МАСТЕР-КЛАСС для молодых педагогов «Секреты успешного урока»
материал

Степанько Татьяна Геннадьевна

Каждого педагога волнует вопрос о том, как привлечь внимание учащихся и сделать каждый урок интересным и необычным? Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Этому и будет посвящен мастер-класс для молодых педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_dlya_publikatsii.docx25.85 КБ

Предварительный просмотр:

МАСТЕР-КЛАСС

для молодых педагогов

«Секреты успешного урока»

СТЕПАНЬКО ТАТЬЯНЫ ГЕННАДЬЕВНЫ,

учителя русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного автономного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №34»

Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

Задачи:

- расширить представление педагогов о проведении организационно-мотивационного этапа урока;

- познакомить педагогов с возможными приемами для проведения организационно-мотивационного этапа урока;

- организовать парное взаимодействие участников для совершенствования актуальных профессиональных навыков.

Планируемые результаты: готовность и способность педагогов к саморазвитию и самосовершенствованию; педагоги осуществят практическое действие по поиску «зацепляющего крючка» для привлечения внимания обучающихся.

До начала мастер-класса: на столе расположены бабочки разных цветов, предложить участникам выбрать одну из бабочек.

Структура мастер-класса

Организационный момент

Добрый день, уважаемые коллеги! Я рада встрече с вами и надеюсь, что объединяющим началом нашей встречи сегодня станет желание пообщаться друг с другом, открыв для себя что – то новое.

Постановка проблемы

Предлагаю начать нашу работу!

Внимание на экран! (видеофрагмент: учитель заходит в класс, учащиеся продолжают заниматься своими делами, не обращают на него внимание)

Работа группой.

- Какую проблему вы видите в этом сюжете?

- Как вы считаете, в чём её причины?

- А что мы можем сделать для того, чтобы решить эту проблему?

Каждого педагога волнует вопрос о том, как привлечь внимание учащихся и сделать каждый урок интересным и необычным? Как разбудить «аппетит» учеников к новым познаниям? Этому и будет посвящена наша встреча.

Основное содержание мастер-класса

Теоретическая часть

Анатоль Франс очень точно подметил важность необычной подачи учебного материала, сказав: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

На мой взгляд, многое зависит от «старта», то есть от начала урока. Это шанс учителя захватить внимание, поддержать мотивацию. Как это сделать?

Воспроизведем самые первые минуты урока. Звенит звонок. В четырех из пяти случаев урок начинается обезличенным: «Здравствуйте. Садитесь». (Именно с точками, без восклицательных знаков.) А попробуйте сказать: «Доброе утро, друзья!» или «Добрый день!» Звучит гораздо лучше, правда?

Многие учителя предпочитают начинать урок всегда одинаково, мотивируя это тем, что ученики уже привыкли к их стилю. Но если исповедовать ту теорию, что урок сродни театру, то и начинать его нужно соответственно. Например: «Приветствую путешественников в Древние Афины!» - произносит учитель истории, стремясь превратить урок в увлекательную экскурсию в античный мир. «Милостивые государыни и государи! Рад видеть тех, кому предстоит сегодня стать свидетелями необычно интересного события на базарной площади» - это начало урока по «Хамелеону» А.П.Чехова. Итак, главное правило начала урока – это создание интриги. Цель ее – удержать внимание , вызвать интерес. Существует не одна сотня приемов, позволяющих сделать это увлекательно, оригинально и красиво. Но в любом случае вначале должен быть какай-то «зацепляющий крючок». И сегодня я хочу предложить вам несколько приемов, которые были апробированы мною, и, действительно, дают положительные результаты.

1. Необычная фотография

- выведите на экран фотографию, которая заинтригует ребят. Интересную фотографию можно найти практически по любой теме.

Например, вот такая картинка на уроке окружающего мира. Как вы думаете, что это?

Сначала дети обсуждают и предлагают свои варианты, а потом вы раскрываете секрет. А на фотографии — первая в мире компьютерная мышь. Таким образом, можно интересно подвести к теме урока — «История изобретения компьютера».

Интересную фотографию можно найти практически по любой теме: на математике покажите фото курантов (тема «Римские цифры»), на чтении — памятники литературным персонажам, окружающий мир — необыкновенные животные и растения.

2. Загадки народов мира

В интернете можно найти много интересных и непростых загадок.

  • Например, хакасская загадка: «В дремучем лесу котёл кипит. Огонь не горит, а котёл кипит» (Ответ: муравейник).
  • Или древнерусская загадка: «Сидят две жёрдочки белых курей» (Ответ: зубы)

Неплохое и запоминающиеся начало для уроков чтения и окружающего мира.

3. ТРИЗ-задача

Представьте, что вы — ученик - как будто попадаете на игру «Что? Где? Когда?» и становитесь знатоком. Они не только мотивируют, но и развивают логическое и аналитическое мышление.

«Обычно царь и военные начальники ели из серебряной посуды, а простые солдаты — из оловянной. Однажды царь Александр Македонский пришёл захватывать Индию. Все солдаты тяжело заболели болезнью желудка, а сам царь и военные начальники нет. Почему?» (Ответ: потому что царь и начальники ели из серебряной посуды, а серебро убивает микробы и инфекцию).

4. Эксперимент

Этот приём больше подходит для уроков окружающего мира и математики. Конечно, в условиях необорудованного кабинета провести серьезный эксперимент вряд ли получится. Но, например, заинтересовать учеников, тем как быстро двигаются молекулы газа можно: возьмите духи, распылите их немного и засеките время, когда ребята на последней парте почувствуют запах. Потом можно обсудить свойства газообразных веществ и даже узнать о диффузии (да, уже в началке!).

Можно провести эксперимент с «перевернутой бутылкой» и узнать, что такое давление.

А на уроках математики можно запускать заводные машинки, чтобы узнать, как взаимосвязаны величины времени и скорости.

5. Чёрный ящик

Этот таинственный прием из игры «Что? Где? Когда?».

Загадайте детям загадку или придумайте описание, и пусть они отгадают, что находится в Черном ящике.

(Предлагаю присутствующим отгадать предмет находящийся в Черном ящике: например, «Ежегодно в Китае вырубают около 20 миллионов деревьев для изготовления _______ чего?» (Ответ: Палочек (для еды) — тема «Традиции разных народов мира»);

или: «Этот предмет используют строители и инженеры для измерения длины участка местности или высоты и ширины больших предметов. Что это за предмет?» (Ответ: измерительная рулетка — тема «Единицы длины и приборы для измерения длины»).

6. Психологами доказано, что лучше всего наш мозг запоминает информацию, которая нас сильно впечатлила. Именно поэтому хорошо работает прием с необычными фактами.

- Новорождённый детёныш кенгуру может поместиться в чайной ложке.

- Головастики южноамериканской парадоксальной лягушки больше, чем сама лягушка

- Звук «м» нельзя произнести, не соприкоснувшись губами и т.д.

7. Видеопутешествие

Наверное, многие знают, что примерно 70% людей — визуалы, то есть большинство людей лучше всего запоминает информацию, которую видит на картинке или видео. Допустим, на окружающем мире тема «Ремесла». Поверьте, никому не интересно рассматривать картинку с гончаром и кузнецом в учебнике. Гораздо интереснее посмотреть, как работает гончарный круг на видео (а еще лучше — попробовать что-то слепить самому). Если хотите рассказать детям про океан, попробуйте в начале занятия «сводить в океанариум» детей. Покажите красивое видео про жизнь в океане!

Практическая часть

(работа в парах)

А сейчас, коллеги, я предлагаю вам немного поработать.

Задание: продумайте «зацепляющий крючок» для начала первого занятия после каникул, а это будет «Разговор о важном» по теме «День космонавтики». Я знаю, что для вас на платформе всегда размещаются готовые материалы, но на данный момент их там еще нет. Поэтому предлагаю стать первыми. Вы можете придумать что-то своё, а можете воспользоваться моими заготовками. ( Каждой паре выдаю конверт, в котором содержатся загадки, ребусы, ТРИЗ-задачи, интересные фотографии, удивительные факты и т.п. связанные с темой «День космонавтики»).

Через пять минут у каждой пары будет минута, чтобы представить свой «зацепляющий крючок». Приступайте к работе.

Время вышло, уважаемые коллеги. Прошу представить свою работу. Назовите приём и возраст, для которого вы его предлагаете использовать. Минута на ответ.

(Спасибо, коллеги. Вы молодцы. Отлично справились с заданием).

Однако интерес, возбужденный в начале урока, нужно поддерживать до самого его конца, иначе он попросту угаснет, а ученики почувствуют себя обманутыми.

И не менее важным является завершающий этап урока. Так что же можно сделать на последних минутах урока, чтобы это стало самым запоминающимся для учащихся? На завершающем этапе урока рекомендуется проводить «рефлексию», чтобы ученики самостоятельно оценивали полученные знания, анализировали эмоции от услышанного, а также полученную информацию.

Рефлексия мастер-класса

Давайте и мы с вами осуществим рефлексивные действия. Я прошу подойти вас к своим бабочкам. И если ваши ожидания от нашей встречи оправдались, пусть ваши бабочки опустятся на цветок, чтобы полакомиться его нектаром. (Я рада, что ваши ожидания оправдались).

Завершение мастер-класса

А закончить наш нашу встречу я хотела бы притчей:

В дом ювелира постучался сосед.

— Вали! Одолжи мне свои весы до утра, — попросил его старик.

— Здравствуй, почтеннейший! Что ответить тебе? Нет у меня сита.

— Не сито я прошу, уважаемый Вали. Дай мне весы, — вежливо повторил сосед.

— Да и метёлки нет у меня, — ответил ювелир.

— Ты смеёшься надо мной, что ли? — рассердился старик. — Мне не нужны ни метёлка, ни сито. Я прошу у тебя только весы!

— Успокойся, сосед. Я же знаю — ты стар и не сумеешь взвесить свой золотой песок, не рассыпав его. Значит, придёшь этим вечером ещё раз за метёлкой. А потом и сито тебе понадобится — ты же золото вместе с землёю подметёшь. Коли я вижу начало дела, то предполагаю и конец его. Отец, ступай к соседу Али. Он богат. Там найдёшь ты и весы, и метёлку, и сито.

Желаю Вам, уважаемые коллеги быть такими же, как этот ювелир и, продумывая урок, видеть его от начала и до конца. И тогда на ваших уроках всегда будет только так.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"

Мастер-класс для родителей "Развитие мелкой моторики как основа успешного освоения речи"...

«Урок литературы – это искусство, а учитель – художник своего урока». Мастер-класс по методической системе педагога-новатора Е.Н. Ильина

laquo;Главная цель преподавания литературы в ее воспитательной функции, а уже потом в познавательной»Е.Н. Ильин«В какой мере работа ума становится трудом души – вот критерий урока л...

мастер-класс для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"

Занятие для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"Смотреть https://youtu.be/zpZMMENvOig...

Мастер -класс на тему: «Волна руками. Секреты техники»

Данный мастер – класс посвящен оригинальному методу обучения по совершенствованию практического мастерства на основе предметного материала (современной хореографии) в творческом объединени...

Мастер-класс для детей старшей группы «Секреты дымковской игрушки» (изучение свойств глины)

Цель: знакомство детей с дымковской игрушкой и способами ее изготовления. Задачи: Образовательные:Обучать способам лепки и росписи игрушки в стиле дымковской росписи;Формировать предста...

Секреты успешного урока

Выступление перед молодыми педагогами. Размышления, советы, находки, наработанный опыт, ответы на "вечный" вопрос: как сделать урок интересным....

Мастер-класс "Творческая составляющая ЕГЭ. Шаги к успешному написанию сочинения- рассуждения."

Мастер-класс будет полезен учителю русского языка и литературы.Работа в группах по рассказу Людмилы Дудка «Искушение"....