Доклад "Работа с историческими документами".
методическая разработка

Коваль Надежда Владимировна

Доклад "Работа с историческими документами".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_istoricheskimi_dokumentami.docx39.49 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 г. Ессентуки

Работа с историческими документами,

 как одна из форм реализации деятельностного метода

при организации уроков истории и обществознания

в период перехода на ФГОС ООО.

Подготовила учитель

 истории и обществознания

Коваль Надежда Владимировна

«Великая цель образования

 это не знания, а действия»

Г.Спенсер. 

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития. 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.  

Неслучайно на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться. 

В настоящее время в образовании происходит смещение акцента  с усвоения фактов (Результат – Знания) на овладение способами взаимодействия с миром (Результат – Умения). 

Таким образом  необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. 

            Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где  основой является системно-деятельностный подход (СДП), который предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического, гражданского общества.

Что является отличительной особенностью нового Стандарта? Прежде чем говорить об особенностях ФГОС основного общего образования, необходимо отметить, что он является частью федерального государственного образовательного стандарта общего образования, при разработке которого соблюдался принцип преемственности.

Любая образовательная система имеет свои корни, свой психолого-педагогический фундамент, свою научную школу. Системно-деятельностный подход ориентируется на отечественную советско-российскую психолого-педагогическую науку и уходит корнями в культурно-историческую теорию известного отечественного психолога Льва Семеновича Выготского и других известные ученых, методистов – в течение полувека они смогли разработать эту основу, на которой может строиться современная российская школа. Всякое учение – деятельность. Понимание приоритетности деятельностных целей образования сформировалось в науке уже сотни лет назад.

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

В рамках деятельностного подхода  ученик овладевает  универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты. Что же за понятие «универсальные учебные действия» (УУД)?

На что направлены УУД  и какие возможности они дают учащимся? 

УУД – учебное действие, имеющее надпредметный характер.

Виды УУД:

1)личностные – обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся;

2)регулятивные – обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности;

3)познавательные – включают общеучебные, логические действия, действия  постановки и решения проблем;

4)коммуникативные – обеспечивают социальную компетентность, умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Во главе процесса обучения новые стандарты предусматривают результат.

Термин универсальные учебные действия - главная составляющая системно-деятельностного подхода в обучении.
Одной из форм  системно-деятельностного метода является работа с документами. Анализ исторических источников (документов), один из ведущих видов познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. Работа с документами, это в первую очередь умение работать с текстом. А этот навык необходим для получение знаний на уроках литературы, биологии, географии, изучение теории на уроках физики и химии.

Источниками при изучении курса истории, помимо учебника, могут выступать:

  • отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого;
  • мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий;
  • фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы;
  • фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.);
  • газетная информация и публицистические материалы;
  • справочные, статистические материалы;
  • наглядные средства обучения.

 Среди множества приемов работы с документами можно выделить следующие:

  • чтение и анализ;
  • выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи;
  • комментированное чтение;
  • коллективный разбор текста;
  • формулирование вопросов к тексту;
  • обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений;
  • выявление различных подходов к общественно-историческому развитию;
  • анализ аргументации авторов;
  • нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников;
  • формулирование обобщенных выводов;
  • выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений;
  • составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта;
  • подготовка сообщений, рефератов и т.д.

Целесообразно использовать систему заданий, ориентированных на три уровня познавательной деятельности. Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения.

1 уровень – воспроизводящий. Предполагает выписки основных понятий, определений, выводов, ответы на поставленные вопросы, требующие уточнения и пересказа текста; заполнение таблицы, схемы по образцу в ходе коллективного разбора документа, ориентированного на понимание текста; составление простого плана и т.д.

2 уровень – преобразующий. Вопросы и задания могут включать рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, выделением в нем основной идеи, вывода, синтезом положений источника с другим теоретическим материалом (самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и привлечение их учеником для раскрытия изучаемой темы); составление развернутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; самостоятельную постановку вопросов к документу; подготовку рефератов, докладов и др.

3 уровень – творческо-поисковый. На данном уровне учащимся предлагаются познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, положений нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составление сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирование своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисковой деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определенной теме, подготовки творческих сочинений, эссе и др.

Существует очень много приемов, видов и форм работ с документами, куда я отношу и работу с высказываниями известных людей. Тем более это необходимо для выполнения работы в форме ЕГЭ по обществознанию.

Например: урок обществознания в 11классе по теме «Государство в политической деятельности»

В начале урока  предлагаю учащимся прочитать 4 высказывания, относящихся к теме урока, но не называю ее. В этих высказываниях речь идет о понятии, которое и станет темой занятия. Зачитывая высказывание не произношу слово «государство», а заменяю его на слово «это».

1.        Древнегреческий философ Демокрит писал: «…Хорошо управляемое государство – есть величайший оплот: в нем все заключается и, когда оно сохраняется, все цело, а погибает оно, с ним вместе и все гибнет».

2.        Бенедикт Спиноза справедливо заметил: «Государство могущественно тогда, когда оно гарантирует каждому не только сохранение жизни, но и его собственность, безопасность, честь и свободу».

3.        В. И. Ленин утверждал: «Государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы».

4.        Французский король Людовик XIV, обращаясь к депутатам парламента, заявил: «Вы думаете, господа, что государство – это вы? Ошибаетесь, государство – это я!»

Учащиеся определяют, что понятием, о котором пойдет речь на уроке является «государство», после чего учитель предлагает записать тему урока в рабочей тетради.

         

Основное внимание при обсуждении материала обращаю не на фактологическую сторону, а на его анализ, сравнение и осмысление, а также на обоснование своей точки зрения. Для этого использую задания, стимулирующие познавательный интерес. Очень нравится учащимся работать с анекдотами. Например, при изучении темы «НЭП» в 11 классе  предлагаю учащимся объяснить смысл анекдота 20-х годов и причину его появления.

Нэпман у нэпмана спрашивает: «Как дела?» Тот отвечает: «Как у картошки. Если не съедят, то посадят».

При изучении индустриализации предлагаю еще один анекдот с вопросом о том, какую сторону жизни он отражал.

На Страстной площади в Москве с пьедестала исчез памятник Пушкину. Москва пришла в ужас. Но через несколько дней Пушкин вновь оказался на прежнем месте. Москвичи бросились к нему:

- Пушкин, Пушкин, где ты был?

- На Лубянке в ОГПУ.

- Зачем ты им понадобился?

- Выпытывали адрес скупого рыцаря.

На уроке, где изучается тоталитарный режим, предварительно подготовленные учащиеся рассказывают 4 анекдота, а затем отвечают на вопрос: «Каким предстает Сталин в анекдотах?»

А) Американский корреспондент: «У вас нет свободы. У нас в Америке каждый гражданин может выйти на улицу и кричать: «Долой президента Трумэна!». Сталин отвечает: «И у нас каждый гражданин может кричать на улице: «Долой президента Трумэна!»

Б) Сталин звонит Берия:

- Лаврентий, пропала трубка. Это диверсия, прими меры.

- Будет сделано, товарищ Сталин.

Через неделю.

- Товарищ Сталин, разрешите доложить. В связи с пропажей трубки проведено расследование. Обнаружен заговор. Арестовано 400 человек, 389 уже признались в диверсионной деятельности, приговорены и расстреляны.

- Не торопись, Лаврентий, я уже нашел свою трубку.

В) - Товарищ Сталин, как вы относитесь к плюрализму?

- По вопросам плюрализма двух мнений быть не может.

На стадии осмысления можно использовать  литературные произведения. Например, в 11 классе учащиеся читают отрывок из произведения А. Рыбакова «Тридцать пятый год  и другие» и выполняют задание к нему:

«Глядя на сидевших в зале молодых людей – строителей метро, на их радостные, веселые лица, обращенные только к НЕМУ, ждущие только ЕГО слова, он думал о том, что молодежь за НЕГО, молодежь, выросшая в ЕГО эпоху, - это ЕГО молодежь, им, детям  из народа, он дал образование, дал возможность осуществить свой трудовой подвиг…Этот возраст, самый романтичный, навсегда будет связан в их памяти с НИМ, их юность будет озарена ЕГО именем, преданность ЕМУ они пронесут до конца своей жизни. Им он должен открыть дорогу к власти, своим возвышением они будут обязаны ЕМУ и только ЕМУ…»

1) О каком явлении в жизни советского общества идет речь?

2) Почему стало возможным обожествление Сталина? Может дело в его личных выдающихся качествах, как до сих пор считают многие?

При изучении темы «Коллективизация» предлагаю прочитать отрывок из книги А.Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» (часть 1, глава 2, с.48) и ответить на вопросы:

1) Какое историческое событие описывает А.Солженицын?

2) Кого называли кулаками? Подкулачниками?

3) Какие причины расслоения крестьянства называет автор? Согласны ли вы с ним?

4) Как Вы думаете, кто несет главную ответственность за безумную гонку коллективизации?

В 8 классе при изучении темы «Отмена крепостного права», предлагаю учащимся исторические задачи.

Каждый  крестьянин ежегодно платил помещику оброк, составлявший некую сумму Х. Помещик после отмены КП прекращал получать данную сумму. В то время можно было деньги положить в банк под 6% годовых. За выкупаемую землю крестьянин должен  был заплатить столько, чтобы, положить эти деньги в банк, под 6% годовых, помещик ежегодно получал бы прибыль равную сумме Х.  Посчитайте, сколько  должен был заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей? (10р.×100% ÷ 6% = 166р. 67коп.)

Известно, что средняя рыночная цена 1 десятины земли в 60-е годы 19 века в нечерноземных губерниях – 14,5 р., а средняя величина выкупного надела – 8 десятин. Какую сумму переплачивал крестьянин помещику за землю? (14,5 × 8 =116р. – эта сумма, за которую на рынке можно было купить 8 десятин земли. 166,67 – 116 = 50р.67 коп. – сумма , которую переплачивал крестьянин за землю помещику по сравнению с ее рыночной стоимостью.)

Была ли сумма выкупа земли справедливой?

Кто выигрывал на данной сделке? Кто терял?

В девятом классе рассматривая тему «Конституция», работаем со статьями с 20 по 44  этого документа, классифицируем  их в таблицу:

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

Далее ученики делают выводы, какой статус человека шире и почему.

Приводят примеры из жизни, СМИ нарушений прав человека.

На уроках истории в старших классах целесообразно использовать задания, ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательной деятельности, на развитие у учащихся умений анализировать, сопоставлять тексты документов, высказывать и обосновывать собственные оценки и суждения по рассматриваемой проблеме.

В системе обучения при рассмотрении наиболее дискуссионных проблем отечественной истории я использую уроки-практикумы по темам которые являются трудными в истории Отечества:

1) образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;

2) исторический выбор Александра Невского в пользу подчинения русских земель Золотой Орде;

3) роль Ивана IV Грозного в российской истории;

4) присоединение Украины к России (причины и последствия);

5) причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;

6) сущность политики просвещенного абсолютизма и ее последствия;

7) оценка уровня развития Российской империи в начале XX в.;

8) причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;

9) причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;

10) причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина;

11) оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;

12) цена победы СССР в Великой Отечественной войне;

13) оценка роли СССР в развязывании «холодной войны»;

14) причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;

15) оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;

16) причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;

17) оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990-х гг. («шоковая терапия»);

18) роль Б.Н. Ельцина в истории России;

Можно сделать вывод, что проведение уроков-практикумов позволяет расширить, углубить и систематизировать знания учащихся, наиболее эффективно применить их на практике. Работа с документом приближает учеников к изучаемой эпохе, изучаемому событию, создает особый эмоциональный фон восприятия. Сам учебный процесс приобретает исследовательский характер. Изменяется и функциональная деятельность учителя: он выступает преимущественно как организатор и руководитель самостоятельной работы учащихся.

Говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и самоанализировать свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела, экскурсии – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и преполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни – это и есть системно-деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

Результаты реализации деятельностного подхода:

-активизируется познавательная деятельность учащихся на творческой основе;

-учащиеся  приобретают умение грамотно, аргументировано отстаивать свою позицию;

-вырабатываются навыки критического анализа текста;

- создается ситуации успеха для каждого школьника;

-актуализируется мыслительная деятельность школьников.

Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

Используемая литература и источники

  1. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. М.: - Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001.
  2. Заир-бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / С.И. Заир-бек, И.В. Муштавинская. М.: Просвещение, 2011.
  3. Лисова К. Использование документов на уроках истории // Народное образование. 2001. №5.
  4.  Румянцев В.Я. Работа с историческими источниками // ПИШ. 2003. №3.
  5.  Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М., 2004.

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2014/01/09/sistemno-deyatelnostnyy-podkhod-v-prepodavanii-istorii-i 

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2012/08/21/rabota-s-dokumentami-na-urokakh-istorii

http://kursk-sosh17.ru/obychenie/metod-kopilka/22-istoriya/155-rabota-s-dokumentami-na-urokax-istorii-v-starshix-klassax.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды исторических документов и критерии их отбора.

В статье автор раскрывает значение понятия исторический источник (документ), показывает классификацию историчческих документов, критерии их отбора для более объективного изучения темы и актуальность и...

Сборник исторических документов по истории

В своей практике учитель истории использует на уроках работу с дкументами....

Учебно-методический комплекс "Великая Отечественная война в истории России" (лекции, презентации, исторические документы)

Пакет методических материалов для изучения раздела курса истории России 20- начало 21 века по теме  «Ленинградская битва» содержит методическую разработку урока, лекционные материалы для учи...

алгоритм работы с историческим документом

Материал содержит вопросы и задания для работы с историческим документом, который позволяет проверить сформированность УУД....

Элективный курс по истории для учащихся 11 класса "Работа с историческими документами"

Элективный курс предназначен для реализации профильной подготовки учащихся 11 класса. Данный курс поможет учителю и учащимся увидеть в документе очень важный источник исторической информации....

Работа с историческими документами

Использование перовисточника на уроках...

Работа с историческими документами

В статье затрагивается проблема работы с историческими документами на уроках истории, говорится о видах исторических источников, предлагаются формы работы с ними....