«Наставничество в школе. Что? Зачем? Как?»
материал
Предварительный просмотр:
«Наставничество в школе. Что? Зачем? Как?»
Из опыта работы по наставничеству
Согласно Указу Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» планируется вхождение России в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования. Одним из средств достижения этой цели и является НАСТАВНИЧЕСТВО.
Принято считать, что первым известным наставником был Ментор- воспитатель сына Одиссея. Это имя стало нарицательным и используется сегодня для обозначения формы профессионального наставничества. В то время говорили, что наставник- это скульптор душ. Потому что именно наставники, а не родители, заботились об образовании ребенка.
Так, например, в 12 веке в Англии, в университете Оксфорда появились тьюторы, так называли преподавателей, которые занимались с каждым студентом персонально. И, как мы знаем, в современном образовании, также теперь возвращают тьютеров.
В истории есть много примеров выдающегося наставничества. Это и Платон у Аристотеля, и Ключевский у Николая II, так даже и Стив Джобс у Марка Цукерберга.
От наставника зависит многое. Он может внести большой вклад в развитие личности опекаемого. По мнению философа Сократа, главное- чтобы наставник «пробудил душевные силы ученика»
Одной из эффективных систем наставничества в школе являлась советская. Считалось, что иметь хорошего наставника хотят многие молодые специалисты. И там, где это делается с душой, результаты получаются отличные.
Так и наша школа последовала советскому примеру, за каждым молодым специалистом закрепляется опытный учитель. В прошлом учебном году по форме наставничества Учитель-учитель, реализовывались три программы: «Путь к успеху», «Азы педагогического мастерства» и «Твой результат- мои возможности». Ведь, конечно же, еще вчерашнему студенту крайне важно получить квалифицированную помощь со стороны более опытных коллег. Поэтому наставники перед собой ставят следующие задачи:
- Обеспечить наиболее лёгкую адаптацию молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддерживать педагога эмоционально, укреплять веру педагога в себя.
- Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
ОСТАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ МОЖЕТЕ ПОСМОТРЕТЬ НА СЛАЙДЕ!!!
- Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
- Повышать профессиональный уровень педагога с учетом их потребностей, затруднений, достижений.
- Отслеживать динамику развития профессиональной деятельности педагога.
- Повышать продуктивность работы педагога и результативность образовательной деятельности.
- Способствовать планированию карьеры молодого специалиста, мотивации к повышению квалификационного уровня.
- Приобщать молодого специалиста к корпоративной культуре образовательной организации, способствовать объединению на основе школьных традиций.
Формы и методы работы педагога-наставника с молодым специалистом:
- консультирование (индивидуальное);
- активные методы (семинары, практические занятия, взаимопосещение уроков, тренинги, собеседование, творческие мастерские и др).
Таким образом, программа наставничества молодого специалиста должна помочь непрерывному процессу развития профессионального опыта молодого педагога, который включает в себя социально-психологическое и профессиональное самоопределение личности, управление этим процессом и его научно-методическим сопровождением.
Но наставничество необходимо не только педагогам, но и детям. Поэтому мы реализуем форму наставничества УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК, по следующим программам:
1. Я и закон;
2. Юные дизайнеры;
3. Клуб "Вожатый";
4. Медиа-центр "Рельеф";
5. Спортивные игры. Баскетбол (юноши);
6.Спортивные игры. Баскетбол;
7.Спортивные игры. Волейбол
Цель такой формы наставничества является раскрытие потенциала каждого наставляемого, формирование жизненных ориентиров у обучающихся, адаптация в новом учебном коллективе; повышение мотивации к учебе и улучшение образовательных результатов, развитие гибких навыков, лидерских качеств.
Таким образом, мы считаем, что Результатом правильной организации работы наставников будет высокий уровень включенности наставляемых во все социальные, культурные и образовательные процессы школы, что окажет несомненное положительное влияние на эмоциональный фон в коллективе, общий статус школы, лояльность учеников и будущих выпускников к школе.
А Обучающиеся- получат необходимый стимул к образовательному, культурному, интеллектуальному, физическому совершенствованию, самореализации, а также развитию необходимых компетенций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "К вопросу о наставничестве в школе".
Аннотация: размышления о роли наставника в жизни молодого педагога с позиции последнего. В статье рассматривается, кто такой наставник в современной школе, зачем он нужен молодому специалисту. Автор у...
Организация наставничества в школе.
Положение и организация наставничества в работе с молодыми специалистами по физической культуре в школе....
Организация наставничества в школе с молодыми педагогами
Статья посвящена проблеме организации наставничества в ОУ. Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя носит поэтапный характер и включает в себя ф...
Как организовать наставничество в школе
Место наставничества в современной школеВ нашем учебном учреждении практикуется наставничество, как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов. Что это такое?В конце 2018 года б...
Целевая модель наставничества в форме «учитель - учитель» как организационная основа наставничества в школе
Статья "Целевая модель наставничества в форме "учитель - учитель"" как организационная основа наставничества в школе" знакомит с метоологией наставничества а образовател...
Культура проектной деятельности как элемент формирования и развития системы наставничества в школе
Практика формирования культуры проектной деятельности в образовательной среде преследуюет следующие задачи:формирование и развитие системы наставничества в ОУ;профориентация учащегося за счёт са...
Статья на тему: «Формирование и развитие компетенций одарённых детей в ходе реализации технологии наставничества в школе по модели «ученик-ученик-учитель» (из опыта работы Натальи Сергеевны Медведенко, учителя биологии высшей квалификационной категории)
Данная методическая разработка представляет собой практический опыт реализации технологии наставничества в школе по модели «Ученик-ученик-учитель» в рамках внеурочной ...