Функциональная грамотность на уроках истории
статья

Охмат Елена Владимировна

   Одна из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим с 2019г. В РФ ежегодно проводится оценка качества образования по модели Пиза.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл funktsionalnaya_gramotnost_na_urokah_istorii.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

   Сто лет назад, когда люди задумывались о том, каким будет образование в 21 веке, они часто представляли себе сюжет вроде того, который изобразил на футуристической открытке Жан-Марк Коте: книги перерабатываются в нервные импульсы, а ученики поглощают их сразу через мозг. Роль учителя в этом процессе — подбрасывать новые книжки в котел и следить за тем, чтобы головы как следует наполнялись.
 А какова роль учителя сейчас без вымысла? Какие задачи стоят перед нами?

   Одна из ключевых задач Национального проекта «Образование» является обеспечение глобальной конкурентноспособности российского образования и вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. В связи с этим с 2019г. В РФ ежегодно проводится оценка качества образования по модели Пиза. К 2024г. В оценке примут участие все субъекты РФ. Национальные исследования качества образования НИКО проведенные в 2016-2019гг., и результаты международного исследования качества образования ПИЗА  зафиксировали значимую разницу в предметных результатах участников исследования и уровне функциональной грамотности. Российские ученые обозначили ряд серьезных проблем в содержании и организации образовательного процесса, влияющих на качество образования.

    Обучению функциональной грамотности в российских школах не хватает системности, не все учителя готовы работать над этим, потому что уверены, что это отдельный массив знаний, который нужно давать ребенку помимо предметной программы. При этом учителя, стараясь привить функциональную грамотность школьникам, используют задания для ее оценки — и это большая проблема. И сегодня как никогда важно «развести» в понимании учителей диагностику и формирование функциональной грамотности.   

   Что касается истории я хотела бы обратить внимание на следующие проблемы: ---несформированность навыка связной монологической речи; трудности в понимании авторских текстов, выделении основной мысли, определении проблемы, в умении анализировать различные источники информации.

   Но одной из главных проблем истории как предмета является то, что она менее всего практико-ориентирована. В истории нельзя, как в математике, привязать знание или умение к повседневной жизни, как в химии или физике, провести эксперимент. Сложно объяснить ученику, ЗАЧЕМ ЭТО надо изучать (например, огораживания в Англии), ПОЧЕМУ ЭТО надо знать (например, даты). Ученику, который всерьез занимается информатикой, физикой, биологией, математикой или, напротив, не интересуется ничем, история подчас кажется легким и ненужным предметом, предметом, где нет ничего, кроме хронологии событий. Современный ученик – прагматик и рационалист. Ему нужна сильная мотивация (стимул) на уроке. Стимул, который бы его увлек, заинтересовал, шокировал, поставил в тупик, удивил. Такие стимулы более удачны даже не на предметном, а на межпредметном и метапредметном уровне.

Итак, задание по теме «Крестьянская реформа 1861 года в России».

   Учащимся на время урока было предложено стать мировыми посредниками и помочь рассчитать сумму выкупных платежей для конкретного крестьянина. Для успешного выполнения основного задания нужно было прочитать и проанализировать выдержки из исторических документов, изучить формулу, по которой вычислялись выкупные платежи.

   Самым неожиданным моментом для учащихся на уроке стало то, что они должны были заняться математикой, а неправильно решенная задача могла существенно повлиять на качественное выполнение всего задания. Здесь помимо читательской грамотности формируется математическая грамотность.

   Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними. По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы оказались практически последними среди развитых стран. 

   Потому что Чтение — это сложнейший когнитивный процесс. У каждого ребенка своя манера чтения: словарный запас современных детей серьезно отличается даже от тех, кто приходил к учителям 10 лет назад. Детям сложно понять незнакомые слова в контексте, и в итоге они не понимают весь текст, из-за чего формируется нелюбовь к чтению и учебные затруднения, в результате — потеря интереса к процессу познания. 

   Что же с этим делать? Прежде всего, формировать у ребенка интерес к чтению, который будет подразумевать внимание к слову и объяснение новых слов, умение вступать в диалог с текстом — то есть задавать правильные вопросы, активность воображения, умение «читать между строк». 

   Таким образом, учебный предмет «История» обладает широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся.

   Преподаватели находятся в плену у определенных стандартов, требований, отчетов, проверки домашних заданий и заполнения электронных дневников. Но лучшие педагоги - это в первую очередь творцы. Они создают новые смыслы, подходы к методам обучения, умеют заинтриговать и заинтересовать ребят, составляя конкуренцию гаджетам. И такие креативные преподаватели - это соревнование за умы выигрывают.

   Перемены могут быть прекрасными, а могут быть пугающими. В любом случае, благодаря им мы учимся чему-то новому и растём.

   Восточная мудрость гласит: "Когда дует ветер перемен,
не воздвигай щит, а поднимай парус"
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории .

Статья по теме "Формитование функциональной грамотности на уроках истории....

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроке истории 5 кл "Ассирийская держава"

Задания по функциональной грамотности на уроке истории 5 кл "Ассирийская держава"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...