Собственная методическая система работы
статья

Русских Ирина Сергеевна

Описание собственной методической системы

«Формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, направленные на выявление одарённости детей»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_sobstvennoy_metodicheskoyy_sistemy_russkih_i.s.docx42.15 КБ

Предварительный просмотр:

Описание собственной методической системы

«Формы, методы и приемы работы на уроках русского языка и литературы, направленные на выявление одарённости детей»

Автор: Русских Ирина Сергеевна,

(учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №1)

 «Выскочек не любят!» - ужасная фраза! Наша задача, задача учителей найти в общей массе детей не выскочек, а звёздочек и помочь им засиять ещё ярче, а не потухнуть! (слайд 1)

- Об одаренных детях и особенностях работы с ними мы говорим и слышим много, но мне бы хотелось рассказать о своих «Формах, методах и приемах работы на уроках русского языка и литературы из своего личного опыта» (2 слайд)

ФГОС ООО (слайд 3)

 - В целях обеспечения развития общего образования с сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны был введён Федеральный государственный образовательный стандарт.

- В его основе лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

- На сегодняшний день в нашей школе принята основная образовательная программа, компонентом которой является работа с одаренными детьми.  Образовательный процесс и его направления корректировались в соответствии с потребностями детей данной категории в сторону расширения, усложнения, систематизации.

- Именно на таких детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Именно одаренные дети являются опорой для процветания общества.

(слайд 4)

- Проблемой одаренности занимались с древних времен, но мнения были различны. Например, Посидоний, Платон, Сенека, Демокрит считали, что «Талант – это «божий дар», который невозможно развить, а выдающийся человек (гений) послан на землю, для того, чтобы преодолеть обыденные представления и силой духа озарить человечеству путь к совершенству и величию…»

- Мне же близка точка зрения Льва Семеновича Выготского: «Одаренность – это способность к творчеству, обусловленная генетически (наследственностью), развивающаяся в соответствующей деятельности или деградирующая при ее отсутствии…»

        (слайд 5)

- Формы работы с одаренными детьми:

  • Дополнительные платные образовательные услуги «Знания +».
  • Интеллектуальные марафоны
  • Групповые занятия
  • Литературная мастерская
  • Научно –практические конференции
  • Кружки по интересам.
  • Проектно - исследовательская деятельность.
  • Участие в творческих конкурсах
  • Индивидуальные занятия
  • Участие в олимпиадах..

( слайд 6)

- Свою работу с одаренными я разделила на три этапа:

1 этап – 5-6 классы – аналитический

2 этап – 7-8 классы – диагностический (проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребёнка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную)

3 этап – 9-11 классы - этап формирования, углубления и развития творческих способностей ребёнка

( слайд 7 )

1 этап Виды деятельности на уроках литературы

  1. Большое место на уроке занимает Речевая деятельность. (готовим детей к новому экзамену – итоговое собеседование)

Цель:

  1. восприятие речи других;
  2. выражение им собственных мыслей, суждений, переживаний;
  3. активное воздействие на слушателей, собеседника.
  1. Знакомство с биографией писателя через ролевую игру «Темные пятна в жизни и творчестве писателя» – интервью.

Составь вопросы для интервью с писателем или поэтом

Интервью с Н.А. Некрасовым:

-Было ли у Вас какое –либо хобби?

Интервью с А.С. Пушкиным:

- Занимались ли Вы спортом?

Интервью с И.С. Тургеневым:

- Почему Вы поссорились с Л.Н. Толстым?

Интервью с А.П. Чеховым:

- Какие подарки Вы предпочитали на день рождения?

Что характерно для одаренного ребёнка:

  1. в интервью с удовольствием играет роль писателя;
  2. интересно формулирует вопросы, касающиеся неизвестных страниц биографий писателей и поэтов;
  3. интересно, увлекательно, обоснованно отвечает на вопросы в образе писателя, поэта.
  1.  Сюжетно – ролевые игры.

- лёгкость принятия роли в игре и обращение к выразительным средствам в ролевом поведении (мимика, пантомима);

  1. Выразительное комментированное чтение.
  2. Иллюстрации к эпизоду, изображение героя, пейзажа, маленьких деталей произведения.

(В 5 классе, например, изучая басню И.А. Крылова «Волк и ягнёнок», рассматриваем иллюстрации, обсуждаем одежду героев, делаем выводы о их социальном статусе, а потом предлагаю детям нарисовать Волка и Ягненка в современной одежде).

(Данный вид работы можно использовать и в старших классах. Например, мои ученики нарисовали две иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Одно изображение с ошибкой. Задание: «Найдите ошибку». Важно, чтобы дети заметили, что Раскольников ударил старуху- процентщицу не острием топора, а обухом. Это очень важная деталь произведения, говорящая о том, что острием Раскольников убивает себя как личность.)

  1. Инсценировка эпизода, сказки, басни.
  2. Викторины на знание художественного текста.
  3. Творческие работы: закончи сказку, басню, придумай концовку, сочини былину, лимерику, синквейны, придумай загадку, небылицу, составь кроссворд, кроссенс.

НЕБЫЛИЦА(слайд 8)

А в пустыне, на болоте,

Клюква – ягода растет,

У слонов её в компоте

Обожает бегемот!

Он приплыл к ним в понедельник,

Сразу в первый выходной,

Заказал вагон варенья,

Чтобы чай с ним пить зимой!

СИНКВЕЙН

Небо.

Хмурое, зловещее.

Пугает, угнетает, страшит.

Зовёт в свою неведомую даль.

Осень.

ЛИМЕРИК

Злодейка рассказа «Муму»

Замучила всех во дому.

Приказала собачку утопить,

Несчастную «Муму» убить.

Плачу, не могу, слёзы не уйму!

Таким образом, на первом этапе моя задача как учителя - выявить одаренных детей.

   С помощью программы генерирования различных предметов: героев, названий произведений создаю картинки в различных стилях и также использую на уроках, например «Узнай русского писателя в стиле советских мультфильмов» (слайд 9)

II этап (слайд 10)

  1. Анализируем различные произведения по стилю, жанру, типу.
  2. Работаем над рассказом (знакомство с биографией автора, выразительное чтение, инсценирование, сочинение рассказа (устно и письменно, с иллюстрациями); составляем словари изобразительно – выразительных средств произведения).
  3. Приобщаю к самостоятельной исследовательской деятельности;

Образ Богородицы в литературе»)

  1.  Учимся писать стихи, синквейны, лимерики, изображать в красках элегии (мои ученики с 5-6 классов носят на уроки литературы карандаши и краски мы изображаем в цвете элегии, пейзажи произведений)
  2. Самостоятельная работа.
  1.  Развиваем навыки ораторского искусства Литературные Дебаты (слайд 11) (Демосфен был ребёнком слабым и отстающим в физическом развитии, а также серьёзно заикался и картавил. он был тем человеком, который набивал полный рот камней, оттачивая красоту и правильность речи. С древнейших времён и поныне одним из самых великих мастеров слова считается знаменитый афинянин – оратор Демосфен.)
  2. Анализируем художественное произведение с целью выявления его художественного своеобразия (устно и письменно);
  3. Учимся делать сопоставительный анализ двух или нескольких произведений;(к ОГЭ)
  4. Провожу работу, предполагающую интеграцию литературы с другими предметами: русский язык, история, музыка, ОБЖ…(историческая справка об эпохе, отраженной в произведении, например, при изучении произведения М.Ю. Лермонтова «Песни про царя Ивана Васильевича…» обязательно посвящаем часть урока освещению эпохи Ивана Грозного, подробнее говорим об опричниках)

III этап (12 слайд)

  1. Спецкурсы. Лаборатории. Наставничество.
  1. Выполнение своих исследовательских проектов;
  2.  углубленное изучение отдельных разделов школьной программы и тех, которые не рассматриваются на уроках;
  3. Пополнение знаний в интересующих областях знаний;
  4. Активная работа с дополнительной литературой;
  5. Самостоятельное осмысление проблем;
  1. Проектная деятельность.
  1. Подготовка презентаций;
  2. Создание и защита проектов по теме исследования
  1. Дискуссия, ролевые игры…
  2.  «Суд над литературным героем».
  3. Творческие индивидуальные задания.
  1. выступление в роли учителя;
  2.  выступление оппонентом учителя;
  3. подготовка семинаров, уроков – зачетов;
  4. организация и проведение предметных недель;
  5. организация и проведение творческих конкурсов;
  6. литературные гостиные (видеоролик)
  7. подготовка и участие в творческих конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных марафонах.
  1. Интегрированные уроки.
  1. Развитие организационных умений по поиску и осуществлению межпредметных связей;
  2. Сопоставление в рамках изучаемых дисциплин различного рода фактов, установление закономерности между ними (литература – история…)  «Интересные факты о Борисе Годунове»
  1. Самостоятельная творческая работа.
  2. Участие в творческих конкурсах разного уровня.
  3. Участие во Всероссийской олимпиаде школьников.
  4. Практико – ориентированные задания.
  5. Проблемные задания.

Перед вами стихотворение, слова которого «рассыпаны». Расшифруйте текст. Для этого его нужно прочитать вслух.

(слайд 13)

Дали Коле, дали снова,

      Распри Красного Села,

      Штопать тихий бор с основой

      Видно, речь коза несла.

      Вод бы насту да свезли бы!

      Хоть не множь, котам пожить.

      Мало, Капа, пить до рыбы,

       Нива даме пала вить.

Далеко ли до лесного

Распрекрасного села,

Что под тихий бор сосновый,

Видно, речка занесла?

Вот бы нас туда свезли бы

Хоть немножко там пожить.

Молока попить да рыбы

 Неводами половить!

  1. Мини – исследование.

     В старших класса с помощью генерации создаю уже более сложные образы, например с стиле классицизма зашифрованы названия произведений (слайд 14 - 15)

     Обязательно работаю над метапредметностью, изучаем литературу через живопись, музыку, например ниткография помогает произвести глубокий анализ лирического произведения. («Облако в штанах В. Маяковского») (слайд 16-17)

    Использую такой приём как «Чтение стихотворений в цифрах» - «Узнай произведение известного поэта» (слайд 18-19)

Виды работы на урока русского языка (слайд 20)

  1. Самостоятельный подбор учащимися дидактического материала, аналогично упражнению учебника.

Например, ученикам предлагается в данных пословицах изменить лицо глагола. Сильные учащиеся должны выполнить задание на материале пословиц, подобранных самостоятельно:

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

«Глядя на чужую работу сыт не будешь»

«Друга на деньги не купишь»

  1. Задания разного уровня сложности.

Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением

Б..лезнь, в..зать, д..лекий, зв..нок, к..нфета, к..лоть, л..вить, м..лок, ор..беть, п..тно, г..ристый, р..мень, м..лоток, схв..тить, отд..вать, ст..кан, к..л..сок, т..жёлый, л..сной.

Задание 1* уровня: вставьте пропущенные буквы, выделяя часть слова с пропуском.

Задание 2 **уровня: выберите слова с проверяемой гласной в корне слова и запишите их вместе с проверочными словами.

Задание 3***уровня: Выпишите слова с безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением, запишите проверочные слова, подчеркните вставленную букву, выделите корни, поставьте ударение. Над первыми пятью словами укажите часть речи.

  1. Задания, ориентирующие учащихся на поиск разнообразных вариантов выполнения задания.

Например: Сколько вариантов группировки слов можете предложить? Укажите, что лежит в основе группировки.

(Сторож, мышь, течь, молодёжь, с пастбищ, рожь, город Керчь, из училищ, дочь, без калош) – 5 класс.

(слайд 21)

           Сгруппируйте следующие слова по общности значения суффикса, сформулируйте его значение. – 8-9 класс

Коровник, ельник, заступник, бумажник, осинник, задачник, свинарник, чайник, насмешник, малинник, телятник, завистник.

Ответ:

  1. коровник, свинарник, телятник – «помещение для животных»;
  2. бумажник, задачник, чайник – «предмет как вместилище чего-либо»;
  3. ельник, осинник, малинник – «совокупность деревьев», «лес, состоящий из названных деревьев»;
  4. заступник, насмешник, завистник – «лицо по отношению к характерным для него действиям».

  1. Задания на сравнение, сопоставление явлений.

Например, в задании предлагается поставить глаголы в форме настоящего времени*

Для сильных**- определить вид глагола и установить, какая закономерность наблюдается при сопоставлении времени и вида глагола

  1. Задания исследовательского характера.
  2. Задания, содействующие формированию навыка самостоятельного добывания учащимися знаний.

Например, вы готовитесь к докладу. У вас появились сомнения, как правильно произносить слова: феномен, договор, средства, ходатайствовать, хаос, отчасти, квартал, индустрия. Поставьте ударение в словах, используя словарь.

  1. Творческие задания

Например, предлагается задание: вставить в текст прилагательные, чтобы получилось описание солнечного дня. ** дать самостоятельное описание пасмурного дня.

Работа ведётся также над описанием картины

***Наполните картину звуками

    Использую в своей работе разнообразные интерактивные платформы, где дети выполняют интересные разноуровневые задания (слайды 22-24)

- Сейчас я хотела бы представить вашему вниманию тех самых «звёздочек» (слайд 25)

-Своё выступление хотелось бы закончить словами: (слайд 26)

Вся гордость учителя в учениках в росте посеянных им семян. (Дмитрий Иванович Менделеев)

Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться.
А. Бебель

-Спасибо за внимание!

Русских Ирина Сергеевна МАОУ СОШ №1 города Покачи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая система

Описание собственной методической системы....

Наличие собственной методической системы

К5 Наличие собственной методической системы учителя - Приложения...

Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы учителем истории и обществознания МБОУ «СОШ №1» Ситниковой Ольги Владимировны

«Гражданско-патриотическое развитие и воспитание на уроках (истории, обществознания) и внеурочное время. Описание собственной методической системы» СОДЕРЖАНИЕВведение …………………………………………………………...

Сущность собственной методической системы

Моя метод система и то как я ее вижу....

Описание собственной методической системы.

Сущность моей педагогической деятельности заключается в сочетании традиционных форм и методов  обучения с инновационными методиками и технологиями, в формировании нового взгляда на ученика как су...

Распространение собственной методической системы педагогического опыта - "Коррекция и формирование правильной осанки школьников"

Учебная программа внеурочной деятельности  физкультурно-оздоровительной направленности - "Коррекция и формирование правильной осанки"....