План прохождения педагогической (производственной) практики студентами Нижневартовского государственного университета
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ПЛАН ПРОХОЖДЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ) ПРАКТИКИ СТУДЕНТАМИ НИЖНЕВАРТОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Цели и задачи производственной педагогической практики – требования к результатам освоения:
Цель:
формирование основ профессиональной педагогической деятельности и овладение основными функциями педагога, закрепление и углубление теоретических знаний студентов, приобретение практических навыков и компетенций в сфере педагогической деятельности.
Задачи:
1. Формирование устойчивого интереса к профессиональной деятельности, творческого отношения к педагогической работе.
2. Изучение системы организации и содержания работы образовательной организации (специфика образовательных программ, направления деятельности педагогического коллектива, функциональные обязанности педагогического коллектива, традиции и инновации в организации работы и т.д.).
3. Овладение основами методической подготовки, проведения и анализа различных форм занятий, а также навыками руководства познавательной, учебной и творческой деятельностью обучающихся в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.
4. Овладение студентами методикой изучения детского коллектива.
5.Формирование представления о современных образовательных информационных технологиях и внедрение новых педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс.
6. Развитие у студентов педагогических способностей (экспрессивно-речевых, дидактических, перцептивных и др.), а также профессионально значимых качеств личности преподавателя (расположенность к детям, самообладание, педагогический такт, справедливость и т.д).
7. Привитие навыков самообразования и самосовершенствования, содействие активизации научно-педагогической деятельности.
8. Развитие у будущих преподавателей творческих дисциплин педагогического сознания и профессионально значимых качеств личности, профессиональной культуры.
9. Формирование навыков анализа педагогической ситуации.
В результате освоения производственной педагогической практики обучающийся должен уметь:
- Включать теоретические знания в области психологии и педагогики в практическую педагогическую деятельность.
- планировать учебно-воспитательную работу (тематическое и поурочное планирование);
- разрабатывать конспекты уроков;
- работать с методической литературой, учебниками и программами, творчески отбирать материал, наглядные пособия и ТСО к урокам;
- Применять различные формы организации учебной деятельности
- разрабатывать и изготавливать наглядные пособия, дидактический материал к учебным занятиям;
- проводить психолого-педагогическую диагностику обучающихся;
- осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности и сокурсников;
- владеть основами разработки учебно-программной документации для формирования содержания обучения;
- организовывать собственную деятельность на период практики.
- Формировать межличностные отношения и внутригрупповые взаимодействия в профессиональной деятельности.
- СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
3.1. Тематический план и содержание производственной педагогической практики
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. | Организационное собрание | 4 | |
Тема 1.1 | 1. Ознакомление обучающихся с программой практики, постановка целей, задач. | 2 | 1 |
Тема 1.2 | 2. Ознакомление с графиком работы на период практики. Знакомство с техникой безопасности, правилами внутреннего распорядка, правилами трудового этикета, правами и обязанностями на местах практики. Выдача индивидуального задания. | 2 | 2 |
Раздел 2. | Педагогической деятельность в образовательной организации | 30 | 3 |
Тема 2.1 | Педагогическая деятельность: | ||
1. Изучение режима работы образовательной организации, системы организации учебно-воспитательного процесса. Ознакомление с учебной документацией. | 2 | 2 | |
2. Посещение учебных занятий в образовательной организации, составление 4 планов-конспектов уроков. Самостоятельная учебно-методическая подготовка и проведение 2 –х занятий.. | 14 | 3 | |
3. Составление психолого-педагогической характеристики выбранной группы обучающихся. | 2 | 3 | |
4. Составление психологической характеристики одного обучающегося из выбранной группы. | 2 | 3 | |
Тема 2.2 | Методическое обеспечение учебного процесса: | ||
1. Подготовка учебно-методических пособий по заданной теме урока. | 10 | 3 | |
Раздел 3. | Подведение итогов | 2 | 3 |
1. Защита отчетов. Дифференцированный зачет. | 2 | 3 | |
Всего: | 36 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3.–продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНТАЦИИ
Обязанности студентов – практикантов:
- своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики;
- выполнять распоряжения руководителя практики;
- соблюдать правила внутреннего распорядка;
- требования охраны труда, пожарной безопасности.
6.2 Права студентов – практикантов:
- обращаться с вопросами к руководителю практикой, преподавателям по возникающим вопросам;
- обращаться к руководителям образовательного процесса для ознакомления с учебно-методической документацией
Функции руководителя практикой:
- оказывает методическую помощь;
- консультирует студентов практикантов по утвержденному графику;
- осуществляет контроль за своевременным выполнением индивидуальных заданий;
- формирует совместно с руководителем от организации аттестационный лист на студента-практиканта;
- оценивает результаты по итогам прохождения практики.
Форма аттестации по итогам производственной педагогической практики
Итоговой формой аттестации по производственной педагогической практики является дифференцированный зачет. Дифференцированный зачет проводится в последний день практики. К зачету студенты предоставляют следующую документацию:
1. Отчет о прохождении производственной педагогической практики. 2. Дневник о прохождении производственной педагогической практики.
3. Конспекты посещаемых занятий.
4. Разработки плана проведения одного учебного занятия по теме, соответствующей календарно-тематическому планированию и соответствующих теме методических пособий.
5. Психолого-педагогическая характеристика выбранной группы обучающихся
6. Психологическая характеристика одного обучающегося из выбранной группы
7. Индивидуальное задание
8. Индивидуальный график работы
9. Аттестационный лист
10. Характеристика на студента (от руководителя базы практики)
Структура отчета о прохождении производственной педагогической практики.
- Титульный лист
- Содержание отчета (с указание разделов и номеров страниц)
- Введение (актуальность, цели и задачи производственной педагогической практики)
- Характеристика базы практики (сведения об образовательной организации, историческая справка и тд.)
- Анализ индивидуальной педагогической деятельности (что сделано, чего не удалось сделать, почему)
- Заключение (выводы)
- Список используемой литературы
- Приложения
К отчету формируются следующие приложения:
1). Индивидуальное задание на производственную педагогическую практику.
2). Индивидуальный график работы.
3).Учебно-методическая документация (ксерокопия КТП, ксерокопия учебного плана, ксерокопия учебных программ, ксерокопия локальных нормативных актов и др.).
4). Дневник производственной педагогической практики.
5). Разработка плана 2-х занятий с методическими пособиями.
6). Психолого-педагогическая характеристика класса (группы).
7). Психологическая характеристика обучающегося.
Психолого-педагогическая характеристика выбранной группы обучающихся (класса, группы и т.д.)
1. Общие сведения о классе.
2. Направленность класса, т.е цели, интересы, ценности, вокруг которых объединяется большинство учеников, общая успеваемость.
3. Организованность (способность класса к самоуправлению). Учитель и особенности его взаимоотношений с учащимися: стиль руководства, организаторские способности, личные качества и т.п.
4. Психологический климат класса: товарищество и дружба в классе, краткая характеристика дружеских группировок и мотивов, объединяющих ребят, лидерство в группировках, отношения между группировками, общий эмоциональный фон (например, доброжелательность или агрессивность, пессимистический или оптимистический, и т.д.).
Психологическая характеристики обучающегося.
Структура:
I. Общие сведения об учащемся: возраст, класс, школа, состояние здоровья, внешность (краткий словесный портрет).
II. Условия семейного воспитания: состав семьи; возраст.
III. Деятельность обучающегося.
1. Учебная деятельность: мотивы учения и учебные интересы; отношение к школе, учению и отметкам; учебные достижения (успеваемость, знания, умения, навыки).
2. Трудовая деятельность: общественно-полезный и бытовой труд (постоянные и ситуативные поручения); мотивы, отношение к труду; активность, способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками; роли и функции в совместной трудовой деятельности.
3. Общение: потребность в общении, общительность, круг желаемого и реального общения, удовлетворенность общением, характер общения (доминирование, подчинение, лидерство, конфликтность); общение со взрослыми, сверстниками и младшими; общение с детьми своего и противоположного пола.
IV. Структура личности обучающегося.
1. Направленность: доминирующие мотивы и цели деятельности, тип направленности (общественная, личная, деловая); интересы (преобладающие интересы, их глубина, широта, устойчивость, степень активности; профессиональные и личностные интересы); мечты и идеалы (степень их обобщенности и действенности). Элементы формирующегося мировоззрения.
2. Характер: описание черт характера по типам отношений (к себе, другим людям, деятельности, вещам), качеств характера.
3. Способности: общие, специальные, одаренность; как и в каких формах развиваются.
4. Темперамент, проявления в поведении и общении.
V. Внимание: виды, свойства, влияние на успеваемость и дисциплину, соответствие возрастным особенностям.
VI. Восприятие: целостность, скорость и точность, осмысленность; восприятие времени и пространства, восприятие человека; наблюдательность.
VII. Чувства и эмоции: преобладающие; эмоциональная возбудимость и нестабильность; склонность к аффектам в ситуациях успеха и неуспеха; отношение к педагогическим воздействиям; доминирующие эмоции в межличностных контактах; склонность к психическим состояниям тревожности, агрессивности; фрустрационная толерантность.
VIII. Общие выводы и рекомендации: общий уровень психического развития учащегося, соответствие возрастным особенностям.
Примерное индивидуальное задание
- Составление индивидуального графика работы;
- Изучение организационно-правовых документов образовательной организации, режима работы, системы организации учебно-воспитательного процесса;
- Знакомство с учебно-методической документацией (календарно-тематическое планирование, учебная программа, учебных план и др.)
- Посещение учебных занятий базы практики;
- Ведение конспекта посещаемых учебных занятий с проведением анализа;
- Составление психолого-педагогической характеристики выбранной группы обучающихся;
- Составление психологической характеристики одного обучающегося из выбранной группы;
- Разработки плана-конспекта проведения двух учебных занятий по теме, соответствующей календарно-тематическому планированию и соответствующих теме методических пособий;
- Ведение дневника о прохождении производственной педагогической практики;
- Подготовка отчета о прохождении производственной педагогической практики.
Индивидуальный график работы (примерный план заполнения).
Дата | Кол-во часов | Вид работы | Отметка о выполнении |
Посещение учебных занятий (где, каких) | |||
Учебно-методическая работа с руководителем практики | |||
Посещение учебных занятий (где, каких) | |||
Учебно-методическая работа с руководителем практики |
Аттестационный лист
по учебной (производственной) практике
в рамках освоения основного вида профессиональной деятельности
ПМ._________________________________________________________________________________________________________________________________
1. ФИО студента, № группы, специальность
__________________________________________________________________
2. Место проведения практики (организация), наименование, юридический адрес ____________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Время проведения практики __________________________________________________________________
4. Виды и объем работ, выполненные студентом во время практики (прописать объем выполненных работ в соответствии с требованиями соответствующих ПК): __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Качество выполнения работ в соответствии с технологией и (или) требованиями организации, в которой проходила практика
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____»_____________20__г.
Подписи руководителей практики:
от организации_______________________________________________________
(ФИО, должность руководителя практики)
от колледжа__________________________________________________________
(ФИО, должность руководителя практики)
МП
Характеристика
по освоению студентом профессиональных компетенций
в период прохождения производственной педагогической практики
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
«____»_____________20__г.
Руководитель практики от организации________________________________________________________
(ФИО, должность руководителя практики)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
методические указания...
документы для прохождения студентами производственной практики
Характеристика учебной и профессиональной деятельности обучающегося во время учебной/производственной практики; ЗАКЛЮЧЕНИЕ о выполненной практической квалификационной работе;НАРЯД на вы...
Открытый урок в рамках ежегодной практики педагогов-студентов Московского Государственного Педагогического Университета Тема: "Восточные славяне в древности"
Урок истории в 5 классе, адаптированный для детей с ОВЗ про слуху...
Открытый урок в рамках ежегодной практики педагогов-студентов Московского Государственного Педагогического Университета Тема: "Возникновение земледелия и скотоводства"
Урок истории в 5 классе, адаптированный для учащихся с ОВЗ по слуху...
Педагогическая практика студентов Сургутского государственного педагогического университета
Документы подтверждающие наставничество при прохождении педагогической практики...
XXI Всероссийской студенческой научно-практической конференции Нижневартовского государственного университета – «Тенденции развития фразеологии и идиоматики в русском языке», 2019 г.;
По всей вероятности, нет человека, который бы не слышал такие высказывания как: «Уши развесить!», «Жду, не дождусь!» или «Сгорать со стыда!». Каждый не...