СЕМИНАРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
статья
Методическая работа в учреждениях системы социального обслуживания в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий и цифровизации общества и экономики, обеспечивающих разностороннее индивидуальное профессиональное и личностное развитие специалистов учреждений, приобретает все большее значение.
Потребность в структуризации разнопланового опыта учреждений системы социального обслуживания, выраженного в постепенном включении на постоянной основе
в деятельность учреждений социального обслуживания современных, актуальных методик, необходимость в обмене опытом методической работы между учреждениями системы социального обслуживания привела к созданию систематической практики проведения семинарской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.97 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕМИНАРЫ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Автор – Дегтяренко А.Е.,
Методист СПБГБСУСО «Дом-интернат № 4»
Методическая работа в учреждениях системы социального обслуживания в условиях распространения новых информационно-коммуникационных технологий и цифровизации общества и экономики, обеспечивающих разностороннее индивидуальное профессиональное и личностное развитие специалистов учреждений, приобретает все большее значение.
Потребность в структуризации разнопланового опыта учреждений системы социального обслуживания, выраженного в постепенном включении на постоянной основе
в деятельность учреждений социального обслуживания современных, актуальных методик, необходимость в обмене опытом методической работы между учреждениями системы социального обслуживания привела к созданию систематической практики проведения семинарской работы.
Семинары, как одна из форм интерактивного группового обучения специалистов, проводятся с целью повышения уровня теоретических знаний, совершенствования практических навыков и умений специалистов в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации.
В научно-методическом аспекте семинары адаптируют новые методики, посредством предоставления информации в рамках реально протекающих процессов инкорпорирования передового научного и практического опыта в работу специалистов сферы социального обслуживания. В процессе подготовки такой информации специалисты зачастую сталкиваются с определенными трудностями: некоторые элементы социальной сферы обладают значительным консерватизмом, нежеланием изменяться, исходят из собственных неактуальных в современных реалиях представлений. Такая позиция может привести к закостенелости и ограниченности системы социального обслуживания. Для предотвращения этого фактора и в рамках повышения профессиональной компетентности и обмена опытом специалисты нашего учреждения не только регулярно проводят мастер-классы и выступают с докладами на собраниях методических объединений, но и активно участвуют в конференциях и семинарах.
Семинары позволяют за небольшой промежуток времени получить максимальное количество полезной и актуальной информации, которую можно успешно применить на практике сразу после завершения мероприятия.
Как провести силами специалистов учреждения мероприятие так, чтобы оно было полезным для слушателей и хорошо организованным? Здесь огромное значение приобретает активность, эмоциональная включенность специалистов учреждения, их готовность
на профессиональной основе делиться своим опытом, обучаться процессу организации подобных мероприятий.
При этом, как показала практика, выступление на семинаре - это отличная возможность для тренировки и совершенствования навыков публичного выступления, выразительной речи, которые в настоящее время приобретают все более и более важное значение в повседневной работе специалистов социальной сферы. В ходе семинара специалисты демонстрируют профессиональные достижения, что способствует осмыслению опыта работы по актуальным проблемам, возникающим в ходе практики.
Семинары актуальны для разъяснения норм новых нормативных правовых актов, изучения передового мирового опыта и внедрения в деятельность специалистов инновационных методов и практик, так как позволяют более систематично и глубоко изучить рассматриваемую проблему, подкрепить теоретический материал показом отдельных приёмов и методик работы, примерами из практики (кейсами).
Одновременно с этим, участие специалистов учреждений в семинарах, как в качестве докладчиков, так и в качестве слушателей, является одним из критериев, необходимых для успешного прохождения аттестации на присвоение, подтверждение или повышение квалификационной категории.
На подготовительном этапе семинар должен иметь продуманный детализированный организационный план, который подразумевает логичность и порядок действий, направленных на построение мероприятия в целом.
Организационный план подготовки мероприятия состоит из значительного количества пунктов и большого количества обстоятельств, которые надлежит учесть и заранее отрегулировать при подготовке мероприятия. Подготовительный этап является наиболее сложным и важным, поскольку предусматривает необходимость продумывания всего комплекса вопросов, связанных с ресурсным, кадровым и организационно-техническим обеспечением мероприятия.
Учитывая, что семинар - это форма проведения учебно-практических или обучающих занятий, которая предполагает всестороннее обсуждение представленных тем, то первым шагом к планированию актуального и эффективного семинара является определение цели семинара.
Примерный план подготовки семинара.
- Определение тематики, цели семинара и его целевой аудитории.
- Детальная проработка программы семинара, определение его модератора, почетных гостей и состава спикеров.
- Подготовка материалов, презентаций, видео, тренингов, мастер-классов в соответствии с программой семинара.
- Разработка раздаточного материала для участников семинара, Анкеты участников семинара.
- Подготовка и направление приглашений для участников семинара.
- Организация и проверка технической составляющей места проведения семинара.
- Организация кофе-брейка (при длительности семинара более 4 часов).
- Подготовка персонала и необходимых расходных материалов для приема и регистрации участников семинара.
- Подготовка сертификата, диплома участника семинара.
- После семинара — публикации о событии.
Наиболее эффективная форма проведения семинара – это сочетание теоретической и практической части, где после лекционного (научно-теоретического) материала дается практический опыт с конкретными техниками или кейсами.
Одновременно с этим, при приглашении в качестве докладчиков специалистов других учреждений, в том числе из других отраслей, проведение семинаров позволяет наладить межведомственное взаимодействие и обменяться опытом специалистам различных учреждений.
Научно-методические и практические семинары способствуют рефлексивной самоорганизации специалистов, что формирует необходимое условие успешного развития их компетентностей в динамично изменяющихся условиях современного жизни.
Участие в работе научно-методических и практических семинаров способствует адаптации профессиональных компетенций специалистов к запросам и потребностям изменяющегося мира, обновления содержания, структуры и форм практической работы, приведения их в соответствие с задачами учреждения.
Организация научно-методических и практических семинаров способствует достижению целей развития системы методической работы и системы контроля качества реализации уставной деятельности учреждения. Семинары выступают как платформа, на базе которой реализуется технология непрерывного процесса улучшения качества обслуживания получателей социальных услуг, что позволяет существенно повысить результативность практической работы учреждений.
Библиографическая ссылка:
Келасьев В.Н. Интегративная концепция человека // Санкт-Петербургский государственный университет. - СПб. : Изд-во СПбГУ, 1992. - 207 с.;
Портнягина И. П. Луций Анней Сенека о системе воспитания и самовоспитания // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира: Сборник статей под ред. проф. Э. Д. Фролова. Вып. 14. Санкт-Петербург, 2014. - C. 211-222;
Игонина Л.Л. Научно-методический семинар в системе методической работы кафедр // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 4. ;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как эффективная форма организации работы с учащимися
Любой проект - это комплекс взаимосвязанных работ, для выполнения которых выделяются соответствующие ресурсы и устанавливаются определенные сроки. Проектный метод позволяет: • научить уч...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов
На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Методическая тема — эффективная форма организации работы педагогов
На современном этапе качественным можно считать такое образование, которое дает возможность человеку самоопределиться, самосовершенствоваться, саморазвиваться.Самообразование только тогда считается за...

Урок -семинар как эффективная форма обучения
От учителя на современном этапе развития школьного образования, требуется система форм обучения, обеспечивающая активизацию познавательной деятельности учащихся. Конечно,...

БИБЛИОТЕКА КАК ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕСУРС ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ОБОУ СПО «КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
Статья о взаимодействии библиотети и отделения заочной формы обучения....

«Русский язык может быть интересным». (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ). Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МКС(К)ОУ общеобразовательной школы VIII вида «Надежда» г. Коломны Московской области.
Аннотация.Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом...

Методическая разработка "Массовые мероприятия, как эффективная форма воспитательной работы"
При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ являетс...