«Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»
методическая разработка

Плотникова Татьяна Григорьевна

создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_smyslovoe_chtenie.docx16.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Стратегия смыслового чтения и работы с текстом»

Цель : создание условий для формирования и развития умений смыслового чтения обучающихся основной школы.

Задачи:

-Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.

-Обеспечивать общее развитие школьника, глубокое понимание  научных и художественных текстов различного уровня сложности.

-Обеспечивать осмысление текстовой информации, учить приобретать и систематизировать научные знания.

-Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).

-Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.

Проект рассчитан для 5-11 классов. На 2024-2025 учебный год.

Планируемые результаты

Виды деятельности:

        Ожидаемые результаты:

Работа с текстом:

поиск информации и понимание прочитанного

Выпускник научится:

-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

определять главную тему текста;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты;

-находить в тексте требуемую информацию;

-решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:

- определять назначение разных видов текстов;

- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;

- различать темы и подтемы специального текста;

- выделять главную и избыточную информацию;

- прогнозировать последовательность изложения идей текста;

- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;

- выполнять смысловое свертывание выделенных фактов и мыслей;

- формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции;

- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.

Выпускник получит возможность научиться:

анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и ее осмысления.

Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

Выпускник научится:

-структурировать текст; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

-преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы;

интерпретировать текст:

сравнивать и противопоставлять заключенную в тексте информацию разного характера;

- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;

- делать выводы из сформулированных посылок;

- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.

Выпускник получит возможность научиться:

выявлять главную информацию текста на основе сопоставления иллюстрированного материала с информацией текста, анализа подтекста.

Работа с текстом:

оценка информации

Выпускник научится:

-откликаться на содержание текста:

- связывать информацию из текста со знаниями из других источников;

- оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о мире;

- находить доводы в защиту своей точки зрения;

откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму;

на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющийся информации;

в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать свою точку зрения о полученном сообщении.

Выпускник получит возможность научиться:

критически относиться к рекламной информации;

находить способы проверки противоречивой информации;

определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие стратегии смыслового чтения и работы с текстом на учебных занятиях по биологии

В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом:- работа с текстом: поиск информации и пониман...

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Реализация метапредметной прогаммы "Стратегия смыслового чтения и работа с текстом"

В своей статье я пытаюсь раскрыть важность развития у детей  умения правильно читать предложенный текст....

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом

Стратегии смыслового чтения и работа с текстом...

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫ С ТЕКСТОМ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ

В данной статье рассматриваются стратегии смыслового чтения, их практическое применение на уроках русского языка и литературы...