Социальный проект дом русского языка и культуры «Грамотеи»
методическая разработка
Цель проекта: повышение уровня грамотности, культуры речи жителей села и формирование комфортной языковой среды в селе Красный Яр.
Задачи проекта:
- Обучить детей и взрослых грамотному и свободному выражению своих мыслей в устной и письменной форме.
-Привлечь внимание школьников, молодежи и широкой общественности к проблемам культуры языка
- привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учреждения культуры и общественность;
- повысить уровень языковой грамотности и речевой культуры общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_1.docx | 36.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Красноярская средняя общеобразовательная школа»
Социальный проект
дом русского языка и культуры
«Грамотеи»
Составили: Гурова М.В., учитель русского языка и литературы
Игнатова Г.Ф., учитель русского языка и литературы
Засыпкина М.А, заместитель директора по УВР
Красный Яр,2017
Информационная карта проекта
Наименование проекта | Социальный проект дом русского языка и культуры « Грамотеи» | |
Основные разработчики проекта | Совет Школы МБОУ «Красноярская СОШ», инициативная группа: заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель МО учителей гуманитарного цикла, библиотека | |
Цели и задачи проекта | Цель проекта: повышение уровня грамотности, культуры речи жителей села и формирование комфортной языковой среды в селе Красный Яр. Задачи проекта: - Обучить детей и взрослых грамотному и свободному выражению своих мыслей в устной и письменной форме. -Привлечь внимание школьников, молодежи и широкой общественности к проблемам культуры языка - привлечь к сотрудничеству в реализации проекта учреждения культуры и общественность; - повысить уровень языковой грамотности и речевой культуры общества. | |
Сроки и этапы реализации проекта | Срок реализации проекта: 2017-2018 г.г. Этапы: 1. Подготовительный. 2. Основной. 3. Заключительный. | |
Исполнители и участники проекта | Инициативная группа: заместитель директора школы по учебно - воспитательной работе, заместитель директора по воспитательной работе, руководитель МО учителей гуманитарного цикла, специалист по работе с детьми и молодёжью с. Красный Яр, обучающиеся школы и социокультурная среда сельского поселения | |
Механизмы реализации проекта | Реализация проекта осуществляется за счёт внебюджетных средств, спонсорской помощи | |
Система организации контроля за исполнением проекта | Контроль за реализацией проекта осуществляется Советом Школы, администрацией школы Ход реализации проекта рассматривается на заседаниях Совета Школы, педагогического совета, коллегиях при администрации сельского поселения | |
Конечный результат реализации проекта | Конечный результат заключается в повышении уровня грамотности, культуры речи жителей села , в создании возможностей оценивания языковой культуры учащихся, повышения самооценки, мотивации, совершенствования языкового общения. |
Предмет проекта: обучающиеся и воспитанники муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «КРАСНОЯРСКАЯ СОШ» (их речь, язык, культура общения), жители красноярского поселения
Гипотеза проекта: увлекательный проект поможет взрослым и детям стать настоящими знатоками родной речи и объединит единомышленников села.
Методологическая основа: исследование современного состояния языка учащихся, их родителей, педагогов школы, а также отслеживание результатов влияния проекта на уровень речевой культуры школьного сообщества. Деятельность проекта – попытка доказать одну из теорий развития русского языка: для сохранения нормированного, культурного языка необходимо «как назначение курса лечения, так и профилактических действий». В целях сохранения русского языка необходимо организовать системную целенаправленную деятельность.
Актуальность проекта
Актуальность проекта заключается в особой важности поддержки российской культуры и русского языка — ключевых факторов гармоничного развития человека и сохранения единства российского общества.
После революции словарный запас россиян сократился вдвое.
Еще два столетия назад виртуозное владение родной русской речью считалось в нашей стране обязательным признаком образованного человека, а богатый и разнообразный язык - чуть ли не необходимостью. В XIX веке словарные фонды русского и английского языков, судя по словарям, были примерно равными. Более того, Толковый словарь Владимира Даля даже лидировал.
Начало разрыву между словарными фондами двух языков положила Октябрьская революция 1917 года. Тогда уничтожались целые социальные слои, являвшиеся хранителями национального интеллекта – дворянство, духовенство, представители интеллигенции. К началу 40-х годов запас русского рабоче-крестьянского языка сократился вдвое, а словарный фонд английского, как свидетельствуют словари, вырос втрое.
Сегодня отношение к развитию государственного языка, похоже, меняется. Существует федеральная программа «Русский язык», Министерством образования и науки РФ разработана национальная Стратегия продвижения русского языка, президентом РФ утверждена Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка.
У современного россиянина словарный запас составляет примерно 10 тысяч слов. Но многие жители нашего села сегодня не могут похвастаться запасом и в три – пять тысяч. Что уж говорить про некоторых подростков, которые используют не более пары тысяч слов. Перед нами встала задача найти новые подходы, которые помогли бы сформировать у школьников, жителей села интерес к родному языку. Наш проект в доступной и увлекательной форме поможет подросткам и взрослым развивать навыки владения родной речью.
Данный проект нацелен на привлечение к деятельности и реализации проекта социальных партнёров
Срок реализации проекта: 2017-2018 учебный год
Календарный план реализации проекта
Мероприятия | Сроки выполнения | Ответственные |
Подготовительный этап | ||
Создание инициативной проектной группы. | январь | Совет Школы, заместитель директора по УВР, по ВР, библиотека население |
Анкетирование участников проекта «Выявление уровня культуры речи» | январь | Инициативная группа проекта |
Книжно-иллюстративные и художественные выставки. | библиотека | |
Опрос разных слоев населения с целью изучения их отношения к проблеме языковой культуры | январь | Инициативная проектная группа |
Изучение уровня речевой культуры населения нашего села | январь | Инициативная проектная группа |
Уроки словесности | февраль | Клуб «Неунывайки» (пенсионеры), соц. педагог, учителя - филологи |
Проведение заседания по анализу собранной информации и определению направлений работы участников проекта | март | Заместитель директора по УВР, инициативная группа |
Проект учащихся «Лексикон нашей школы» | март | Инициативная группа |
Акция «Любуясь русским словом». | апрель | Библиотекарь сельской библиотеки |
Проведение Тотального диктанта для жителей села | апрель | Инициативная группа |
Составление примерного плана реализации проекта | май | Инициативная группа |
Мероприятия с учащимися «Музей русского слова» | май | Школьный музей |
Проект « Портрет одного слова». | сентябрь | Руководитель инициативной проектной группы |
Библиотечный десант для детского сада «Книг волшебная страна в гости ждёт тебя» | сентябрь | Библиотекарь сельской библиотеки |
Оформление проекта. Реклама проекта | сентябрь | Группы оформителей и рекламы |
Основной этап | ||
Заседание « Литературной гостиной». | 1 раз в месяц | учителя русского языка, библиотекарь сельской библиотеки, клуб «Неунывайки»пенсионеров |
Праздник русского языка «Прекрасный наш язык» | в течение года | инициативная группа, учителя русского языка, библиотекарь сельской библиотеки |
Экстренная лингвистическая помощь (информационные уголки в кабинетах и библиотеке, страничка на сайте школы) | в течение года | инициативная группа, учителя русского языка, библиотекарь сельской библиотеки |
Просветительские листовки акции «Говорите по-русски правильно!»; | в течение года | инициативная группа, |
-Единый классный час «Из истории языка” -«Круглый стол» учащихся, педагогов по теме « Великое русское слово» | октябрь | Классные руководители, |
Вечер «Я ВЕРЮ, ЧТО ВСЕ ЖЕНЩИНЫ ПРЕКРАСНЫ | октябрь | Совет пенсионеров |
Проект «Влияние мультипликационных фильмов на речь школьников». | ноябрь | Учителя русского языка и литературы |
Конкурс плакатов «О русском языке с любовью» |
| Клуб «Неунывайки» (пенсионеры) |
| библиотекарь | |
Праздники этикета о культуре речи и взаимоотношении между людьми на селе) | ноябрь | Совет пенсионеров, родительские комитеты классов |
Конкурс знатоков русского языка | ноябрь | учителя русского языка |
Конкурс плакатов « Давно ли вы читали книги детям?» | декабрь | Учителя русского языка |
Праздник для воспитанников детского сада «Что за прелесть эти сказки» | декабрь | специалист по работе с детьми и молодёжью, библиотекарь |
Заключительный этап | ||
Анализ отзывов участников, партнеров о реализации проекта | декабрь | Инициативная проектная группа |
Исследование изменений в речевой культуре учащихся гимназии | декабрь | Инициативная проектная группа |
Проведение общешкольного коллективного творческого дела по итогам проекта. Награждение наиболее активных участников реализации проекта | Январь 2018 | Инициативная проектная группа |
Материально- техническое обеспечение
Материально- техническое обеспечение осуществляется за счет помощи волонтерской группы в создании и распространении информационных листов, приобретении словарей, финансовая поддержка со стороны администрации Муниципального Красноярского сельского поселения
Риски реализации проекта
Риски | Минимазации рисков |
Отсутствие заинтересованности населения | Мотивационно-просветительская и практическая деятельность |
Значительно возрастает нагрузка на педагога, так как к каждому мероприятию необходимо разрабатывать материал. | Создание банка сценариев |
Возможность невосприятия и неприятия населения данного проекта, отказ от участия в мероприятиях. | Выбор эффективных приёмов и методов. Занятия строятся в интересной и занимательной форме |
Финансирование и технические риски | Минимизация расходов благодаря перераспределению финансовых средств, поиск спонсоров. |
Оценка эффективности реализации проекта
1.Увеличится количество обучающихся, воспитанников и жителей села, вовлеченных в проектную деятельность, дополнительных учреждений, принявших участие в организации мероприятий проекта
2.Увеличится количество дополнительных учреждений, принявших участие в организации мероприятий проекта.
3.Рост положительной динамики в повышении уровня грамотности населения.
4. Участие родителей в совместной деятельности с детьми.
5.Реализация творческого потенциала населения, участие в проектной деятельности через концертные выступления с профессионалами на «равных».
Дальнейшее развитие проекта
Данный проект имеет перспективу развития, которое будет заключаться в закреплении налаженных связей.
В целях дальнейшего взаимодействия с Домом культуры планируется выпуск поздравительных настенных газет к праздникам, совместные мероприятия, обмен опытом.
В рамках дальнейшего взаимодействия с клубом «Неунывайка» планируется проведение совместных творческих мастерских.
Все методические инструментарии ,приобретенные в рамках проекта, будут использоваться в дальнейшем на эту деятельность.
Приложение 1
Анкета «Выявление уровня культуры речи»
Вопрос | Варианты ответов | Кол-во ответов | % |
1. Используете ли вы в своей речи просторечные слова? | Да |
|
|
2. Пользуетесь ли ненормативной лексикой? | Да |
|
|
3. Почему же сквернословие стало на столько “модным”? | - Негативное влияние социальной среды. - Безответственность отдельных СМИ. - Недостатки семейного воспитания. - Психологические особенности подросткового возраста. - Непонимание отрицательной стороны сквернословия. - Стрессогенность современной жизни. |
|
|
4. Нужны ли русскому языку иностранные слова-сорняки? | Да |
|
|
5. Нужно ли искоренять сквернословие? | Да |
|
|
6. Какие способы повышения культуры речи вы предлагаете | Более глубоко изучать русский язык в школе. Больше читать русской классической литературы. Ввести строгое наказание за использование ненормативной лексики в общественных местах. |
|
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ: «Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка».
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» НА ТЕМУ:«Морфология и культура речи. Морфологические нормы русского литературного языка». Цель урока: формирование...
Внеклассное мероприятие учебной дисциплины "Русский язык" - лингвистический турнир "Грамотеи"
В данной методической разработке представлен лингвистический турнир "Грамотеи", который в игровой форме активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает речевые компетенции, творческие ...
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обе...
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального о...
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ Русский язык и культура речидля обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...
МАТЕРИАЛЫ контрольного среза знаний в рамках самообследования колледжа по состоянию на 01 апреля 2018 г. по учебной дисциплине Русский язык и культура речи для обучающихся специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения
МАТЕРИАЛЫ контрольного среза знаний в рамках самообследования колледжа по состоянию на 01 апреля 2018 г. по учебной дисциплине Русский язык и культура речи для обучающихся специальности...
План-конспект теоретического занятия№8 в форме круглого стола по теме «Орфоэпические нормы русского языка» (курс «Русский язык», «Русский язык и культура речи»)
В условиях перехода на ФГОС формирование языковой и речевой компетентности студентов колледжа невозможно без знания русского языка. Поэтому актуальным методом в формировании коммуникативной комп...