С любовью к «особенным» детям
статья
ВИРТУАЛЬНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
esse_s_lyubovyu_k_osobennym_detyam.docx | 25.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Иванова Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы с высшей квалификационной категорией
Какими дети рождаются - это ни от кого не зависит,
но чтобы они путём правильного воспитания
сделались хорошими, - это в нашей власти.
Я. А. Коменский.
Оглядываясь назад, в прошлое, всё больше убеждаешься в том, что всем твоим действиям есть определённое объяснение. Почему профессия учителя стала безусловной частью моей жизни?
Вспоминаю себя ученицей маленькой поселковой школы. В то время она казалась мне самой обычной. Как понимаю теперь, моя школа была особенной, по-своему уникальной. Своим укладом, учительским составом, и, конечно же, учениками. Поскольку наш посёлок создавался как леспромхоз, население его составляли люди с разных краев нашей необъятной Родины. В школе учились якуты, русские, украинцы, литовцы, латыши, финны, евреи, немцы, узбеки, татары. Некоторые семьи были из репрессированных. Неудивительно, что интернационализм, как таковой, был у нас в действии. Никто из нас никогда и не задумывался о том, какой национальности его соученик. До сих пор дружу с одноклассницей, живущей сейчас в Литве.
О моих учителях можно долго рассказывать, но одно могу сказать точно. Это были профессионалы своего дела. Приехавшие из разных городов Советского Союза, они с увлечением работали, заполняли нашу, скудную на события, жизнь своим энтузиазмом, эрудицией, культурой, неформальным отношением ко всему.
Школа в посёлке являлась центром притяжения, культурным очагом, согревающим и воспитывающим наши юные души. Мы бежали в школу на различные кружки по интересам, творческие вечера, клуб интернациональной дружбы (КИД), в школьную библиотеку, и много чего ещё. Всего и не упомнишь! И всё это заполняли своим светом доброты, молодым задором наши учителя.
В школе мне особенно нравились русский язык и литература. Добрым благодарным словом вспоминаю уроки моей учительницы Нелли Михайловны. Помню ее хрупкую фигуру, строгий учительский стиль в одежде. Русский язык и литература были теми предметами, которые сейчас вспоминаются как яркие уроки, наполненные радостным творческим трудом.
Именно в школе, я считаю, была привита любовь к чтению, литературе, искусству, творчеству. И именно тогда заронилось во мне желание стать учителем.
Свою педагогическую деятельность я начинала в общеобразовательной школе, работала в классах с компенсирующим обучением, и вот уже одиннадцать лет обучаю детей с задержкой психического развития. Работа с этими детьми требует от педагога терпения, понимания, профессионализма, любви к ним, постоянного собственного развития.
Всегда считала и считаю, что преподавание литературы - это особая миссия, накладывающая на учителя большой груз ответственности. Ведь мы должны дать ученикам не только знания, но и заложить в души детей основы человечности, порядочности, любви к людям. В этом нам помогают произведения писателей-гуманистов. В своей работе придаю большое значение созданию в классе спокойной доброжелательной атмосферы, уважительного отношения друг к другу.
Основатель «гуманной педагогики» Ш.А.Амонашвили писал: «Дети богаче нас, взрослых, во всём. Многие функции развития мы, взрослые, уже утратили, потому что прошло время их развития. А ребёнок, даже если он и с ограниченными возможностями здоровья¸ всё равно - это космос нераскрытых возможностей. Надо только создать условия, чтобы эта возможность раскрылась. Одно из таких условий - любовь».
Мое педагогическое кредо: «Творить, пробовать, искать и развиваться». Много лет я занимаюсь театральной деятельностью в школе. Для меня нет определённого критерия отбора детей в театральные постановки. Наоборот, стараюсь вовлечь «незаметных» детей, увидеть в них индивидуальность. И в процессе подготовки к мероприятию вдруг открыть неожиданные дарования в ребёнке: красивый голос, пластику или умение что-то делать руками. Каждый ребенок должен почувствовать успех в какой-либо сфере деятельности, поверить в себя, повысить свою самооценку. Ежегодно вместе с коллегами, детьми проводим праздничные, литературно-музыкальные вечера, различные инсценировки. Элементы театрализации на уроке, во внеклассной деятельности особенно актуальны в работе с детьми с ЗПР, так как для них характерна несформированность или недоразвитие связной устной речи, плохая память, бедный словарный запас. И вовлечение учащихся с ОВЗ в творческую деятельность оказывает положительное влияние на общее развитие, обучение и социализацию учащихся.
Убеждена, что самое ценное качество педагога – это увлеченность. Ведь без увлечённости, неподдельного интереса к своей профессии нет учителя. Я – педагог «особенных» детей.
Д.С.Лихачёв писал: «В жизни надо иметь своё служение – служение какому-то делу. Пусть дело это будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен». И сейчас я с гордостью говорю, что до сих пор верна своему учительскому делу, которое приносит мне радость творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности построения урока иностранного языка в младшей школе с учетом индивидуально-психологических особенностей детей
В стандарте начального общего образования по иностранному языку говорится о том, что изучение иностранного языка на ступени начального общего образования направлено на достижение таких целей, как разв...
Любовь учителя к детям
Тезисы работы:Возлюби Ребёнка.Возлюби его сильнее, чем самого себя.Уверуй, что Ребёнок чище, лучше, честнее, талантливее тебя.Всего себя отдавай детями только тогда сможешь именоватьсяУчителем.Цель ра...
В помощь родителям "особенных детей" - как лучше понять и помочь нашим детям (список художественной литературы для домашнего прочтения)
перечень книг для прочтения родителям "особенных детей"...
Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"
Родительское собрание "Любовь детей к родителям. Любовь родителей к детям"...
Семинар-практикум «Особенности детей с СДВГ. Роль учителя в помощи детям с СДВГ»
Все больше поступающих в школу детей имею особенности в развитии. Одна из часто встречающихся особенностей Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. С такими ребятами педагогам приходится особенно...
советы и рекомендации родителям как правильно привить любовь к спорту детям
советы и рекомендации родителям как правильно привить любовь к спорту детям...
Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»
Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций....