Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
методическая разработка

Дегтярева Анна Сергеевна

Выступление на РМО учителей истории и обществознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fg_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Слайд 1.

Добрый день. Меня зовут Дегтярева Анна Сергеевна, я учитель истории МБОУ БСОШ № 1 им. П.П. Корягина. Сегодня я бы хотела выступить по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания».

Функциональная грамотность – это словосочетание, которое сейчас вызывает недоумение, а иногда и недовольство многих педагогов, родителей, школьников. Все дело в том, что эту самую функциональную грамотность должны формировать учителя каждого предмета, а далее, конечно же проверять, хорошо ли она сформировалась.

Почему же вообще проводятся контролирующие мероприятия по разным видам функциональной грамотности? Все очень просто: это заложено во ФГОС. А все, что есть в стандарте образования, нужно проверять и оценивать. Другое дело, что ФГ необходимо формировать с помощью специально подобранных заданий. А формулировать и предлагать детям такие задания умеют не все.

Слайд 2

Обновленный федеральный стандарт или ФГОС «третьего поколения» выдвигает общесистемные требования к реализации программы основного общего образования: «…для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Иными словами, мы при реализации наших образовательных программ должны обязательно включать в учебный процесс задания, направленные на формирование функциональной грамотности.

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезе всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Выделяют несколько видов ФГ:

- читательская;

- естественно-научная;

- математическая;

- финансовая;

- глобальные компетенции;

- креативное мышление.

 Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Работая с текстами, иллюстрациями, картами, высказываниями, статистическими данными, мы можем формировать разные виды функциональной грамотности.

Слайд 3-8

Например:

- Читать – это еще ничего не значит, а вот читать и понимать прочитанное – это главное. Читательская грамотность заключается в способности понимать, оценивать текст, проводить анализ, составлять план и т.д. Для формирования читательской грамотности мы можем работать с различными текстами, источниками;

- для формирования естественнонаучной нам подходят задания с картой;

- для математической – задания, связанные со статистическими данными и датами, составление семейного бюджета;

- для финансовой – задания с денежными единицами, а также задания типа № 6 из КИМа ОГЭ по обществознанию;

- Креативное мышление - это способность выдвигать новые и разнообразные идеи и выбирать из них лучщие. Для формирования креативного мышления нам подходят дискуссии, ролевые игры, составление рассказов от чьего-то имени, например, рассказ от имени земледельца в Древнем Египте; на обществознании мы можем создавать резюме, памятки, фирмы и т.д.

-Главными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию, выявлять мнения, подходы, оценивать действия и их последствия и в результате осознать наличие глобальных проблем, осознать культурное разнообразие, выработать уважительное отношение к другим культурам и т.д.

Слайд 9-11

А сейчас я предлагаю нам вместе выполнить задания по истории для 5-го класса и попробовать сформировать у себя разные виды ФГ:

1. Ошибки в тексте (читательская)

2. Вычисления (математическая)  

Пирамида Хеопса была построена в 2600 г. до н. э. Задание: Сколько лет назад произошло это событие? Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени. [Ответ: 2600+2023=4623 года назад].

Пирамида Хеопса сложена из 2300000 известняковых блоков, каждый из которых весит 2500 килограммов. Они были подогнаны друг к другу с непревзойденной точностью. Задание: Найдите массу всех блоков, ответ выразите в тоннах. [Ответ: 5750000 тонн].

Одна из известнейших пирамид Египта – пирамида Хеопса, сохранившееся до наших дней одно из семи чудес света. Высота пирамиды около 147 метров, однако, сейчас она примерно на 6,2% ниже из-за поврежденной вершины. Задание: Найдите современную ее длину (ответ округлите до целых). [Ответ: 138 м].

3. Естественно-научная

Все задания, которые вы видели на слайдах нам знакомы, все они взяты из учебников, рабочих тетрадей, поурочных разработок. В наших УМК достаточно подобных заданий, но только систематическая работа на уроках может привести к формированию различных типов функциональной грамотности. Мы стараемся дать предметные знания. Но ВПР, ОГЭ, ЕГЭ содержат в себе задания, направленные на формирование ФГ, поэтому эти результаты не всегда высоки.

Слайд 12

В дополнение к своему выступлению я бы хотела обратить ваше внимание на не менее важный вопрос. Это организация внедрения в учебный процесс открытого банка заданий по функциональной грамотности. Приказом Министерства  образования и науки  Алтайского края от 20.09.2021 № 1160 «О формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края в 2021/2022 учебном году» и Протоколом селекторного совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием  от 16.03.2022 было утверждено, что необходимо обеспечить внедрение в учебный процесс открытого банка заданий по оценке функциональной грамотности, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», в 100% муниципальных общеобразовательных организаций, а также организовать работу с результатами выполнения заданий по оценке функциональной грамотности в части повышения уровня функциональной грамотности обучающихся на муниципальном уровне и в общеобразовательных организациях.

Слайд 13-14

На слайдах мы видим динамику создания работ учителями школ Алтайского края, а также выполнения их учащимися. Стоит сказать, что к апрелю-маю 2022 года наблюдалась положительная динамика. Проводился постоянный мониторинг, в том числе и по школам, где были отображены количество учителей, создавших работу, количество учителей, проверивших работу, количество учеников, выполнивших эти работы. Я думаю, что в новом учебном году эта работа продолжится с новой силой и, несомненно, от нас будут требовать все более высоких показателей. Поэтому я бы хотела предложить вашему вниманию краткий алгоритм работы с банком заданий по формированию функциональной грамотности.

Слайд 15-16

Электронный банк заданий расположен на платформе РЭШ. Я думаю, что большинство там уже зарегистрировано, поэтому войти не составит особого труда.

Слайд 17

Когда вы заходите к себе в личный кабинет, вы видите «Мои мероприятия». Сейчас мы видим скрин моей страницы и те мероприятия, которые мы с ребятами уже прошли. Наверху есть окно «Создать мероприятие».

Слайд 18

Нам предлагают выбрать одно из направлений функциональной грамотности (перечислить), указать время и дату, а также выбрать нужный нам КИМ.

Слайд 19

Я выбрала направление «Финансовая грамотность». Банк предлагает нам несколько вариантов в зависимости от класса, времени выполнения и экспертного оценивания. Некоторые КИМы требуют экспертного оценивания. В целях экономии времени я выбрала вариант без него. Это «Способы оплаты», 5 класс.

Слайд 20

Кликнув на выбранный КИМ, мы можем ознакомиться с характеристиками заданий и критериями оценивая.

Слайд 21-22

Затем нас просят создать класс и добавить нужное количество участников, а также скачать коды доступа.

Слайд 23

Вот что мы видим в итоге. Когда начинается время, и участники выполняют работу, мы видим прогресс выполнения заданий в процентах.

Слайд 24

Коды доступа скачиваются автоматически в формате Excel.

Если же для работы необходимо экспертное оценивание, дополнительно скачиваются коды доступа и для экспертов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...

«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»

Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте и...