Приемы рефлексии.
методическая разработка

Лариса Григорьевна Федоришкина

- Тогда суди сам себя, - сказал король.

- Это самое трудное.

Себя судить куда трудней, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр.

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_sem.docx33.99 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

 «Рефлексия на уроках географии»

МКОУ Бетлицкая СОШ

учитель географии Федоришкина Л.Г.

первая квалификационная категория

Цель: повысить мотивацию коллег к овладению рефлексивной деятельностью учащихся.

Задачи: познакомить коллег с понятием рефлексия.; дать представление о классификации рефлексии; показать конкретные варианты проведения рефлексии на уроке; создать условия для активного взаимодействия ведущего и участников мастер-класса.

- Тогда суди сам себя, - сказал король.

- Это самое трудное.

Себя судить куда трудней, чем других.

Если ты сумеешь правильно судить себя,

значит, ты поистине мудр.

«Маленький принц» Антуан Де Сент-Экзюпери

Современный урок географии, как и любой другой, невозможен без рефлексивной деятельности, позволяющей провести самоанализ и оценить результаты. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Рефлексия – размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.

Словарь иностранных слов определяет рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии. Рефлексия помогает ученику увидеть свои плюсы и минусы в знаниях материала, наметить планы на будущее. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного обдуманного, понятого каждым.

Цели рефлексии:

Выявление трудности эмоционального отношения к заданию;

Развитие оценочной деятельности одноклассников;

Выявление самооценки детей;

Выделение детьми критериев оценки;

Развитие умений оценивать по критериям.

С целью включения учащихся в рефлексивную деятельность я создаю условия для анализа учащимися учебно-познавательной деятельности, учебных действий в рамках одного урока или отдельной темы; обеспечиваю понимание обучающимися собственных барьеров, затруднений в учебно- познавательной деятельности и развитие умений их преодолевать.

Виды рефлексии

Исходя, из функций рефлексии, применяется следующая классификация:

-рефлексия настроения и эмоционального состояния;

-рефлексия содержания деятельности;

-рефлексия результатов учебной деятельности.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Соответствующими предмету география будут такие приемы рефлексии, как карточки с изображением различных смайликов, погодных явлений или цветовое изображение настроения.  Здесь подойдут такие приемы:

  • Карточки с изображением лица (грустного, веселого);
  • показ большого пальца вверх или вниз.
  • “Солнышко” – мне всё удалось, “солнышко и тучка” – мне не всё удалось, “тучка” – у меня ничего не получилось.
  • “Радостный гномик” – всё хорошо, “грустный гномик” – грустно.
  • Светофор.

Приемы обязательно должны соответствовать возрасту.

Рефлексия содержания деятельности  приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Применение данной рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.

Ученик  должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.

Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность.

Вот некоторые приёмы, используемые в практике для реализации данного вида рефлексии.

Продолжи фразу

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Больше всего мне понравилось…

Урок навёл меня на размышления...(заставил задуматься)

Своей работой на уроке я доволен (не совсем, не доволен), потому что…

Ответь на вопрос

Что ты получил от этого урока?

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что ты думал?

Что чувствовал?

Что ты приобрел?

Что тебя удивило? И т. д.

"Благодарю…".

В конце урока предлагаю каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось.

Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий

Иногда при рефлексия деятельности можно применять «фразеологизмы или пословицы»

Шевелить мозгами

Слышать краем уха

Хлопать ушами

Ловить мух

Считать ворон

Биться  как рыба об лед

Благодаря таким приемам всегда есть наглядная картина: что ребята поняли и осознали, а над чем нужно еще поработать.

Приемы рефлексии результатов учебной деятельности, или оценки личностных учебных достижений достаточно широко известны: «Оценочная лесенка», «Диаграмма успешности», «Эссе», различные виды Портфолио, «Письмо самому себе», «Лист достижений».

«Лесенка успеха»

Демонстрирую слайд с изображением лестницы успеха и предлагаю учащимся оценить свою работу на уроке, поместив изображение человечка (себя) на соответствующую ступеньку лесенки:

  • не понял
  • немного понял
  • понял
  • хорошо понял
  • отлично понял

«Острова».

На доске или у каждого ученика карта настроения.

«Поставьте знак √, на каком из островов вы сегодня пребывали: о.Страха, Познания, Уверенности, Скуки, Мечты, Будущего, Радости».

«Морская почта»

В конце урока детям предлагается написать мини-письмо с пожеланиями, отзывом о работе на уроке и поместить его в бочонок. «Почтальон» или дежурный ученик разносит письма по адресам.

«Пик понимания»

Пик – вершина, предел, высшая точка. На вершине стоит ребёнок («понятие»)

По склону карабкается учитель (ученик). Насколько близко подобрался он сегодня к детям (к пониманию темы урока), как прошла работа, достигнуто ли понимание – это решают дети, помещая фигурку учителя (свою) у подножия, либо выше по склону.

Телеграмма - это приём актуализации субъективного опыта. Очень краткая запись.

Задание: кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу, учителю, герою произведения, себе.

Анкета.

В конце урока ребятам предлагаю заполнить небольшую анкета, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Наполнение которой можно менять, дополнять в зависимости от того, на какие элементы урока обращается особое внимание.

Фамилия ученика /класс

1. На уроке я работа

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

4. За урок я

не устал / устал

5. Мое настроение

стало лучше / стало хуже

6. Материал урока мне был

понятен / не понятен

полезен / бесполезен

интересен / скучен

 Для анализа динамики собственных образовательных результатов предлагаю

«Лист самоконтроля». Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

Викторина по изученной теме

Работа с картой

Чтение параграфа

Решение кроссворда

Выполнение заданий в контурной карте

Тест

По  содержанию:

  • Символическая — когда ученик просто выставляет оценку с помощью символов (карточек, жетонов, жестов и пр.).
  • Устная предполагает умение ребенка связно высказывать свои мысли и описывать свои эмоции.
  • Письменная — самая сложная и занимает больше всего времени. Последняя уместна на завершающем этапе изучения целого раздела учебного материла или большой темы. Пример краткой  письменной рефлексии

Эссе – произведение небольшого объёма, раскрывающее конкретную тему.

Написание эссе призвано обратить учащегося к своему опыту во всех его противоречиях по определённому вопросу.

"Синквейн".

В конце урока обучающимся предлагаю написать синквейн на основе изученного материала.

Синквейн – это пятистрочная строфа.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;

3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;

4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;

5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

География
Интересная, познавательная
Сочиняли, читали, повторяли
Быстро прошел урок
Ура!

По форме деятельности: коллективная, групповая, фронтальная, индивидуальная.

Считаете ли вы, что мы не напрасно эти минуты вместе?

За что ты можешь похвалить одноклассников?

За что ты можешь похвалить учит6еля?

Что, на ваш, взгляд не удалось? Почему? Что учесть на будущее?

«Релаксация».

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего урока. Я рада, что на протяжении всего урока вы были внимательны и активны. Я хочу, чтобы все, кто внимательно слушал меня и кому понравился наш урок – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

Для чего нужна рефлексия в учебном процессе?

 Если ребенок понимает:

  • ради чего он изучает данную тему, как она ему пригодится в будущем;
  • какие цели должны быть достигнуты именно на этом уроке;
  • какой вклад в общее дело он может внести;
  • может ли он адекватно оценивать свой труд и работу своих одноклассников,

…то процесс обучения становится намного интереснее и легче как для ученика, так и для учителя.

Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека, которые потребуются ему в XXI в.:

  • Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
  • Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
  • Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Сегодня рефлексия является не дополнительной частью урока, а её полноправной составляющей, совершенствующей учебный процесс и выделяющей личность ученика на уроке.

Все, что делается на уроке по организации рефлексивной деятельности – не самоцель, а подготовка в сознательной внутренней рефлексии развитию очень важных качеств современной личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Однако, процесс рефлексии должен быть многогранным, так как оценка должна проводиться не только личностью самой себя, но и окружающими людьми. Таким образом, рефлексия на уроке – это совместная деятельность учащихся и учителя, позволяющая совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность каждого ученика.

Использованная литература:

1 Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

Брошюра Приемы рефлексии на уроках ОБЖ

Брошюра содержит приемы рефлексии, которые можно использовать на уроках ОБЖ и не только...

мастер- класс на тему:"Использование приемов рефлексии на уроках башкирского языка"

Мастер-класс на тему:" Использование  приемов рефлексии на уроках башкирского языка". Делюсь опытом работы по методике " Шести думательных шляп" и составлению синквейнов....

Эффективные приемы рефлексии на занятиях по иностранному языку.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной  рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности....

приемы рефлексии

«Приёмы рефлексии учащихся»Цель: создать условия для формирования навыка обеспечения активной позиции ребенка на уроке; самоанализа деятельности и её результата;познакомить в чём суть изменений урока ...

Методы и приемы рефлексии

Методы и приемы рефлексии в начале урока (русский язык и литература)...

Приемы рефлексии на различных этапах урока

В данной работе собраны приемы рефлексии на различных этапах урока. Эти приемы могут найти свое применение на всех типах уроков....