Методы и средства воспитания этических норм поведения у учащихся коррекционной школы XIII вида"
учебно-методический материал

Тютченко Вероника Валерьевна

Воспитание правил культурного поведения, является важным фактором нравственно-этического воспитания и развития общества в целом. И необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие детей с особыми образовательными потребностями. Данный доклад представлен на методической объединении воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области

"Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 9, с. Ивановка"

Подготовила:                                                                          

                                                              В.В. Тютченко, воспитатель высшей квалификационной категории

Март, 2024г.

В формировании нравственно-этического сознания, чувств и привычек общественного поведения у учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида играют специальные методы и приёмы.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приемов и воспитательных средств. Понятие форма воспитания в педагогической литературе определяют как способ организации воспитательного процесса. Формы организации воспитательного процесса в самом общем виде отражают отношения, которые складываются между педагогами и воспитанниками. Классифицируют формы воспитания в зависимости от количества воспитанников, - охвачен весь класс, небольшие группы или отдельные ученики (фронтальная, групповая, индивидуальная работа). Классификация форм организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания:  словесные формы (собрания, сборы, лекции, доклады, диспуты, встречи и т.д.); ) практические формы (походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады и конкурсы и т.п.); ) наглядные формы (школьные музеи, выставки разных жанров, тематические стенды и др.).  

В сложном процессе этического воспитания возможны разные формы организации. Воспитатель может влиять на ученика непосредственно, с глазу на глаз, но может и через его товарищей, через ученический коллектив.

Осуществлению процесса этического воспитания способствуют различные методы. Под методами воспитания понимают способы воздействия педагога на воспитанников и организацию их деятельности. Методы этического воспитания выступают как пути и способы формирования этического сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения. Процесс этического воспитания двухсторонний: с одной стороны, организационное и целенаправленное воздействие педагогов, с другой - организованная и целенаправленная деятельность воспитанников.

Наиболее распространенным методом воспитания этической культуры являются методы убеждения. К ним относятся: рассказ, беседа, разъяснения, убеждение примером взрослых, чтение художественных произведений, просмотр кинофильмов, диафильмов, театральных постановок, слушание музыки, знакомство с изобразительным искусством. Опыт показывает, что формирование у школьников этических представлений во многом определяет развитие их чувства и поведения, неправильные представления о дружбе, доброте, честности, справедливости является причиной частых конфликтов между детьми. Поэтому необходимо разъяснить ребенку, что от него ждут, каким хотят видеть его. Разъяснение является наиболее доступным методом воспитания этической культуры. Необходимо прежде всего выяснить, что знают дети об этике отношений между детьми, какое конкретное содержание они вкладывают в понятие «доброта», «честность», «справедливость». С помощью метода разъяснения ребятам разъясняются нормы поведения в школе, дома, на улице, в отношениях в людьми, в отношениях к своим обязанностям. Рассказ взрослых, как и разъяснение и беседа, предполагает накопление у детей запаса представлений, переживаний, понятий о тех моральных этических нормах поведения, которые приняты в обществе. При этом учащиеся начинают различать хорошее и плохое, справедливое и несправедливое. Функцию рассказа и разъяснения может также выполнять книга. Действенным методом воспитания этической культуры учащихся является убеждение примером. Действие этого метода основано на том, что ребенок в своем стремлении хочет скорее стать взрослым, берет в качестве подражания пример взрослых. Склонность к подражанию основано на том, что у ребят нет ещё своего жизненного опыта, нет устойчивых привычек поведения. Поэтому это сказывается и на формировании понятий этической культуры. Целесообразно использовать произведения художественной литературы. В которой не только описаны конфликтные ситуации, не только даны противоположности добра и зла, их понятие, но даны положительные стороны событий. Необходимо так ставить беседу, чтобы дети глубоко задумывались над поведением героя и почувствовали бы зависимость между совершенным поступком. В этом случае проходит не только формирование представлений у детей о хорошем и плохом, но и развитие их чувств, а это способствует воспитанию этической культуры. Необходимо обратить внимание на вопросы детей. Ответы детей показывают, что поступки совершенные ими непреднамеренно, нечаянно, они также соотносятся с понятием «несправедливо», плохо поступил. Этические представления, культура поведения ребенка особенно четко выступают в том случае, когда он объясняет мотивы своего поведения. Велико воздействие на детей радио, кино, телевидения, театра. Просмотр кинофильмов, диафильмов, телепередач надо так организовать, чтобы помогать бороться со злом, с недостатками. Наиболее распространенным средством воспитания нравственно-этической культуры является одобрение. Ребенок, у которого только формируются навыки и привычки правильного поведения и отношений с окружающими очень нуждается в одобрении со стороны взрослых. Одобряя правильное поведение ребенка, взрослый корректирует его, показывает, что оно правильное и что впредь следует делать также. Важным средством нравственно - этического воспитания является похвала, выражающая удовлетворение определенными действиями, поступками детей: старание в учебе. Похвала, как и одобрение, способствует воспитанию у ребенка веры в свои силы и возможности. Важным средством в воспитании нравственно-этической культуры школьников также является поощрение. Этот вид (материальное поощрение) имеет наибольшее количество ошибок по сравнению с другими. Материальное поощрение применять следует очень умело, не приручая детей к тому, чтобы каждый его шаг и поступок материально вознаграждался. Лучшим подарком должная быть книга или настольная игра. Нельзя, чтобы ожидаемый подарок выполнял функцию платы за труд. В подобных случаях ребенок привыкает делать добрые дела за определенную плату или вознаграждение. Так воспитывается жадность, корысть. Здесь не может быть речи о нравственно-этическом воспитании школьника. Очень важное средство в воспитании этической культуры  школьников является - лишение удовольствия и развлечений. Если ребенок не послушен, плохо поступает, взрослые могут запретить, например, играть с конструктором, телефоном, но здесь необходимо обязательно объяснить причину взыскания. Еще одним из методов формирования ценных мотивов и способов общественного поведения является общественно - полезная деятельность:

• поручения;

• организация конкретной помощи;

• одобрение со стороны педагога;

• организация соревнования.  

Часто дети не следуют правилам культуры  поведения, потому что взрослые не придерживаются единства в тех требованиях,  которые предъявляются детям. Разнобой в требованиях бывает значительный. Поэтому ребенок  не всегда выполняет  обязательные правила, а приспосабливаются к требованиям разных взрослых.

 Большое значение в воспитании культуры поведения  имеет личный пример взрослого. Дети наблюдают за взрослыми, их поведением, взаимоотношениями, манерами.   Следовательно, воспитывая культуру поведения у детей, мы взрослые  должны постоянно строго и придирчиво следить за своим поведением, быть образцом для детей.

  Осуществляя систему воспитательных воздействий, воспитатель должен проявлять уважение к личности ребенка, быть приветлив и вежлив. Только в этом случае направленные на воспитание культуры поведения усилия будут успешными.

Таким образом, все описанные формы, средства и методы нравственно-этического воспитания школьников закрепляются в сознании детей, упражняются в добрых действиях, а это способствует воспитанию добрых этических представлений и поступков поведения.
   

Выбор механизма зависит от возрастных особенностей воспитанников, мастерства педагога и реализуемых принципов воспитания.

В формировании правильного поведения учащихся коррекционной школы важную роль играют условия, в которых протекает их жизнь и деятельность – режим, личный пример педагогов и других лиц.

Воспитание правил культурного поведения, является важным фактором нравственно-этического воспитания и развития общества в целом. И необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие детей с особыми образовательными потребностями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правовое обучение и воспитание в социально-трудовой подготовке учащихся коррекционной школы VIII вида"

Методический материал по вопросам социализации учащихся коррекционной школы. Содержит вопросы изучения темы "Основы трудового права" с примерами практических заданий по теме....

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида

В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....

рисование как одно из средств социализации учащихся коррекционной школы 8 вида

В работе рассматриваются различные виды занятий с учащимися с ограниченными возможностями  здоровья....

« Воспитание мотивации у учащихся коррекционной школы VIII вида на уроках письма и чтения».

Для оптимизации обучения  школьников необходимы способы педагогического воздействия, направленные  на активизацию познавательных процессов: использование познавательных игр и игровых заданий...

Методическая разработка «Игра, как средство активизации познавательной деятельности учащихся коррекционной школы VIII вида».

Основной целью внеклассной работы по математике во вспомогательной школе является развитие у учащихся интереса к предмету, накопление определённого запаса математических фактов и сведений, умений и на...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...

Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"

Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...