Формирование функциональной грамотности на уроке истории 5 кл "Ассирийская держава"
методическая разработка по истории (5 класс)

Задания по функциональной грамотности на уроке истории 5 кл "Ассирийская держава"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Данная разработка представляет авторский вариант заданий по шести компонентам функциональной грамотности их применение на уроке истории «Ассирийская держава» в 5 классе. Задания применяются на различных этапах урока.

Урок проводится в рамках реализации рабочей программы по учебному предмету «История России. Всеобщая история. 5-9 классы». Раздел «История Древнего мира».

Автором практики является учитель истории и обществознания Козловская Е.В.

Это урок открытия новых знаний, комбинированный, состоящий из следующих этапов: организационного, актуализации и мотивации, формулирования темы и цели, открытия нового знания, закрепления, рефлексии, оценивания, домашнего задания.

Первое задание - на формирование читательской грамотности, которая выражается в таких читательских умениях, как поиск информации и извлечение (найти и извлечь); сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать); размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Задание 1. Прочтите текст и ответьте на вопрос «Почему Ассирия вызывала всеобщую ненависть, а ее столицу Ниневию называли «логовищем львов» и «городом крови»?

Летопись ассирийского царя (Из надписи на камне).

«Я - Синахериб, великий царь, могучий царь, царь Ассирии, царь всего света, премудрый, послушный великим богам, любящий справедливость, творящий добро, испепеляющий врагов. Я нанёс поражение царю Вавилона. Посреди битвы покинул он свой лагерь, умчался один и спас свою жизнь. В его дворец с ликованием я вошёл. Я отворил его сокровищницу. Золотую и серебряную утварь, драгоценные камни, всё, что там было, я забрал как добычу. 200 тысяч человек, мужчин и женщин, коней, ослов и верблюдов, крупный и мелкий скот без числа я угнал в Ассирию. Непокорных я оружием побил, трупы их развесил на кольях, которые вокруг города велел поставить».

Данное задание предлагается обучающимся на этапе открытия нового знания, а именно в пункте «Ассирийское войско». Обучающиеся обычно быстро отвечают, цитируя текст, что ассирийский царь жестоко поступал с побежденными, проливая кровь, его армию и его самого сравнивают со львами.

Второе задание формирует математическую грамотность.  Математическая грамотность, как одна из составляющих функциональной грамотности, предполагает способность решать проблемы, логически рассуждать и анализировать информацию.

Задание 2. Посчитайте, сколько лет и веков назад произошла гибель Ассирии? Условия для решения этой задачи приводятся в материале урока. Ответ: 2021+612= 2633 года назад, 27 веков.

Задачу я предлагаю решить на последнем этапе открытия нового знания в пункте «Культура Ассирии». Задача достаточно простая, вызывает интерес у всех ребят, особенно тех, кто больше склонен к точным наукам. Она способствует формированию интереса к истории.

Третье задание формирует естественнонаучную грамотность, то есть способность использовать естественнонаучные знания, выявлять проблемы, делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, для принятия соответствующих решений.

Задание 3. Вам уже известно, что в Египте, Вавилонском царстве, Финикии использовались медь и бронза – металлы, которые трудно было получить. Они были не прочны и дорого стояли. А какой более дешевый и прочный металл вы бы предложили использовать в Древнем мире? Ответ: железо.

Это задание используется в основной части урока, первом пункте «Природные условия». Задание формирует не только естественнонаучную грамотность, но и креативное мышление, актуализирует общий кругозор ребят.

Четвертое задание направлено на формирование креативного мышления. Оно является опережающим, дается накануне урока нескольким учащимся.

Задание 4. Подготовьте небольшой рассказ с использованием 1-2 собственных рисунков на тему «Оснащение ассирийского войска». Выступающие выходят к доске и, прикрепив рисунки к доске, делают сообщение. Класс задает несколько уточняющих вопросов.

Это задание используется в основной части урока, втором пункте «Ассирийское войско».

Пятое задание формирует финансовую грамотность и дается по приведенному выше тексту «Летопись ассирийского царя (Из надписи на камне)».

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопрос «За счет чего формировались доходы Ассирийской державы? Как вы думаете, постоянны ли были эти доходы?»

Обучающиеся без труда называют источник доходов (все полученное в ходе войн), говорят, что он не постоянен.

На формирование глобальных компетенций направлено мое шестое задание, предлагаемое в конце урока на этапе закрепления и подведения итогов.

Задание 6. Предположите, какое значение имело для развития человечества существование Ассирийской державы? Приведите факт в подтверждение своего мнения.

Таким образом, данные задания, как показывает теория и практика, способствуют формированию функциональной грамотности на уроках истории в 5 классе, которая является важным показателем качества современного образования. Кроме того, они способствуют повышению интереса к предмету в частности и образовательному процессу в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"

Статья по теме "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания"...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории .

Статья по теме "Формитование функциональной грамотности на уроках истории....

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Одна из важнейших задач современной школы – формирование функционально грамотных людей. Что такое «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – способность человек...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.

На уроках истории чаще всего формируются следующие виды функциональной грамотности: 1) читательская грамотность – способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Социально-экономические преобразования в России, ставят перед системой образования новую задачу подготовить компетентных, высокообразованных профессионалов, которые будут конкурентоспособными на между...

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

Функциональная грамотность представляет собой базовый уровень знаний, умений и навыков, определяющий нормальную жизнедеятельность личности при взаимодействии с четырьмя основополагающими сфер...

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания

Функциональная грамотность сегодня - это базовое образование личности...