Кейс наставника
методическая разработка

Васильева Людмила Валентиновна

методическое пособие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл keys_nastavnika.docx44.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа №155» городского округа Самара

Кейс наставника

Составитель: Васильева Людмила Валентиновна

г. Самара, 2021 г

Содержание кейса

  1. Пояснительная записка……………………………………………3
  2. Описание набора и способов использования профессионального инструментария, используемого наставнической парой………………………………………………………………………………5
  3. Программа целевой модели наставничества «Педагог-педагог» с индивидуальным планом развития под руководством наставника……………………………………………………………………......
  4. Приложения……………………………………………………………

Пояснительная записка

Вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему.

В.В. Путин

Каждый человек, делая первые шаги в своей профессии, испытывает определенные трудности. Всё кажется незнакомым, непонятным и требует приложения огромных усилий для достижения поставленной цели. Поэтому профессиональная адаптация молодого учителя, особенно в первые три года работы, характеризуется высоким эмоциональным напряжением; глубоко переживаются неудачи первых самостоятельных шагов. Для того чтобы этап адаптации прошел успешно и принёс большую практическую пользу начинающему специалисту, в учебном заведении организовывают целенаправленную работу - наставничество.

Наставничество - одна из наиболее эффективных форм адаптации молодых учителей, способствующая повышению их профессиональной компетентности и закреплению в образовательном учреждении.

Преимущества формы наставничества в организации помощи очевидны: оно имеет более широкую направленность, менее теоретизировано, обладает большей гибкостью, отличается многообразием форм и методов работы с молодыми специалистами в условиях реальной трудовой деятельности.

Цель программы наставничества молодого специалиста - создание условий для формирования эффективной системы профессиональной поддержки молодого специалиста, повышение его профессионального потенциала и уровня, а также создание комфортной профессиональной среды внутри учебного заведения, позволяющей реализовывать актуальные педагогические задачи на высоком уровне.

Задачи программы наставничества молодого специалиста:

  1. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов.
  2. Обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями и навыками.
  3. Дифференцированно и целенаправленно планировать методическую работу на основе выявленных потенциальных возможностей начинающего учителя.
  4. Повышать продуктивность работы молодого педагога и результативность образовательной деятельности.

5. Способствовать планированию карьеры молодого специалистов, мотивации к повышению квалификационного уровня.

Практически для каждого молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу поможет создание гибкой системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Организация индивидуальной системы по сопровождению наставляемого носит поэтапный характер.

На адаптационном этапе осуществляется знакомство молодого педагога со школой, контингентом обучающихся, коллективом, с корпоративной культурой и особенностями образовательного процесса в МБОУ Школа № 155, расписанием учебных занятий, консультаций.

В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика для выявления запросов молодого специалиста. Результат диагностики показал, что наставляемая коммуникабельна, профессионально грамотна, самоорганизована, имеет желание повышать уровень своего профессионализма. В то же время молодой педагог испытывает трудности в разработке учебно-методической документации, в методике преподавания, методике публичных выступлений. Основной причиной имеющихся затруднений является отсутствие практического опыта.

Описание набора и способов использования профессионального инструментария, используемого наставнической группой

Педагог – это не профессия, это образ жизни. Современный ритм жизни требует от него непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи. Конечно же, настоящий педагог обладает профессиональными педагогическими умениями и навыками, владеет инновационными технологиями обучения и воспитания. Здесь очень важную роль играют его личностные качества: педагогическая позиция, отношение к жизни, коллегам, детям и людям вообще. Все эти профессиональные умения и свойства характера в первую очередь присущи, конечно же, педагогу с многолетним опытом работы. А как же быть начинающему педагогу, только что получившему образование?

В начале своей профессиональной деятельности молодой учитель сталкивается с определенными трудностями. Неумение точно рассчитать время на занятии, логично выстроить последовательность этапов занятия, затруднения при объяснении материала, отсутствие взаимопонимания с детьми и коллегами – вот далеко не полный перечень невзгод, подстерегающих педагога-новичка. Часто молодые педагоги испытывают чувство неуверенности в своих действиях.

Начинающий педагог должен освоиться в новом коллективе, наладить правильные отношения с детьми, уметь грамотно и эмоционально говорить и заинтересовать детей на занятиях. Ему необходимо выработать свой индивидуальный стиль общения с детьми, коллегами и администрацией учреждения. Для педагога это новая личностная ситуация – ответственность за качество своей работы, результат, который ожидают педагоги, воспитанники, родители. Для молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Ему необходима постоянная товарищеская помощь. Молодому педагогу было бы легче начинать свою педагогическую деятельность, если бы старшие коллеги стремились передать им свой опыт.

Решить эту стратегическую задачу может создание гибкой и мобильной системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого специалиста, сформировать у него мотивацию к самосовершенствованию. В этой системе отражена жизненная необходимость молодого учителя получить поддержку опытного педагога-наставника, который готов оказать ему практическую и теоретическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность. Возврат к наставничеству в современном образовательном процессе как форме работы с молодыми педагогами указывает на недостаточность других используемых управленческих и образовательных технологий подготовки специалистов и возможность применить этот тип отношений как резерв успешного управления профессиональным становлением личности.

Наша работа с молодым специалистом строится на взаимоуважении, сотрудничестве и работе в команде.

Личные мотивы к наставничеству: потребность в приобретении опыта управления людьми; желание помогать людям; потребность в приобретении нового статуса, как подтверждение своей профессиональной квалификации.

Свою работу по наставничеству я выстроила планомерно в три этапа:

І этап – период адаптации, самый сложный период как для новичка, так и для помогающего ему адаптироваться коллеги.

ІІ этап – процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег.

ІІІ этап – сложилась система работы, появились собственные разработки. Педагог стал внедрять в свою работу новые технологии; происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.

Процесс повышения профессионализма молодого педагога я строю с учѐтом следующих факторов: уровня базового образования, теоретической подготовленности; индивидуальных особенностей; уровня профессиональных потребностей педагога (каких результатов в своей деятельности хочет добиться); имеет ли практический опыт работы с детьми.

Для того чтобы повысить профессиональное мастерство педагога, я в своей работе с ней стараюсь применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, анализ ситуаций, развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать мысли.

Чтобы взаимодействие с молодым специалистом было конструктивным и приносило желаемый эффект, я систематически использую следующие формы сопровождения и профессиональной адаптации молодого педагога:

  • индивидуальные: консультирование, беседы, анкетирование, наблюдение, тестирование, самообразование, участие в конкурсах, самообучение в информационном пространстве сети Интернет;
  • групповые: семинары, тренинги, практикумы, конференции, практические задания, участие в конкурсах, лектории, дискуссии, выставки.

Наибольшую эффективность по сравнению с традиционными формами работы имеют новые нетрадиционные или модернизированные формы: психологические тренинги, круглые столы совместно с родителями и воспитанниками, разработка и презентация моделей занятий, презентация себя как педагога.

Мною были организованы консультации по составлению перспективных планов и программ, составлению обучающих проектов для детей, созданию сценариев совместных мероприятий с родителями.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагога-наставника и молодого специалиста обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок.

Результатами деятельности наставничества для нас стало:

  •         повышение качества самообразования молодого педагога; разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования,
  • проекты, дидактические игры;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения; доклады, выступления на мероприятиях разного уровня;
  • разработка дидактических материалов, анкет, наглядностей; отзывы на проведенные занятия, мероприятия.

Рекомендации:

С целью повышения эффективности наставничества необходимо знакомить педагога с прогнозированием и проектированием совместной деятельности. При этом немаловажно учитывать такие факторы, как интеллект, трудолюбие, наличие цели, высокий уровень мотивации молодого педагога.

Дифференцированный подход в работе с педагогом всегда способствует успеху, как и умело выстроенные этапы процесса самообразования (ситуативное, ситуативно-инициативное, инициативное). Плановый характер этого процесса придает деятельности педагога стройность, ясность. Сам план может состоять из трех разделов:

  • этапы работы над материалом по определенным вопросам;
  • практический выход (доклад, презентация, методическая разработка); где, когда и как реализуется;
  • анализ, самооценка эффективности выполненной работы, корректировка педагогической деятельности.

Работа по сопровождению должна вестись непрерывно, планомерно, системно и систематически, но планировать ее нужно поэтапно.

Хочется отметить, что прохождение определенного этапа для каждого педагога очень индивидуально. Профессиональные качества во многом зависят от характера и темперамента молодого педагога.

В процессе работы необходимо обращать внимание на развитие личностно ориентированных отношений молодого специалиста с коллегами-педагогами.

В работе с молодым педагогом необходимо акцентировать внимание на активизацию его самопознания, выработку рефлексивного мышления и умение учиться.

Работа по сопровождению должна постепенно переходить в научно- исследовательскую.

Считаю, что эффективность процесса наставничества определяется анализом, итоговой самооценкой молодого педагога по итогам выполненной работы, а в случае необходимости – корректировкой дальнейшей педагогической деятельности.

Показателем эффективности педагогического сопровождения считаю, прежде всего, качество организованного молодым педагогом образовательного процесса и профессионально-квалификационный рост педагога.

Процесс наставничества затрагивает интересы трех субъектов взаимодействия: обучаемого, наставника и учреждения: наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень в процессе взаимообучения, снижается риск профессионального выгорания. Молодой специалист получает знания, развивает компетенции, повышает свой профессиональный уровень, учится выстраивать конструктивные отношения с коллегами.

Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям.

И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех школы и системы образования в целом.

Методические рекомендации по работе педагога-наставника

Дорожная карта сопровождения профессионального становления молодых специалистов.

  1. Аналитическая деятельность:

- умении анализировать педагогические явления;

- умении понимать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимосвязи с другими;

- умении объяснить то или иное педагогическое явление с теоретической точки зрения;

- умении диагностировать педагогические явления;

  1. Планирование работы педагога - наставника с молодым педагогом:
  • индивидуальные образовательные программы;
  • индивидуальные образовательные маршруты;
  • карта роста профессиональной компетентности и мастерства педагога.
  1. Организация деятельности по сопровождению профессионального становления молодого педагога:
  • Изучение передового опыта по созданию модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов;
  • изучение передового опыта по разработке индивидуальных образовательных программ, индивидуальных образовательных маршрутов;
  • создание модели сопровождения профессионального становления молодых педагогов; нормативно-правовой базы
  1. Формы методического сопровождения профессионального становления молодого педагога:
  • консультации
  • учебные занятия;
  • мастер-классы;
  • собеседования.
  1. Формы контроля и оценки профессионального становления молодого педагога:
  • открытые мероприятия молодого педагога;
  • мастер-классы молодого педагога;
  • портфолио молодого педагога
  • конкурсы профессионального мастерства;
  1. Ожидаемый результат:
  • Рост профессиональной компетентности и мастерства молодых педагогов.
  • Рост уровня самообразования, самоорганизации, саморазвития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вебинар в рамках весенней сессии Web- клуба молодых специалистов и наставников "Интернет- наставник"

Выступление на вебинаре в рамках весенней сессии Web - клуба молодых специалистов и наставников "Интернет - наставник" по теме "Универсальные приемы и технологии работы с текстом на уро...

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"

Приложение к приказу объединение педагогов-наставников Клуб "Наставник"...

Учитель - Наставник. Портал Наставники Салехарда

Учитель - Наставник. Портал Наставники Салехарда...

Учитель - Наставник. Портал Наставники Салехарда

Метод координат – довольно мощный (то есть ему поддаются даже самые «непробиваемые» задачи). Все те соотношения, которые при решении традиционным методом даются с большим трудом (чер...

Манифест наставника. Кодекс наставника.

Манифест наставника1. Наставник помогает наставляемому осознать свои сильные и слабые стороны и определить векторы развития.2. Наставник является примером жизни, поведения и ценностей для наставляемог...