Использование исследовательских, проблемных и здоровьесберегающих методов в обучении
материал

Селукова Алена Викторовна

Доклад по теме "Использование исследовательских, проблемных и здоровьесберегающих методов в обучении" подготовлен для методического объединения учителей предметников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_metody_gotovyy.docx30.73 КБ

Предварительный просмотр:

Использование исследовательских, проблемных и здоровьесберегающих методов в обучении

Введение

В современном образовательном процессе важно использовать методы, направленные на развитие учащихся, такие как исследовательские, проблемные и здоровьесберегающие. Они способствуют формированию критического мышления, самостоятельности и заботы о здоровье.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ

Определение и суть: Организация обучения, при которой учащиеся ставятся в положение исследователя: самостоятельно выделяют и ставят проблему, находят методы решения, делают выводы и обобщения. Выделяются несколько уровней такого обучения: преподаватель ставит проблему и намечает методы решения; преподаватель ставит проблему, учащиеся самостоятельно находят методы решения; учащиеся формулируют проблему и предлагают методы решения.

Основная идея исследовательского метода — научный подход к решению учебной задачи. Работа учащихся строится по логике научного исследования с использованием методов и приемов ученых.

Основные этапы:

  1. Определение общей темы, предмета и объекта исследования.
  2. Выделение проблемы и формулирование гипотезы.
  3. Поиск методов решения проблемы.
  4. Проведение исследования: сбор данных, проведение экспериментов, анализ данных.
  5. Формулирование выводов и обобщений.

Преимущества:  

  • Развитие критического мышления: учащиеся анализируют информацию и оценивают точки зрения.
    ·
    Самостоятельность: они активны в обучении, что способствует ответственности.
    ·
    Творческий подход: применение знаний для поиска новых решений.

Примеры задач и проблем

  • Проблемы из реальной жизни

Экологические проблемы: анализ данных о загрязнении, на уроках математики – анализ времени разложения мусора.
Социальные вопросы: опросы, анализ статистики, предложения решений.

  • Научные исследования

Физические эксперименты, биологические исследования.

  • Творческие проекты

Разработка инновационных решений, культурные исследования.

  • Исторические исследования

Исследование исторических событий, изучение местной истории.

  • Технические задачи

Создание прототипов, тестирование устройств.

Формулирование задач и проблем является ключевым элементом исследовательских методов, они должны быть актуальными и способствовать развитию навыков. Важно поддерживать учащихся в процессе исследования, предоставляя информацию и создавая условия для обсуждения результатов.

ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Определение и суть: В настоящее время под проблемным обучением понимается организация учебного процесса, при которой учитель создает проблемные ситуации и организует самостоятельную деятельность учеников по их разрешению. В результате происходит творческое овладение знаниями, умениями и развитие мыслительных способностей.

Условия успешности проблемного обучения:

  • Проблематизация учебного материала;
  • Активность учеников;
  • Связь обучения с жизнью.

Проблемное обучение основано на проблемной мотивации, содержание материала представляет собой цель проблемных ситуаций.

Проблемное обучение включает:

  • Создание проблемной ситуации;
  • Решение проблемы.

Цель учителя – заинтересовать обучающихся работой.

Действия обучающихся:

  • Выявление проблемы;
  • Формулирование;
  • Поиск решений;
  • Решение.

Признаки проблемной ситуации:

  • Необходимость выполнения действия, требующего нового знания;
  • Наличие неизвестного для обучающихся;
  • Возможность самостоятельного понимания задания.

Методы проблемного обучения:

  • Проблемное изложение знаний;
  • Изложение с проблемным началом;
  • Частично-поисковый метод;
  • Исследовательский метод.

Этапы проблемного урока:

  1. Организационный момент
       – Активизация познавательного интереса (рифмованное начало, элементы театрализации, эпиграф, постановка проблемного вопроса).
       – Психологический настрой и актуализация знаний (опорные схемы, мозговой штурм, коммуникативная атака).
  2. Основной этап
       – Использование методов проблемного обучения;
       – Самостоятельная работа с преобладанием продуктивной деятельности;
       – Повышение мотивации учения;
       – Работа с учебником с включением частично-поисковой деятельности;
       – Дифференцированная работа с учениками;
       – Формирование познавательных умений;
       – Проблемное домашнее задание;
       – Оценка качества проблемного обучения.

Рекомендации по созданию проблемных ситуаций на уроке:

  1. Учебная проблема должна заинтересовать обучающихся своей необычностью.
  2. Учитель должен быть внимательным к эмоциональному состоянию ученика и оказывать помощь.
  3. Соблюдать дидактические принципы: научность, доступность, активность учеников.
  4. Проблемный вопрос должен быть сложным и предполагать научный спор.
  5. Перевод проблемного вопроса в проблемную ситуацию осуществляется через углубление вопроса, поиск разных граней решения, сопоставление вариантов ответа.
  6. Формы решения проблемной ситуации: дискуссия, научный спор, проблемная лекция, проблемные задачи и задания.
  7. Правила создания проблемных ситуаций:
       – Задание должно открывать новые знания или действия.

Навыки, развиваемые проблемными методами

  1. Аналитическое мышление: анализ информации, критическая оценка данных, структурирование знаний.
  2. Решение проблем: формулирование вопросов, выдвижение гипотез.
  3. Творческое мышление: генерация идей, открытие новых знаний.
  4. Коммуникативные навыки: эффективное взаимодействие, работа в команде.
  5. Самостоятельность: поиск информации, саморегуляция.
  6. Критическое мышление: оценка аргументов, анализ своих мыслей.

Проблемное обучение способствует развитию критического мышления и познавательной активности учащихся. Важно создавать условия для обсуждения результатов и поддерживать учащихся в процессе.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ МЕТОДЫ

Определение и суть: Здоровьесберегающие методы направлены на сохранение и укрепление здоровья учащихся. Они включают физические упражнения, соблюдение режима дня, здоровое питание и другие меры.

Преимущества Формирование положительного отношения к здоровью, создание комфортной среды.  Применение методов индивидуализации и дифференциации позволяет учитывать особенности каждого ученика

Методы реализации
К методам здоровьесберегающих технологий относятся:

  • Игровые технологии.
  • Проблемное обучение.
  • Эмоционально-позитивные разрядки на уроках (например, музыкальные минуты)

Формулирование задач должно быть актуальным и интересным, способствующим развитию навыков. Важно создавать условия для обсуждения и поддержки учащихся.

Заключение

Использование исследовательских, проблемных и здоровьесберегающих методов обучения создает условия для всестороннего развития учащихся. Эти подходы не только способствуют более глубокому усвоению материала, но и формируют навыки, необходимые для успешной адаптации в современном мире. Внедрение этих методов требует усилий как со стороны педагогов, так и со стороны самих учащихся, но является важным шагом на пути к повышению качества образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальность использования исследовательского метода обучения в современной школе

Статья содержит информацию, доказывающую необходимость использования исследовательского метода в обучении....

Формирование творческой активности и исследовательских навыков обучающихся в процессе изучения биологии в 6-8 классах на основе использования технологии проблемного обучения.

  Школа, являясь одним из главных институтов общества, первой ощущает на себе все изменения, происходящие в нем.  Социальный запрос школе, определенный современным обществом говорит...

Исследовательская работа - один из методов проблемного обучения.

В статье рассказывается о том, как исследовательская работа помогает развивать  интерес к изучению математики....

Обобщение педагогического опыта "«Использование элементов проблемного метода обучения на уроках биологии»

В статье обобщается опыт по использованию элементов проблемной технологии на уроках биологии.  Рассматривается поэтапный разбор уроков, примеры проблемных ситуаций, результативность использования...

Использование принципа наглядности и игрового метода в обучении правилам чтения на уроке английского языка

в статье описываются некоторые игровые методы обучения правилам чтения английского языка в начальной школе...

Использование элементов проблемного метода на уроках физики как средство повышения качества обучения

Политические, социально-экономические, социокультурные преобразования, происходящие в нашей стране, неизбежно влекут за собой существенные перемены и в системе образования, ориентированного на вхожден...

Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС

Любому обществу нужны одарённые люди, следовательно, и задача общества состоит в том, чтобы вовремя рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача каждой полноценной семьи состоит в...