представление промежуточных итогов создания банков заданий формирования и развития функциональной грамотности.
презентация к уроку (7, 8, 9 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.11.2022predstavlenie_promezhutochnyh_itogov_sozdaniya_banka_zadaniy_formirovaniya_i.pptx | 270.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
– Откуда появилось понятие «функциональная грамотность»? – Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.
– Почему в таком случае сегодня, когда безграмотность осталась в далёком прошлом, мы вновь заговорили о функциональной грамотности? – Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется. И эта тенденция хорошо знакома поколению родителей, дедушек и бабушек современного школьника: получив богатейший багаж школьных и вузовских знаний, они не всегда знали, как этим распорядиться на практике, как применить знания, полученные в классе, в университетской аудитории в своей профессиональной деятельности.
И первые годы после получения аттестата или диплома всегда уходили на то, чтобы «переучиться», «подучиться» своей профессии, уже будучи в неё реально погружённым. Преодоление такого разрыва – также одна из задач функциональной грамотности, которая, как видим, возникла не сегодня, но и в наше время остаётся предельно актуальной. Сегодня на рынке труда каждый должен демонстрировать максимальную гибкость, адаптивность к меняющимся требованиям . – А в каком возрасте лучше начать заниматься ею? И соответствует ли это школьной программе? Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение.
Какой предмет отвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какому предмету можно выставить оценку? Традиционно функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская, математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные компетенции и креативное мышление . Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев: «Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Составляющие функциональной грамотности 1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. 2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями. 3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты. 4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни . 5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения. 6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
– Чем отличаются задания для оценки функциональной грамотности от традиционных, позволяющих оценить знание предмета? Безусловно, задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, предполагают возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций контекстуально близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).
Документы - Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации от 06.05.2019 № 590/ 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся» ; - Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся» . Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности". Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности". Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности".
7,9 класс. Банк данных. физика. 1. Сайт: http://skiv.instrao.ru/ 2. Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa 3. Банк заданий по функциональной грамотности: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Читательская грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/chitatelskaya-gramotnost/ Математическая грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/matematicheskaya-gramotnost/ Естественнонаучная грамотность: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/estestvennonauchnaya-gramotnost/
Мероприятия Создать мероприятие мировой рекорд по бегу. Математическая грамотность http :// skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 18 октября 2022 г. тормози заранее Естественнонаучная грамотность http:// skiv.instrao.ru/bank-zadaniy 18 октября 2022 г. физика 8 http:// skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ Естественнонаучная грамотность 29 апреля 2022 г. физика 9 Естественнонаучная грамотность http:// skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ 29 апреля 2022 г. https://fg.resh.edu.ru/functionalliteracy/events fg.resh.edu.ru — электронный банк заданий для ... – РЭШ http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
Класс Участник Сумма баллов Максимальный балл Процент выполнения Уровень сформированности ФГ 1 2 7а Работа 1 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 10 2 4 50,00 средний 2 0 Работа 11 3 4 75,00 повышенный 1 2 Работа 13 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 15 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 16 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 17 1 4 25,00 низкий 1 0 Работа 18 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 2 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 20 1 4 25,00 низкий 1 0 Работа 21 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 22 2 4 50,00 средний 2 0 Работа 23 2 4 50,00 средний 0 2 Работа 24 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 25 3 4 75,00 повышенный 1 2 Работа 3 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 4 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 6 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 7 4 4 100,00 высокий 2 2 Работа 8 0 4 0,00 низкий. 0 0 Работа 9 4 4 100,00 высокий 2 2 высокий 13 низкий3 смредний 3 повышенный 2
Задание 1. «Тормозной путь». 1 из 2. Характеристики задания : Содержательная область оценки : изменение и зависимости Компетентностная область оценки : интерпретировать Контекст : общественная жизнь Уровень сложности : 1 Формат ответа : множественный выбор Объект проверки : распознавать зависимости и интерпретировать данные, представленные на столбчатой диаграмме Система оценивания 1 балл Верные ответы: 2) и 3). Выбраны оба верных ответа, неверный ответ не выбран 0 баллов Другие ответы или ответ отсутствует. Характеристики заданий и система оценивания Демонстрационный вариант диагностической работы для учащихся 9 классов
9а Работа 10 5 6 83,33 повышенный 1 1 1 1 1 Работа 11 5 6 83,33 повышенный 1 1 1 1 1 Работа 14 3 6 50,00 средний 0 0 1 1 1 Работа 15 2 6 33,33 низкий 0 1 0 1 0 Работа 16 4 6 66,67 повышенный 1 1 0 1 1 Работа 17 4 6 66,67 повышенный 1 1 0 1 1 Работа 18 4 6 66,67 повышенный 1 1 0 1 1 Работа 19 5 6 83,33 повышенный 1 1 1 1 1 Работа 2 5 6 83,33 повышенный 1 1 1 1 1 Работа 21 4 6 66,67 повышенный 1 1 1 0 1 Работа 22 4 6 66,67 повышенный 1 1 0 1 1 Работа 24 1 6 16,67 низкий 0 0 0 1 0 Работа 25 2 6 33,33 низкий 1 0 0 0 1 Работа 3 2 6 33,33 низкий 1 1 0 0 0 Работа 4 2 6 33,33 низкий 0 0 0 1 1 Работа 6 5 6 83,33 повышенный 1 1 1 1 1 Работа 8 2 6 33,33 низкий 1 0 0 1 0 повышенный 10 средний 1 низкий 5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение качества знаний на уроках английского языка, как важнейшее условие формирования и развития функциональной грамотности учащихся.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения английского языка можно различными способами. Главной составляющей преподавания иностранного языка в является заинтересованность...
Комплекс учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся 8 класса
Комплекс заданий для формирования и развития функциональной грамотности...
Заявка на КПК «Эффективное управление процессом формирования и развития функциональной грамотности: теория и практика» (Обществознание)
2021-2022 уч.год...
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы
Модельная карта учебных заданий под планируемые результаты формирования и развития функциональной грамотности обучающихся основной школы по английскому языку в 8 классе по теме "Здоровье"....
Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания
Выступление на заседании ШМО по теме "Формирование и развитие функциональной грамотности. Математическая грамотность. Практико-ориентированные задания" @font-face {font-family:Calibri; ...
Текст к Презентации темы по урокам иностранного языка "Современные технологии по формированию и развитию функциональной грамотности в обучении английскому языку"
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой д...
«Формирование и развитие функциональной грамотности школьника как один из способов повышения качества обучения».
Протокол №5 заседания МОформа проведения заседания МО :круглый столВопросы формирования функциональной грамотности на уроках МИФДоклад «Обеспечение единства образовательной, развивающей и воспит...