Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
методическая разработка
Выступление на РМО учителей истории и обществознания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fg_na_urokah_istorii_i_obshchestvoznaniya.docx | 20.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Слайд 1.
Добрый день. Меня зовут Дегтярева Анна Сергеевна, я учитель истории МБОУ БСОШ № 1 им. П.П. Корягина. Сегодня я бы хотела выступить по теме «Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания».
Функциональная грамотность – это словосочетание, которое сейчас вызывает недоумение, а иногда и недовольство многих педагогов, родителей, школьников. Все дело в том, что эту самую функциональную грамотность должны формировать учителя каждого предмета, а далее, конечно же проверять, хорошо ли она сформировалась.
Почему же вообще проводятся контролирующие мероприятия по разным видам функциональной грамотности? Все очень просто: это заложено во ФГОС. А все, что есть в стандарте образования, нужно проверять и оценивать. Другое дело, что ФГ необходимо формировать с помощью специально подобранных заданий. А формулировать и предлагать детям такие задания умеют не все.
Слайд 2
Обновленный федеральный стандарт или ФГОС «третьего поколения» выдвигает общесистемные требования к реализации программы основного общего образования: «…для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность формирования функциональной грамотности (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.
Иными словами, мы при реализации наших образовательных программ должны обязательно включать в учебный процесс задания, направленные на формирование функциональной грамотности.
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезе всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Выделяют несколько видов ФГ:
- читательская;
- естественно-научная;
- математическая;
- финансовая;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Работая с текстами, иллюстрациями, картами, высказываниями, статистическими данными, мы можем формировать разные виды функциональной грамотности.
Слайд 3-8
Например:
- Читать – это еще ничего не значит, а вот читать и понимать прочитанное – это главное. Читательская грамотность заключается в способности понимать, оценивать текст, проводить анализ, составлять план и т.д. Для формирования читательской грамотности мы можем работать с различными текстами, источниками;
- для формирования естественнонаучной нам подходят задания с картой;
- для математической – задания, связанные со статистическими данными и датами, составление семейного бюджета;
- для финансовой – задания с денежными единицами, а также задания типа № 6 из КИМа ОГЭ по обществознанию;
- Креативное мышление - это способность выдвигать новые и разнообразные идеи и выбирать из них лучщие. Для формирования креативного мышления нам подходят дискуссии, ролевые игры, составление рассказов от чьего-то имени, например, рассказ от имени земледельца в Древнем Египте; на обществознании мы можем создавать резюме, памятки, фирмы и т.д.
-Главными умениями глобальной компетентности являются: способность оценивать информацию, выявлять мнения, подходы, оценивать действия и их последствия и в результате осознать наличие глобальных проблем, осознать культурное разнообразие, выработать уважительное отношение к другим культурам и т.д.
Слайд 9-11
А сейчас я предлагаю нам вместе выполнить задания по истории для 5-го класса и попробовать сформировать у себя разные виды ФГ:
1. Ошибки в тексте (читательская)
2. Вычисления (математическая)
Пирамида Хеопса была построена в 2600 г. до н. э. Задание: Сколько лет назад произошло это событие? Вычисления сделайте письменно, отметьте даты на ленте времени. [Ответ: 2600+2023=4623 года назад].
Пирамида Хеопса сложена из 2300000 известняковых блоков, каждый из которых весит 2500 килограммов. Они были подогнаны друг к другу с непревзойденной точностью. Задание: Найдите массу всех блоков, ответ выразите в тоннах. [Ответ: 5750000 тонн].
Одна из известнейших пирамид Египта – пирамида Хеопса, сохранившееся до наших дней одно из семи чудес света. Высота пирамиды около 147 метров, однако, сейчас она примерно на 6,2% ниже из-за поврежденной вершины. Задание: Найдите современную ее длину (ответ округлите до целых). [Ответ: 138 м].
3. Естественно-научная
Все задания, которые вы видели на слайдах нам знакомы, все они взяты из учебников, рабочих тетрадей, поурочных разработок. В наших УМК достаточно подобных заданий, но только систематическая работа на уроках может привести к формированию различных типов функциональной грамотности. Мы стараемся дать предметные знания. Но ВПР, ОГЭ, ЕГЭ содержат в себе задания, направленные на формирование ФГ, поэтому эти результаты не всегда высоки.
Слайд 12
В дополнение к своему выступлению я бы хотела обратить ваше внимание на не менее важный вопрос. Это организация внедрения в учебный процесс открытого банка заданий по функциональной грамотности. Приказом Министерства образования и науки Алтайского края от 20.09.2021 № 1160 «О формировании и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Алтайского края в 2021/2022 учебном году» и Протоколом селекторного совещания с руководителями муниципальных органов управления образованием от 16.03.2022 было утверждено, что необходимо обеспечить внедрение в учебный процесс открытого банка заданий по оценке функциональной грамотности, разработанного ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», в 100% муниципальных общеобразовательных организаций, а также организовать работу с результатами выполнения заданий по оценке функциональной грамотности в части повышения уровня функциональной грамотности обучающихся на муниципальном уровне и в общеобразовательных организациях.
Слайд 13-14
На слайдах мы видим динамику создания работ учителями школ Алтайского края, а также выполнения их учащимися. Стоит сказать, что к апрелю-маю 2022 года наблюдалась положительная динамика. Проводился постоянный мониторинг, в том числе и по школам, где были отображены количество учителей, создавших работу, количество учителей, проверивших работу, количество учеников, выполнивших эти работы. Я думаю, что в новом учебном году эта работа продолжится с новой силой и, несомненно, от нас будут требовать все более высоких показателей. Поэтому я бы хотела предложить вашему вниманию краткий алгоритм работы с банком заданий по формированию функциональной грамотности.
Слайд 15-16
Электронный банк заданий расположен на платформе РЭШ. Я думаю, что большинство там уже зарегистрировано, поэтому войти не составит особого труда.
Слайд 17
Когда вы заходите к себе в личный кабинет, вы видите «Мои мероприятия». Сейчас мы видим скрин моей страницы и те мероприятия, которые мы с ребятами уже прошли. Наверху есть окно «Создать мероприятие».
Слайд 18
Нам предлагают выбрать одно из направлений функциональной грамотности (перечислить), указать время и дату, а также выбрать нужный нам КИМ.
Слайд 19
Я выбрала направление «Финансовая грамотность». Банк предлагает нам несколько вариантов в зависимости от класса, времени выполнения и экспертного оценивания. Некоторые КИМы требуют экспертного оценивания. В целях экономии времени я выбрала вариант без него. Это «Способы оплаты», 5 класс.
Слайд 20
Кликнув на выбранный КИМ, мы можем ознакомиться с характеристиками заданий и критериями оценивая.
Слайд 21-22
Затем нас просят создать класс и добавить нужное количество участников, а также скачать коды доступа.
Слайд 23
Вот что мы видим в итоге. Когда начинается время, и участники выполняют работу, мы видим прогресс выполнения заданий в процентах.
Слайд 24
Коды доступа скачиваются автоматически в формате Excel.
Если же для работы необходимо экспертное оценивание, дополнительно скачиваются коды доступа и для экспертов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"
Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.
На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.
Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания
Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...
«Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания»
Функциональная грамотность помогает людям использовать запас имеющийся информации, применять ее на практике и решать сложные жизненные задачи. Она основывается на реальной грамотности людей и широте и...