Причины школьной неуспевамости
учебно-методический материал
В данном материале предсьавлены основные причины школьной неуспеваемости учащихся и пути решения этого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problema_shkolnoy_neuspevaemosti.docx | 24.29 КБ |
razdatochnyy_material.docx | 183.06 КБ |
novaya_prezentatsiya_ponyatie_i_prichiny_shkolnoy_neuspevaemosti.pptx | 903.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблема школьной неуспеваемости,
её причины и пути решения.
Понятие школьной неуспеваемости
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы. Неуспеваемость выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения и др.
Систематическая неуспеваемость ведет к педагогической запущенности, под которой понимается комплекс негативных качеств личности, противоречащих требованиям школы, общества.(слайд №2) Современные исследования показывают, что от 15 до 40% учащихся общеобразовательной школы по тем или иным причинам испытывают затруднения в обучении, то есть считаются неуспевающими.
Это явление крайне нежелательное и опасное с моральной, социальной, экономической позиций. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска. Неуспеваемость трактуется как несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Предупреждение неуспеваемости предполагает своевременное обнаружение и устранение всех ее элементов.
Неуспеваемость школьников закономерно связана с их индивидуальными особенностями и с теми условиями, в которых протекает их развитие. Социальные условия (в широком смысле слова) - как фактор успеваемости, также взаимодействуют с возможностями детей. Это условия, в которых дети живут, учатся, воспитываются, бытовые условия, культурный уровень родителей и окружающей среды, наполняемость классов, оборудование школы, квалификация учителей, наличие и качество учебной литературы и многое другое. И этот фактор так или иначе учитывается при определении содержания обучения. Одни и те же условия обучения и воспитания по-разному воздействуют на детей, воспитывающихся в разных условиях, имеющих различия в организме, в общем развитии. Не только обучение, но и вся жизнь ребенка влияет на формирование его личности, и развитие личности не совершается под влиянием одних внешних условий.
Классификация стадий неуспеваемости Ю.К. Бабанского (слайд № 3)
1.Первая стадия - кратковременная, эпизодическая неуспеваемость, устраняемая в ходе уроков.
2.Вторая стадия - кратковременная, четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти.
3.Третья стадия- устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий.
4.Четвертая стадия – устойчивая неуспеваемость в течение всего учебного года, требующая повторного обучения в том же классе.
( слайд 5)
Причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
Внешними причинами неуспеваемости являются:
1. Социальные причины (снижение ценности образования в обществе).
2. Несовершенство учебного процесса ( отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся)
Внутренние причины неуспеваемости можно разделить на:
Биологические: ( слайд 6)
- отягощенная наследственность
- проблемы со здоровьем, общая слабость организма;
- нарушение зрения, слуха, артикуляции;
- леворукость.
Психологические: ( слайд 7)
- низкий уровень интеллектуального развития (недостаточное развитие памяти, внимания, мышления, речи, восприятия);
- низкая обучаемость (ЗПР);
- низкий уровень развития волевой сферы (произвольной деятельности и поведения);
- негативные личностные особенности;
- индивидуально-типологические особенности (темперамент).
Педагогические: ( слайд 8)
- низкий уровень готовности к школьному обучению (педагогическая запущенность);
- отсутствие мотивации к учению.
- несформированность приёмов учебной деятельности;
Школьная неуспеваемость бывает ранней и поздней. ( слайд 9) Ранняя неуспеваемость возникает с самого начала обучения, ещё в 1-ом классе. Поздняя неуспеваемость появляется в средних классах.
Если ранняя неуспеваемость связана с вышеперечисленными причинами, то поздняя неуспеваемость вызвана другими причинами.
При переходе в среднее звено в число неуспевающих школьников могут попасть не только те дети, которые плохо учились в начальной школе, но и успешные в учебе дети.
Это связано с 2 причинами:
в среднем звене значительно усложняется учебная программа, предметов становится больше, требования к детям значительно возрастают; очень часто из-за больших нагрузок мотивация к учебной деятельности резко снижается и успеваемость падает;
переход в средние классы совпадает с началом подросткового возраста, переключением интереса с учебы на общение со сверстниками.
3) часто бывают случаи, когда учеба запускается из-за того, что большую часть времени учащийся посвящает делу, которым бурно увлекся (музыка, спорт или что другое)
( слайд 10) – ответы, которые давали учащиеся
( слайд 11) - диаграмма ответов учащихся
( слайд 12) – диаграмма ответов учителей
Психологическая характеристика неуспевающих школьников:
Для всех неуспевающих школьников характерна, прежде всего, слабая самоорганизация в процессе учения: отсутствие сформированных способов и приемов учебной работы, наличие устойчивого неправильного подхода к учению.
Неуспевающие учащиеся не умеют учиться. Они не хотят или не могут осуществлять логическую обработку усваиваемой темы. Эти школьники на уроках и дома работают не систематически, а если оказываются перед необходимостью подготовить урок, то либо делают это наспех, не анализируя учебного материала, либо прибегают к многократному чтению его с целью заучивания наизусть, не вникая в сущность заучиваемого. Эти учащиеся не работают над систематизацией усваиваемых знаний, не устанавливают связей нового материала со старым. Вследствие этого знания неуспевающих имеют бессистемный, фрагментарный характер.
Такой подход к учению приводит к систематической интеллектуальной недогрузке, что в свою очередь ведет к значительному снижению темпов умственного развития этих школьников и еще больше усиливает их отставание от одноклассников.
Низкая самоорганизация неуспевающих школьников проявляется также в низком уровне овладения такими психическими функциями как память, восприятие, воображение, а также в неумении организовать свое внимание, как правило, на уроках неуспевающие школьники невнимательны. Воспринимая учебный материал, они не стремятся воссоздать его в виде образов, картин.
Отвержение неуспевающего ребенка учителями, родителями, сверстниками приводит к стойкой социальной дезадаптации. Уже к подростковому возрасту формируются асоциальные формы поведения - воровство, хулиганство, бродяжничество, алкоголизм. К 12-14 годам из-за мелких правонарушений подростки привлекают внимание милиции, их ставят на учет в детские комнаты милиции.
Особенности личности школьников такие, как недисциплинированность, безответственность, слабая воля, отсутствие трудолюбия, отмечаемые как причины неуспеваемости, составляют условия и для возникновения отставания. Все эти черты связаны в известной мере с возрастными особенностями. Невыполнение самостоятельной, работы отказ отвечать на вопросы учителя, отвлечения на уроке могут быть вызваны недисциплинированностью, безответственным отношением к делу. Слабая воля, отсутствие трудолюбия вызывают такие элементы отставания, как стремление избежать трудностей, пассивность при столкновении с ними. Эти же особенности личности школьников могут стать причиной небрежного выполнения работы, и в частности того, что ученик не использует известные ему способы самоконтроля. Этому может способствовать и характерная для данного возраста некоторая переоценка своих возможностей, неумение здраво оценить трудности предпринятой работы. Настроившись на быстрое и легкое завершение работы, не предвидя затруднений, ученик сравнительно легко отказывается от усилий, как только встречает трудности. Терпения и выдержки еще недостаточно. Известная поверхностность, легкомыслие, неусидчивость свойственны подростковому возрасту, и это отражается в той или иной степени на успешности обучения, особенно таким учебным предметам, как математика и языки.
Одной из предпосылок, вызывающих отставание, является характерная для подросткового возраста неустойчивость устремлений, наклонность к внеучебным занятиям и увлечениям. Наличие разнообразных и сильных внеучебных интересов подростков связано, с важнейшими особенностями подросткового возраста: избытком неистраченной энергии, стремлением к подвижным видам деятельности, расположением к совместным действиям и играм, всевозрастающим стремлением к самостоятельности, освобождению от опеки взрослых.
Установлено, что наличие сильных внеучебных интересов в сочетании с отрицательным отношением к школе характеризует длительно неуспевающих школьников. При эпизодической неуспеваемости и в случаях отставания характерно равнодушие к школе. Ученик воспринимает учебные занятия как неизбежную повинность, выполняет требования учителей, участвует в какой-то степени в работе и проявляет даже иногда активность, но все это только для того, чтобы не иметь неприятностей, не привлекать к себе внимание взрослых. У такого ученика сформировалась довольно стойкая позиция в отношении школы и уроков: он уверен, что все это скучно, что это нужно старшим, а ему лично не нужно.
Не только отрицательное отношение к школе и учение по принуждению вызывают отставание учащихся среднего звена. Большим злом является и учение только ради отметки, когда получение хорошей или удовлетворительной отметки становится единственной целью и ведущим мотивом работы, это парализует оценочную деятельность ученика, порождает равнодушие к содержанию учебной деятельности. Успехи и неудачи в учении вызывают эмоции не сами по себе, а только в связи с возможностью или невозможностью получить желаемую отметку. Радость познания нового, удовольствие от коллективного труда, удовлетворение от преодоленных трудностей - все заслоняется отметкой. Урон наносится не только успеваемости, но и всему нравственному воспитанию школьника. У некоторых учащихся цель получения отметки выступает как средство самоутверждения, удовлетворения самолюбия, средство для получения обещанной дома награды. Во всех этих случаях имеет место внеучебная мотивация, и это препятствует развитию познавательных интересов, возникновению стремления совершенствовать свои умения и навыки, углублять и расширять знания, мешает формированию ценностного отношения к образованию.
Недостатки семейного воспитания:
Отмечаются такие частые причины неуспеваемости и отсева, как разлад в семье или ее распад, грубость отношении, алкоголизм антиобщественное поведение родителей, равнодушие родителей к детям и к их образованию ошибки в воспитании, неумелая помощь детям.
Для отстающих детей в отношении к ним родителей важна поддержка внимание, ласка, для способных же главное - положительное отношение родителей к образованию.
Родители в большинстве случаев интересуются учением детей и их успехами, но следят в основном за отметками. Сущность образованности и ценность школьных знаний и умений для становления ребенка как человека, как активного члена общества, как-то отходит на задний план.
От того, что родители не вникают в содержание деятельности детей, они не могут, естественно, судить о ее качестве (видят только количество - много или мало сидит ребенок за уроками, хорошие или плохие отметки получает), поэтому они не только не содействуют воспитанию у детей адекватной самооценки, но часто и мешают этому.
Одни родители мешают тем, что вольно или невольно создают у детей заниженную или завышенную самооценку, сами вступают в конфликты со школой на этой почве. Заниженную оценку создают те родители, которые, желая в душе, чтобы их дети были самыми лучшими, самыми способными, и, видя отдельные неудачи детей, попрекают их.
Неуспевающий школьник – фигура легендарная и в жизни, и в педагогике. Среди неуспевающих были Ньютон, Дарвин, Вальтер Скотт, Линней, Энштейн, Шекспир, Байрон, Герцен, Гоголь. В математическом классе последним в учёбе был Пушкин. Много выдающихся людей испытывали в школе трудности с обучением и были отнесены к категории безнадёжных.
Эти факты подтверждают, что с отстающим неуспевающим учеником не всё обстоит просто и однозначно.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Современные исследования показывают, что от 15 до 40% учащихся общеобразовательной школы считаются неуспевающими
устойчивая неуспеваемость в течение учебного года, требующая повторного обучения в том же классе СТАДИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ кратковременная неуспеваемость, устраняемая в ходе уроков четвертная неуспеваемость, устраняемая в очередной учебной четверти устойчивая неуспеваемость в течение двух или более четвертей, но устраняемая в течение учебного года или летних занятий
Причины школьной неуспеваемости внешние внутренние
Биологические причины - отягощенная наследственность - проблемы со здоровьем, общая слабость организма; - нарушение зрения, слуха, артикуляции; - леворукость
Психологические причины - низкий уровень интеллектуального развития; - низкая обучаемость (ЗПР); - низкий уровень развития волевой сферы; - негативные личностные особенности; - темперамент
Педагогические причины - низкий уровень готовности к школьному обучению (педагогическая запущенность); - отсутствие мотивации к учению. - несформированность приёмов учебной деятельности
Виды неуспеваемости РАННЯЯ ПОЗДНЯЯ - возникает с началом обучения в школе - возникает в среднем звене, чаще всего при переходе в 5 класс
Типы неуспевающих школьников дети с недостаточным уровнем развития познавательной сферы и положительным отношением к учению дети с хорошим уровнем развития познавательной сферы, но с отрицательным отношением к учению дети с недостаточным развитием познавательной сферы и с отрицательным отношением к учебе
Причины неуспеваемости учащихся глазами учащихся(диаграмма)
Причины неуспеваемости учащихся глазами учителя
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Причины школьной дезадаптации
Дезадаптация школьников...
"Причины школьной неуспеваемости".
Успеваемость учащихся официально определяется как степень усвоения знаний, овладения умениями и навыками, установленных учебной программой, с точки зрения их полноты, глубины, сознательности и прочнос...
Причины школьной неуспеваемости
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит ...
Причины школьной неуспеваемости и как повысить мотивацию учебной деятельности на уроках физики.
Плохая успеваемость — очень серьезная и распространенная проблема учеников. Неуспевающие в учебе дети, не всегда похожи друг на друга. Кто-то постоянно сидит наклонившись за партой, надеясь, что его н...
Причины школьной неуспешности. Как помочь ребенку с школьными трудностями. Советы родителям.
В современном мире очень важно быть успешным. Мы начинаем к этому стремиться уже со школьной скамьи. Со стороны это похоже на гонку с препятствиями. Тпак хочется быть на финише первым, вокруг много бо...
Причины школьной неуспеваемости. Полезные рекомендации по улучшению школьных знаний.
Неуспевающие ученики - это одна из сложнейших проблем обучения и воспитания. Рассмотрены шесть основных групп причин, из-за которых ученик просто не может справиться с трудностями в школе. И даны...