Доклад Современные тенденции обучения лексике на уроках английского языка Декабрь 2024
материал
Предварительный просмотр:
ГБПОУ РМ «РТЖГТ им.А.П.Байкузова»
ДОКЛАД
Современные тенденции обучения лексике
на уроках английского языка
Подготовила
преподаватель
Фролова О.А.
2024
Современные тенденции обучения лексике
на уроках английского языка
Лексика – словарный состав языка – основной строительный материал нашей речи, поэтому роль лексики для овладения иностранным языком не менее важна, чем роль грамматики и фонетики.Способствуя расширению общелингвис-тического кругозора обучающихся, знания лексики помогают осуществлению правильного выбора нужного значения иноязычного слова из всей его структуры, позволяют грамотно комбинировать лексические единицы в речи, свободно выражать свои мысли имеющимися лексическими средствами.
Владение лексикой является важным показателем уровня иноязычной комму-никативной компетенции:именно качественно сформированные лексические навыки – одно из условий успешного общения на иностранном языке, а нарушения лексико-семантической нормы приводят к смысловым ошибкам, дела-ющим речь коммуникативно несовершенной или вовсе непонятной.
Будучи объектом логики, психологии, философии слово несет в себе разно-плановую лингвистическую информацию (фонетическую, грамматическую, синтаксическую, социокультурную, этнографическую т.д.) и входит в состав различных объединений, владение которыми может существенно обогатить речь и позволит успешно осуществлять межкультурное иноязычное обще-ние.Иноязычная лексика является главной основой формирования языковой картины мира, без которой невозможно развитие поликультурной языковой личности,которая предусматривает набор языковых способностей, умений, готовностей к осуществлению речевых поступков разной степени сложности, поступков, которые классифицируются, с одной стороны, по видам речевой деятельности (имеются в виду говорение, аудирование, чтение, письмо), а с другой - по уровням языка, т.е. фонетике, грамматике, лексике.
Овладение иноязычной лексикой является одновременно и средством, и результатом достижения цели формирования поликультурной языковой личности. Это будет также способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции. Иноязычная коммуникативная компетенция – формирование у обучающихся способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Составляющие ИКК(иноязычн.коммуникат.компетенции):
- языковая компетенция (отвечает за формирование лексических, грамматических и фонетических навыков);
- речевая компетенция (отвечает за формирование умений – говорения, аудирования, чтения и письма);
- социокультурная компетенция (отвечает за культуроведческий компонент);
- компенсаторная компетенция (определяет стратегии речевого поведения);
- учебно-познавательная компетенция, т.е. умение учиться.
Одним из важнейших аспектов в изучении иностранных языков является заучивание лексического материала. Объем вводимой лексики постепенно увеличивается, но усвоение новых слов нередко становится скучным и потому трудным занятием для обучающихся. В зависимости от того, насколько интересно будет спланирован преподавателем данный вид работы, зависит желание студента обогащать свой активный словарь, стремление говорить на иностранном языке. Объем словарного запаса обучающихся, коэффициент полезного действия при усвоении материала прямо пропорциональны творческой отдаче педагога в подготовке и планировании урока.
Можно сделать вывод, что преподаватель должен так организовать урок, чтобы облегчить трудоемкий процесс заучивания иноязычной лексики, сделать его более продуктивным и в то же время увлекательным и интересным, а значит простым.
Преподавателю необходимо помнить о цели обучения активной лексике – обеспечить возможность выражать свои мысли и понимать мысли других в устной и письменной речи и пассивной лексике – обеспечить возможность узнавать и понимать слова в процессе чтения и аудирования с тем, чтобы овладение иноязычной лексикой было успешным.
Этапы работы над лексическими единицами:
- ознакомление
- тренировка
- применение.
Во время работы на этапе ознакомления с лексическими единицами необходимо учитывать форму слова (написание, произнесение, грамматическая форма). Немаловажным является и значение, когда берется во внимание прямое, переносное или метафорическое значение, объем значений, фоновые знания, безэквивалентная лексика. Употребление лексических единиц с точки зрения сочетаемости также важно.
Для успешной семантизации лексики важно знать и учитывать типологию лексических единиц. Так, для ознакомления со сложными и произвольными словами или сочетаниями слов, компоненты которых знакомы обучающимся, уместно использовать языковую догадку (например, darkness, unpleasant); со словами, специфическими по своему содержанию (слова-реалии), лучше использовать толкование на родном языке (Ms, lady, high school). Наглядность лучше всего подойдет для ознакомления с корневыми словами, объем значений которых не противоречит объему соответствующих слов в родном языке (apple, sky). Имея дело с так называемыми «ложными» друзьями переводчика, следует объяснять разницу в значении (magazine, master).
Таким образом, подготовка преподавателя включает:
- анализ новых слов с целью определения трудностей;
- обоснование выбора способов семантизации (переводные / беспереводные);
- составление комментария (особенности слов, трудности с точки зрения фонетики, грамматики);
- подбор упражнений, их последовательность выполнения на занятии и дома.
Для усвоения лексических единиц, т.е. формирования лексического навыка, необходимо осуществить следующие операции: 1) операции по выбору ЛЕ и 2) операции по сочетанию с другими единицами. Только потом навык будет сформирован. Для формирования навыка на этапе тренировки необходимо проведение условно-речевых упражнений, которые создают жесткие условия для формирования и делятся на:
- имитационные
- подстановочные
- трансформационные
- репродуктивные
- комбинаторные.
Техника выполнения упражнений:
1) установка
2) показ выполнения
3) отработка образца
4) повторение речевой установки
5) выполнение упражнения.
Каков порядок действий преподавателя и учебные действия студентов с целью усвоения лексических единиц, предназначенных для активного усвоения?
Вначале преподаватель знакомит со словом в микроконтексте, проверяет его понимание; далее обучающиеся выполняют имитационное упражнение, затем подстановочное, трансформационное (отвечают на вопросы преподавателя, используя новое слово), на этапе репродукции высказывают одну законченную мысль, далее высказываются по микроситуации (репродуктивные упражнения).
Обучая лексике, существует возможность столкнуться со следующими проблемами: длинные списки слов для заучивания, однообразие методов семантизации, следствием чего является отсутствие мотивации.
Каковы пути решения данной проблемы?
1) заинтересованность
2) радость от выполнения заданий
3) различные методы и пути выполнения
4) работа с ЛЕ на уроке и после занятий
5) регулярное повторение материала
6) повторное использование ЛЕ.
У каждого преподавателя существует свой набор средств (ср. англ. toolkit), который был апробирован неоднократно и зарекомендовал себя как эффективный в работе над формированием лексических навыков. Некоторые их составных частей этого арсенала выходят из употребления в силу изменений науки и техники, совершенствования опыта преподавателя. Иногда некоторые средства забываются, может измениться учебная ситуация или они перестают упоминаться в учебниках.
Вот примеры некоторых заданий, которые могут быть использованы на уроках.
В качестве речевой разминки можно предложить «Find someone who…”, когда необходимо отработать фразовый глагол ‘to get’: Find someone who……1) likes to get their own way; 2) wants to get married; 3) got out of bed on the wrong side today, etc. Таким образом можно проверить и другие фразовые глаголы.
Спонтанные лексические игры можно предложить в качестве лексической зарядки:
1. Один студент называет слово, следующий по цепочке должен назвать ассоциативное слово и т.д. Например, morning – school /college– six lessons – History – etc.
2. Составление сложных слов. Например, sportsman, schoolchildren, football, classroom, etc.
3. Назвать выражения, начинающиеся на последнюю букву слова. Например, white snow, wonderful day, yellow bus, etc. Данные приемы имеют практическую ценность как при организации реального общения, так и при развитии творческих мыслительных способностей. Они позволяют расширить лексический словарь по той или иной теме, развивать коммуникативные умения.
Проверить знание ЛЕ можно, предложив одному из обучающихся сесть спиной к доске, на доске написать слово и попросить студентов объяснить его. Обчающиеся обращаются друг к другу, задавая вопросы, пытаются угадать написанное слово. Установки могут быть различными: Задайте одному партнеру 3 общих (специальных) вопроса. Попросите дать синонимы/ антонимы.
Упражнение ‘Extraordinary sentences’ не только развивает воображение, но и тренирует в употреблении и сочетании ЛЕ друг с другом. Необходимо четко обозначить задачу, например: Нельзя употреблять прошедшее время; Нельзя менять форму слова и т.д. (Alice \ to \ New York| cat \ Jam).
Расширению словарного запаса, активизации словарного материала, развитию навыков письменной речи способствует задание ‘Expanding sentences’, в котором предложениe, например, ‘It was Friday evening’, можно превратить в целыйрассказ: Suprisingly for me, It was absolutely fantastic Friday evening with thе Moon….
‘The Last Word Chain’ является разновидностью игры ‘Snowball’, только в данной игре повторяется последнее слово предыдущей фразы: I like flowers. Flowers are …
‘Word box’ позволяет расширить словарный запас при помощи синонимов, антонимов, помогает догадаться о слове на основе описания или дефиниции: What ‘a’ means ‘bad’? (awful) What ‘r’ is a member of your family? (relative)
‘Rubbed out dialogue’ представляет собой диалог, который читается по ролям, далее убираются слова или словосочетания, диалог же продолжают читать по ролям. Таким образом можно учить не только диалоги, но и стихи, рифмовки, скороговорки.
‘Guess the question’. Преподаватель пишет по одному слову на доске, обучающиеся же составляют вопрос, пользуясь теми словами, которые видят на доске. (What……….have…….you….been…..doing……up…..to….recently?)
‘Where can you find these things?’ Преподаватель пишет медленно слово за словом на доске, а обучающиеся называют, где они встречаются. Например: Water, a table, a cup, a dish, a menu, a waiter = a restaurant.
‘A Poem which sounds like …’, или рассказ, который будет представлять собой набор ассоциаций, чувств: Write a description of how your world looks, sounds, feels. Пример стихотворения: Popcorn popping! Popcorn popping! Sizzle, poof, pop! Sizzle, poof, pop! My pot is going to blow its top!
Составление Mindmaps (карты ума, карты сознания) по изученным темам, которые представляют своеобразный проект по теме.
Grouping Vocabulary, когда ЛЕ можно группировать по различным критериям: по ударному слогу (belief, decline, taxation, participant, statistics, mysterious, dramatic, etc);
Oo | oO | oOo | oOo |
по значению (люди, животные, антонимы).
Используя отдельные слайды компьютерной презентации, можно проверить не только знание ЛЕ, но и внимание, вовлечь обучающихся в самостоятельный процесс обучения, т.к. презентация позволяет использовать большое количество иллюстративного материала. Например, на первом слайде представить список ЛЕ, необходимых для активизации, попросить проанализировать их с точки зрения положительных/отрицательных ассоциаций. На последующих слайдах убирать некоторые единицы, предлагая студентмммам определить, каких слов не хватает. Для совершенствования навыков письма, орфографии будут полезны задания типа ‘Hidden Words’: Find the hidden word, and identify the category to which it belongs. When I grow up, I want to be a ranger. (a) animal b) vegetable c) colour). Можно предложить текст, в котором некоторые слова будут написаны не полностью, что будет способствовать развитию контекстуальной догадки, начиная с заголовка текста:
In the following text there are three letters missing from various words. See how you can read the text, adding the missing letters.
The parrot and the conjuror
Have you heard about the conjuror, who used to entertain the passengers every night on board ship?
Well, ev--- night h- - show, a-- every ti-- he d--, a par--- used to s-- not f-- away, wi- - his bea- - eyes fix-- on h--. And wh- - the conj---- hid a ca- - up h- - sleeve, t- - parrot wo--- croak: “It’s u- his sle---!” And wh-- he slip--- a rab--- in his poc---, the par--- would cr---:”Down his trou----, down his trou----!”
Игра слов, омонимы также будут полезны в вопросе работы над формированием лексических навыков. Можно провести ‘Homonym Game’, диктуя слова звучащие одинаково, но имеющие разные значения: meat-meet, hour-our, steel-steal, hear –here, stare – stair, sum-some, flower-flour, загадать загадки: Which Dutch city do hamsters come from? (Hamsterdam); Where do cows go on a Saturday night? (to the moo-vies).
Для развития навыков говорения будут эффективны следующие задания:
‘OneMinuteDiscussion’, которая представляет собой сообщение на заданную тему, например, ‘British people are more stylish than Italians’, ‘Love is blind’.
- ‘Speaking Circles’, когда обучающиеся встают в два круга лицом друг к другу и по команде учителя начинают общаться на заданную тему. Время оговаривается отдельно: You have 3 minutes, start speaking on the topic: Appearances are deceptive. Данное задание позволяет дать возможность использовать язык естественно и бегло большому количеству обучающихся, время ограничено, можно попросить поменяться партнерами, обучающиеся должны использовать определенные речевые модели (согласие/несогласие, удивление, речевые образцы для прерывания высказывания собеседника и т.д)
Овладение иностранным языком неразрывно связано с овладением национальной культурой, которая предполагает не только усвоение культурологических знаний, но и формирование способности и готовности понимать ментальность носителей изучаемого языка, а также особенности коммуникативного поведения народа этой страны.
Такие фразеологические обороты, как идиомы, на протяжении веков сохраняют в себе глубинные пласты англо-саксонской культуры. Идиомы отражают не только мудрость народа, но и его отношение к миру (выраженное через язык) и даже юмор. Изучение идиом значительно расширяют кругозор студента, а также дает ему эмоционально-образную картину языка англичан. Преподаватель зачитывает ситуацию, а обучающиеся находят соответствующую идиому. Например:
Listen and write the numbers 1-10 next to the correct sentences.
A “I’m at the end of my tether. 4
B “I’m at a loose end” 8
………..
E “My lips are sealed.” 1
Преподаватель: Write the number 1 next to the person who promised to keep secret. (E – My lips are sealed.)
Эффективным является создание проблемных заданий как в качестве мотивирующего начала урока (гипотетические вопросы – предположения о событиях: What do you think might have been the reason for …? How do you explain …? Личностно-ориентированные вопросы: Do you yourself believe…? Can we justify…?), так и на этапе тренировки ЛЕ (вопросы, требующие оценки, работа с контекстом на предмет использования ЛЕ, их сочетаемости, подбора синонимов/антонимов и т.д.Разновидностью проектной методики, представляющее собой проблемное задание с элементами ролевой игры является веб-квест.Для выполнения данного задания используются информационные ресурсы Интернета (Hot List, Scrapbook, Treasure Hunt, Subject Sampler). Это довольно серьезное задание, где предметом может быть вопрос, имеющий несколько точек зрения: текущие события, противоречивые социальные или экологические вопросы. Структура включает в себя следующие компоненты: введение, формулировка задания, порядок работы и необходимые ресурсы, оценка (описание критериев и параметров оценки), заключение. Использование веб-квеста в процессе обучения английскому языку позволяет повысить уровень творческой активности обучающихся.
Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации; в песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции; песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха; песни содействуют эстетическому воспитанию обучающихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка; песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности студентов, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.
Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:
1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;
2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки в употреблении лексического и грамматического материала;
3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;
4. как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.
Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен. Примерные задания:
1. Now try to match the beginning to the end of the lines from the song. Read the beginning of each line, use your memory of the song and try to find the lexical link between the two lines.
1. Don't you know a. I miss your smile
2. Every minute's b. like a minute
3. From the first time c. like a day
4. Every second's d. the snow is getting colder
5. I miss your laugh e. I laid my eyes on you
2. Answer these questions on your own, ask your teacher for help with any difficult vocabulary.
1. Have you ever missed anybody’ like a hell’? When was it?
2. Have you ever felt blue? What was the situation like?
Увеличить время активной работы студентов и ее продуктивность, обеспечить положительные конечные результаты поможет следующее задание: преподаватель предлагает прослушать пять музыкальных фрагментов, представить ситуации и записать все прилагательные, которые будут им соответствовать. Далее, в группах следует обсудить и выбрать три прилагательных. Следующими заданиями могут быть: 1) составление рассказа, 2) изобразить мимически, при помощи пантомимы, остановившись на кульминации, 3) загадать мелодию.
Обучение иностранному языку построено на строго ограниченном языковом материале, поэтому необходима тщательная работа над ним, включая контроль. Контроль должен сопровождать весь процесс усвоения знаний, не забирая много времени на уроке.
Цель контроля определение качества усвоения обучающимися программного материала, диагностирование и корректирование их знаний и умений.
Контроль подразделяется на текущий и итоговый. Текущий контроль носит "следящий" характер и может проводиться на любом этапе.
Требования для эффективности текущего контроля:
1. Контроль знаний лексики проводить "косвенно" ( вопросо- ответные упраж-нения).
Дети не должны понимать, что учитель осуществляет контроль. Беседа носит естественный характер.
2. Контроль должен закреплять пройденные знания и помогать повторению материала, необходимого для введения нового.
Существует 3 формы контроля:
- индивидуальный,
- групповой,
- фронтальный.
Их хорошо использовать при текущем контроле. При индивидуальном контроле каждый студент получает свое задание. Это целесообразно для выяснения индивидуальных знаний, способностей и возможностей отдельных обучающихся. При групповом контроле группа делится на подгруппы (2-10 обучающихся) и каждой подгруппе дается задание. Может применяться при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала. При фронтальном контроле задания предлагаются всей группе. В процессе проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического, предметного оформления, степень закрепления в памяти.
Типы контроля:
- внешний (осуществляет преподаватель);
- взаимоконтроль (обучающиеся меняются работами и комментируют);
- самоконтроль (сравнение своих достижений с образцом).
Упражнения для контроля, которые применяются на уроках:
1. Письменные - словарные диктанты (с русского на английский язык и наоборот (обычно не более 10-12 словосочетаний)
- слуховой диктант с вариантами ответов (можно отнести к тестовому контролю лексики).
- сопоставить синонимы или антонимы
- сопоставить слово из левой колонки и дефиницию из правой
- вставить слова в пропуски в предложения
- перевести предложения на англ. язык, используя слова, данные в скобках
- составить предложение с данным словосочетанием
- составить слово из смешанных букв
Контроль уровня сформированности лексического навыка можно осуществить, предлагая следующие задания:
- Решить кроссворд
- Написать сочетания слов:
... train, ... luggage,... seats, ...tree, heavy, comfortable, fast
Ключи: (Comfortable seats, fast train, heavy luggage).
- Соединить слова в пары
To catch, a suitcase, a plane , a train, to plan, a voyage, to pack, to miss
(to miss a plane, to plan a voyage, to pack a suitcase)
- Запишите на родном языке эквиваленты к интернациональным словам
- Составить пары слов, близкие по смыслу
- Составить пары слов, противоположные по значению
Используемые варианты контрольных заданий требуют узнавания слов, распознавания слов среди других, умения сочетать слова. Сама форма проверки не представляет трудности, т.к. обучающиеся пишут либо на родном языке, либо используют списывание - простейший вид письменной работы на иностранном языке.
2.Устные контрольные упражнения
-проверка в виде конкурса, где назначается жюри, которое следит за ответами и потом анализирует;
- зачет, когда опрос проводят сами студенты (спрашивают словосочетания и, если отвечающий не справляется, называют ответ сами);
3. Различные формы тестов
-ассоциативные тесты, вызывающие из памяти слова и словосочетания определенной предметной области. Предлагается исходное слово, а обучающиеся подбирают свои слова:
to buy clothes: ...
to watch TV : ...
-Открытый тест (предполагает самостоятельные ответы обуч-ся)
-Закрытый тест (с вариантами ответов)
Итоговый контроль проводится в конце изучения нескольких тем, целью которого является обобщение и диагностика развития навыков и умений.
Письменные контрольные работы, выявляющие сформированность лексического навыка, немного сложнее. От студента требуется включить нужное слово в предложение. А для этого ему нужно понять, о чем идет речь, чтобы употребить требуемое по смыслу слово в каждом из заданных предложений. В целях экономии времени предложить студентам писать номер предложения, не переписывая его.
- Выберите нужное слово из 2-х заданных
I (live, lеаve) home at a half past seven. Spring is warmer (then, than) winter.
- Запишите недостающее слово: Do you know how to... "thank you" in French?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка".
Статья методах и приемах обучения лексике на уроках английского языка....
Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка
Методы и приемы обучения лексики на уроках английского языка...
Методы и приемы обучения лексике на уроках английского языка
Материал показывает методы и приемы освоения лексики на уроках английского языка. Может быть полезен для начинающих педагогов и стажистов. В материале приведены примеры упражнений для освоения и запом...
Игровое обучение лексике на уроках английского языка
Игровое обучение иностранному языку ииноязычному общению,использование игровых упражнений также являютсяодним из современных подходов к формированиюлексических навыков, так как своейненавязчивостью, п...
Обобщение опыта преподавателя английского языка Паншиной О.Н. по теме "Обучение лексике на уроках английского языка"
Преподаватель Багрей Е.А. обобщила опыт преподавателя английского языка Паншиной О.Н, по вопросам обучения лексики на уроках. Работа с новыми словами и словосочетаниями включает три этапа: 1) ознакомл...
Современные стратегии обучения лексики на уроке иностранного языка.
Задачи исследования - охарактеризовать различные виды упражнений как ведущие средства обучения, рассмотреть такие методы активного обучения, как игра, методы компьютерных программ и интернета, ри...
Статья: "Игровые формы обучения лексике на уроке английского языка".
В данной статье говорится об использовании различных видов игровых технологий на уроках английского языка....