Метод. разработка рекомендаций: Здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать во время урока
методическая разработка

Здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать во время урока. Виды учебной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка рекомендаций к проведению уроков по русскому языку и литературе

Абдулатипова Дарья Ахмедовна,

учитель русского языка и литературы

ГБОУ СОШ №99 “СТАРТ”

Здоровьесберегающие технологии, которые можно использовать во время урока:

Учителю важно организовать свою работу так, чтобы обучение детей не вредило им же: в физиологическом, психологическом, эмоциональном плане.

Казалось бы, не относящиеся напрямую к традиционным “физкультминуткам” профессиональные компетенции учителя влияют на здоровье и личностной развитие учеников. К таким я могу отнести:

  • способность к развитию и формированию личностных креативных черт;
  • высокий уровень коммуникативной, профессионально-этической и рефлексивной культуры;
  • знание функционирования психических состояний, процессов, свойств личности, творческого совершенствования человека;
  • умение прогнозировать итоги собственной деятельности; способность к формированию индивидуального педагогического стиля;
  • знание основ моделирования и проектирования здоровьесберегающих технологий.

Можно подвести итог: учитель - ярчайший пример для ученика, и он является примером также в вопросах здоровьесбережения.



Чтобы любые приемы и методики здоровьесбережения в учебном процессе действовали, учителю нужно::

  • прежде всего, учитель должен сам научиться осознавать свои переживания и чувства с позиции здоровьесбережения.
  • установить контакт с коллективом учеников и учениками в отдельности (учитель должен понимать детей: видеть их такими, какими они являются на самом деле);
  • владеть основами здорового образа жизни (и вести ЗОЖ, конечно);
  • прогнозировать развитие школьников и обращать внимание на влияние возрастных изменений на поведение школьников;
  • выстраивать систему взаимоотношений в условиях оздоровительной педагогики.

Учитель должен на личном примере показывать учащимся, как нужно заботиться о собственном здоровье и здоровье окружающих. В том случае, если для педагога здоровый образ жизни – норма, ученики будут принимать здоровьесберегающие технологии в школе должным образом. Конечно, нужно не только добиваться образовательных результатов, но и развивать школьников с максимально сохраненным здоровьем.


Практические приемы применения здоровьесберегающих технологий на уроке:

1. Комфортное начало урока.

Начало уроков литературы с использованием стихотворных строк или отрывков из прозы обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Можно одновременно и получить эстетическое наслаждение от чтения стихотворения, и выполнить задание, - найти тропы в стихотворении или отрывке из классики.

В начале уроков русского языка можно узнавать новый фразеологизм и силами учеников изображать его в прямом и переносном значениях. Кроме развлекательной и познавательной функций, здесь можно повторить материал: каждый урок на основе фразеологизма чередовать анализ: морфемный, словообразовательный, морфологический и синтаксический.

2. Использование проблемно–диалогической технологии в качестве метода введения нового знания.

Учитель не сразу сообщает тему урока, а вызывает к ней интерес класса применением мотивирующего приема «яркое пятно». Данный прием заключается в сообщении классу интригующего материала, захватывающего внимание учеников, но при этом связанного с темой урока.

Это вовлекает учеников в образовательный процесс. Основу данного урока составляет поиск ответа, на проблемный вопрос, поставленный в начале урока. Такой вопрос позволяет создать на уроке атмосферу загадочности, открытия некой тайны.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по-своему.

На таких уроках ученики больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь. Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.

3. Упражнение «Передай мяч».

На этапе повторения учащиеся передают на соседнюю парту маленький мяч, называя изучаемые определения или правила. Во время данного упражнения независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье, также игровая форма опроса домашнего задания создает благоприятные возможности для тренировки функций головного мозга.

4. Привлечение учеников в качестве помощников с целью формировании мотивации, интереса к учёбе.

Переключение внимания с пассивного восприятия на самостоятельный поиск ответа на поставленный вопрос включает школьника в активный образовательный процесс. Каждый урок нужно сменять вид деятельности (чтение текста, нахождение информации по соревновательному принципу и др.)

5. Физкультминутка, направленная на снятие утомления мышц.

Физкультминутка необходима на каждом уроке, как минутка, направленная на снятие усталости, напряжения, на восстановление умственной работоспособности. Это может быть различная деятельность учеников:

  • при работе в парах обменяться не тетрадями, а местами;
  • Метод “А найдите…” - учитель просит учеников, например найти в классе Марка Твена (его портрет), или единственного писателя в обычной рубашке (Лев Толстой), посчитать количество портретов писателей с усами, находящимися в кабинете;
  • Зрительная разминка: взгляд на дальние и ближние предметы; в том числе разминка для глаз с использованием цифровых технологий (видео-упражнение);
  • Классическая разминка для пальцев рук;

6. Смена видов учебной деятельности:

опрос учащихся, диалог, работа в паре, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, запись текста на слух, переписывание текста. Норма: 4—7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

На уроке используются различные методы обучения:

  • наглядный (демонстрация опытов, презентация) для развития наблюдательности, активизации учебной деятельности;
  • словесный (беседа, диалог) для формирования теоретических и практических знаний;
  • проблемно-поисковый (фронтальный эксперимент, постановка проблемных вопросов, задания исследовательского характера) для возбуждения интереса учащихся к творчеству.

Цели урока достигаются с помощью рационального применения наиболее оптимальных методов обучения, связанности всех этапов урока между собой, сочетания различных видов учебной познавательной деятельности учащихся с опорой на работу учащихся при подготовке к уроку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Книги, которые можно использовать на уроках литературы и русского языка

Книги, которые можно использовать на уроках литературы и русского языка...

пакет диагностических методик, которые можно использовать в работе с родителями

пакет методик, которые могут быть использованы социальным педагогом для диагностики  родителей...

Приемы создания проблемных ситуаций, которые можно использовать на уроках введения нового материала

В данной презентации рассматриваются теоретические аспекты проблемной технологии и реальные примеры изучения нового материала на уроках английского языка....

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток

Содержание:План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых»Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме.Приложение №2 - физкультурные м...

План-конспект открытого урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время первых». Приложение. Презентация к уроку, которую можно использовать и для внеурочной дея-тельности. Приложение. Применение здоровьезберегающих технологий, физкультминуток.

Аннотация Содержание: 1. План-конспект урока изобразительного искусства на тему «Космос. Время пе-вых» 2. Приложение №1 – материал для самостоятельного изучения по теме. 3. Приложение №2 - физку...

Приложение. Презентация к уроку«Космос. Время первых», которую можно использовать как для урока ИЗО, так и для внеурочной деятельности.

Данный урок поможет совершить путешествие в мир загадочного космоса, фантастики и творческих возможностей изобразительного искусства.Он напомнит о выдающихся успехах нашей страны в освоении космическо...

Слова, которые можно использовать в речи вместо слова “ very”

Материал в копилочку учителя, репетитора по английскому языку для обогащения словарного запаса письменной и устной речи....