными детьми в рамках конкурсов  "Географическое пополнение"  и "Живая крата", в которых широко используются дивергентные задачи....

Тезисы работы "Психолого-педагогическая поддержка и развитие одаренных детей"

Работа содержит описание опыта по выявлению и развитию детей, имеющих способности в различных областях деятельности, таких как художественное чтение, исследование, театральное творчество, стихосложени...

Роль классного руководителя в организации педагогической поддержки учащихся в профессиональном выборе

 В связи с развитием новых технологий, ростом благосостояния людей и потребностей общества возникают новые виды деятельности человека, изменяются старые, получая другие названия. У учащихс...

Рекомендации по организации педагогической поддержки младшим школьникам, испытывающим трудности в обучении

Благоприятные условия жизнедеятельности воспитательных организаций, относительно последовательная реализация личностного, дифференцированного, возрастного и индивидуального подходов в образовании созд...

Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»

Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...