Проблемы и противоречия при конструировании образовательных технологий на основе ФГОС нового поколения.
консультация
В данной статье разбираются факторы, влияющие на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, компетентностный стандарт и какие компоненты могут повлиять на качество образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Проблемы и противоречия сопровождающие деятельность педагога при конструировании образовательных технологий на основе требований ФГОС нового поколения
По мнению А.К.Марковой основными факторами, влияющими на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, являются:
- содержание учебного материала;
- организация учебной деятельности;
- оценка учебной деятельности;
- стиль педагогической деятельности учителя и т.д.
Особенность введения ФГОС (далее - «Стандартов») заключается в том, что стандартизируется результат, а не процесс. ФГОСы нового поколения - это программа достижения результата.
Результат в новых ФГОСах – не привычное педагогу «должен знать», «должен уметь», а «может» (владеет и готов использовать), т.е. готовность действовать в ситуации неопределенности = компетенция
Таким образом, компетентностный стандарт:
- делает акцент на деятельностном содержании образования, вопрос «Каким знаниям обучать?» изменяется на вопрос «Каким способам деятельности обучать?»;
- изменяет роль знаний: знания полностью подчиняются умениям;
- изменяет деятельность педагога в области целеполагания.
Как говорил Л.С.Выготский «учитель – рикша», который тянет весь учебный процесс на себе, должен быть «учителем – вагоновожатым», который только управляет процессом учения.
Для дальнейшего обсуждения вопросов изменения подходов просмотрите таблицу 1. «Характерные признаки компетентностного и некомпетентностного обучения» .
Рассмотрим подробнее изменения содержания образовательного процесса при реализации ФГОС, а так же возможные проблемы:
- целеполагание
Противоречие заключается в соподчиненности двух систем целеполагания: образование как процесс и результат освоения норм окружающей реальности и образование как непрерывный процесс развития личности.
Цели формирования компетенций сложны и объемны, они не могут быть решены средствами одного урока:
Схема 1.
Компетенции объективно не существуют (в отличие от психических функций: памяти, мышления и т.д.) и будут формироваться в той степени, в какой они будут заложены в целеполагании – это ответственность педагога.
Компетентностное целеполагание не привязано к предмету (дисциплине), в связи с чем может быть изменено в зависимости от запросов (социального заказа).
Формируемые компетенции должны быть актуальны для обучающихся, приближать их к ожидаемым результатам.
- содержание
Несоответствие содержания образования на уровне учебных программ содержанию образования как отражению социального опыта. В результате отбор и конструирование содержания образования происходит на уровне программ без интеграции содержания
- процесс обучения
Бессистемное применение форм и методов активного обучения, не меняющее по сути характера и результатов педагогической деятельности.
Компетенции формируются на личностной основе, следовательно, возникает необходимость создавать условия для индивидуального развития каждого обучающегося, мотивировать на проявление самостоятельности.
- оценка результатов
Необходимое условие и признак компетентности в определенной области – это способность человека к самооценке в данной области. Компетентный человек должен быть способен не только оценить зоны своего знания и умения, но и охарактеризовать (хотя бы приблизительно) их границы, т.е. пределы своих возможностей в данной области.
Приоритет оценивания предметных знаний и умений, отсутствие разработанного универсального инструментария оценки компетенций альтернативного пятибалльной системе. Отсутствие способности человека к самооценке в определенной области. Оценка должна иметь целью сравнение обучающегося с самим собой.
- мотивация учения
Несоответствие объема предоставляемой информации возможностям восприятия и усвоения школьников. Необходимость обязательного изучения всех предметов на возможно более высоком уровне и осознание учеником себя как субъекта учебной деятельности.
- педагог
Стагнация профессионального саморазвития, завышенный уровень притязаний общественной ценности его деятельности.
Согласно требованиям ФГОС педагог должен быть не только компетентным в той или иной области, но и уметь организовать обучение компетенциям.
Таким образом, можно выделить основные концепты, характеризующие современного преподавателя готового к обоснованному конструированию современной образовательной технологии:
- переход от обучения к учению: содержание личностного развития человека как субъекта познавательной деятельности, т.е. соответствие его потребностей и способностей осваиваемому содержанию образования;
- деятельность педагога направлена на «выращивание» потребностей обучающегося, которые органично соответствуют основным компонентам содержания образования. Таким образом, происходит слияние целей образования преподавателя и обучающегося и происходит смещение мотива на цель (А.Н.Леонтьев).
- владение педагогом арсеналом существующих педагогических концепций и технологий, позволяющим развивать профессиональную ориентацию, методологическую компетентность и рефлексивные способности для грамотного отбора содержания образования и умения определять возможные направления обновления этого содержания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектирование и организация образовательного процесса в условиях ФГОС нового поколения на разных ступенях общего образования в области "Искусство"
Развитие активно-учебной познавательной деятельности обучающихся с использованием технологий критического мышления на уроках «Искусства» (музыка)....
Применение инновационно - образовательных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения
В материале дана характеристика инновационно - образовательных технологий....
Методическая разработка: "Расширенный план – конспект урока по образовательной области "Технология" на основе ФГОС второго поколения. 5класс".
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» дека...
Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе с внедрением ФГОСа нового поколения
Нетрадиционные пути решения охраны здоровья школьников при использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе...
«Использование современных технологий на уроках иностранного языка в новой школе в условиях введения ФГОС нового поколения»
Новые приоритеты в образовании побуждают учителей к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, внедрять новые об...
Системно-деятельностный подход в образовании - основа ФГОС нового поколения ООО
Системно-деятельностный подход предполагает применение соответствующие ему элементы урока...
Используемые образовательные технологии на уроке по ФГОС нового поколения
В статье кратко перечислены положительные и отрицательные стороны введения ФГОС нового поколения, показаны используемые образовательные технологии на уроке математики в 5 классе. Показаны примеры...