Воспитание нравственных ценностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как средство развития личности.
методическая разработка
Нравственное воспитание личности было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. С каждым годом этот вопрос становится всё более актуальным. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно — нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Воспитание нравственных ценностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), как средство развития личности.
Нравственное воспитание личности было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. С каждым годом этот вопрос становится всё более актуальным. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно — нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.
Перед школой в числе наиболее важных, стоят задачи формирования базовой культуры личности, высоких нравственных качеств; основ гражданственности, любви к Родине, бережного отношения к её историческому и культурному наследию, любви и бережному отношению к природе, уважения к старшим и сверстникам, организованности, успешной социализации в обществе, формирования основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни, на основе которого вырабатывается интерес к труду, трудолюбия, развиваются навыки самообслуживания с целью подготовки к самостоятельной жизни. С этой целью в своем классе я, как классный руководитель стараюсь создать благоприятную воспитательную среду, содействующей разностороннему индивидуальному развитию и нравственному становлению личности школьника, а именно, атмосферы любви, внимания к каждому ребёнку и взаимопонимания между всеми участниками педагогического процесса; личный пример, приоритет нравственных ценностей как важнейшего фактора эффективного внимания, творческое содружество и взаимодействие детей и взрослых.
Задача нравственного воспитания состоит ещё и в том, чтобы социально необходимые требования общества превратились во внутренние стимулы личности каждого ребёнка, такие, как долг, честь, совесть, достоинство. Эти поставленные задачи решаются в моем классе путём проведения системы коррекционных мероприятий, направленных на формирование личности и социальную адаптацию. Большую часть времени учащиеся проводят в стенах школы, поэтому особенно остро стоит вопрос о создании системы в классе. На мой взгляд основное содержание воспитания культуры поведения умственно отсталых школьников — это воспитание у них культуры внешнего вида, культуры речи и культуры общения в школе, дома, на улице, в общественных местах. С первого года работы в данном классе я старалась научить воспитанников приёмам самообслуживания, утренней, вечерней личной гигиены, опрятности и чистоты. Разработала цикл бесед «Гигиена школьника, читали сказки К. Чуковского «Мойдодыр», рассказ Воронковой «Маша — растеряша», сказку К. Чуковского «Федорино горе», разбирали различные ситуации, обсуждали правильность поступков, действий главных героев.
На мой взгляд, успех всей учебной и воспитательной работы в группе зависит и от того, насколько быстро мы сумеем у детей пробудить чувства коллективизма и сплочённости, ответственности. Хорошо организованный коллектив — это большая сила. Сплочение детского коллектива я начала с установления согласованности единых педагогических требований учителя и воспитателя к учащимся, потому что считаю, что чёткая, слаженная работа классного руководителя и воспитателей — необходимое условие формирование коллектива. В школе-интернате эта согласованность и целеустремлённость особенно нужны. Большое значение в воспитании у детей чувства коллективизма и ответственности перед коллективом имеют поручения, поэтому я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик обязательно выполнял какое-либо поручение, активно участвовал в жизни класса и школы, а не стоял в стороне. Для этого стараюсь поручения ребятам давать не навязчиво, с учётом их желания. Дети сами распределяют обязанности, я подсказываю, советую, чем и как следует заняться, кому лучше дать то или иное задание. Мои советы, как правило, принимаются. Формирую мнение, что распределение поручений — дело самих ребят.
Основой сплочения детей на мой взгляд является и совместный труд, практический опыт самих ребят. Я особо тщательно продумываю виды и организацию труда детей. Трудятся ребята по трём категориям; 1) труд по самообслуживанию, когда дети сами убирают класс, спальни, приводят в порядок свои вещи, обувь, бельё, одежду, стирают и т. д.; 2) труд на пришкольном участке. 3) труд общественно полезный.
С целью повышения самооценки, уверенности в себе, творческого начала стараюсь вовлекать воспитанников своего класса в мероприятия различного уровня:
- Школьный конкурс инсценированной песни «Песни ко Дню защитника Отечества». Ваня сказал, что почувствовал гордость за свою Родину, за страну в которой я живу, за тех ребят, которые находятся в специальной военной операции.
- муниципальные конкурсы детского народного творчества «Кузьминки» «Художественное слово»: диплом 1 степени Таня А., диплом 2 степени Егор Н.; конкурсе чтецов ко дню памяти А.С. Пушкина « Зимние строки» Лауреат 1 степени Егор Н., Лауреат 3 степени Таня А.,сертификат участника Вика Щ., Саша Е.;
- республиканский литературный марафон «С.Г. Чавайн и М.Шкетан- основоположники марийской литературы». Сертификаты участника получили Вика Щ., Саша Е., Таня А., Егор Н. Кирилл Т. ;
- межрегиональном конкурсе «Искусство художественного чтения «Я патриот» фестиваль равных возможностей для людей с ОВЗ» Егор Н. получил диплом лауреата 2 степени;
- всероссийский конкурс «История России в стихах» -Егор Н. подведение итогов только в мае. В дальнейшем планируем принять участие в городском туре Всероссийского литературного конкурса «Волшебное русское слово», который будет проходить 6 апреля в «Художественно – историческом музее имени Григорьева;
- Международный конкурс рисунков « Елка Победы». Сертификаты участника получили Богдан К., Настя С. ,Егор Н., Ваня Г.
Моя работа в данном классе продолжается в течении 3 лет. За это время мы с детьми много сделали и будем продолжать. На основании вышеизложенного мне хочется сделать следующие выводы. Особенное значение для накопления нравственного опыта детьми имеет общение и совместная деятельность школьников и взрослых, где педагог собственным примером, ответственным отношением к делам побуждает ребят к хорошим поступкам. Воспитательный процесс обеспечивает осознание детьми нравственной стороны поведения и отношений. Осознание детьми своих и чужих поступков формирует нравственную оценку и самооценку. На этом я никак не завершаю разговора о развитии нравственных качеств личности у умственно отсталых детей. Наоборот, хочу ещё раз обратить внимание, что необходимо серьёзно задуматься над этой проблемой и учителям, и воспитателям, и родителям. Ведь в наших руках судьба будущего поколения. Мы — творцы. И нам нужно стараться совместными усилиями создавать то общество, в котором нам самим хотелось бы жить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим...
ДОКЛАД «Социально-коммуникативное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как средство социальной адаптации»
Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Основная задача в работе с умственно отсталыми д...
ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕМИНАРЕ ПО ДЕФЕКТОЛОГИИ
Добро творить,Как воздухом дышать, -Потребность, людямДанная от Бога.Лучами сердцаМир отогревать,И отдавать, и не считать,Что отдал много…”Марианна Озолиня...
Духовно-нравственное развитие детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями в условиях школы-интерната).
Доклад на семинаре по дефектологии, который прошел в феврале 2018 года....
"Формирование и развитие творческих способностей у детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...
выступление на семинаре по дефектологии по теме "гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната
выступление на семинаре по дефектологии...
"Гражданско-патриотическое воспитание детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях школы-интерната"
Цели и задачи : -- Формирование у несовершеннолетних чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за страну и свой народ.-- Формировать у воспитанников духовно - н...