Статья «Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников».
статья (8 класс)
«Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников»
Быкова Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
«Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым»
(В. А. Сухомлинский)
Специфические закономерности психического развития и обучения умственно отсталых детей нашли отражение в работах В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой и др.
Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.
Умственная отсталость – это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_poznavatelnoy_deyatelnosti_umstvenno_otstalyh_shkolnikov.docx | 31.36 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности познавательной деятельности умственно отсталых школьников»
Быкова Ольга Александровна,
учитель начальных классов,
КГБОУ «Барнаульская общеобразовательная школа-интернат № 1»
«Несчастный, обездоленный природой или дурной средой маленький человек не должен узнать о том, что он малоспособный, что у него слабый ум. Воспитание такого человека должно быть во сто крат более нежным, чутким, заботливым»
(В. А. Сухомлинский)
Специфические закономерности психического развития и обучения умственно отсталых детей нашли отражение в работах В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Р. Лурия, Б.И. Пинского, С.Я. Рубинштейн, В.Г. Петровой и др.
Понятие умственно отсталый ребенок включает в себя весьма разнородную массу детей, которых объединяет наличие повреждения мозга.
Умственная отсталость – это состояния задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, т.е. когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей.
Причины умственной отсталости
- Эндогенные (или внутренние) причины делятся на три группы:
– пренатальные (до рождения ребенка): это может быть болезнь матери, нервные срывы, травмы, наследственность;
– натальные (момент родов): это могут быть тяжелые роды, слишком быстрые роды, вмешательство медиков;
– постнатальные (после рождения): например, ребенок стукнулся, упал.
- Экзогенные (или внешние) причины: причины социально биологического характера – это экология, табакокурение, наркомания, алкоголизм, спид.
Основным недостатком восприятия умственно отсталых детей является нарушение обобщенности, отмечается также замедленный темп восприятия, узость объема, нарушение избирательности.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников:
патологическая инертность нервных и психических процессов;
интеллектуальная пассивность, равнодушие к происходящему;
снижение мотивации деятельности;
тугоподвижность, косность и стереотипность мышления;
нарушение критичности мышления;
нарушение операционального и организационного компонентов мыслительной деятельности;
недостаточность, недифференцированность и бедность восприятия;
низкая точность и прочность запоминания;
непреднамеренность запоминания;
нарушения речи;
низкая целенаправленность деятельности.
Познание - сложный, диалектически противоречивый процесс постепенного воспроизведения в сознании, в совокупности образов и понятий, сущности вещей и процессов, включая самого человека и жизнь общества. Результатом познавательной деятельности являются знания. Они возникают, функционируют, совершенствуются в процессе активной практической деятельности человека. Познавательные процессы в рамках деятельности выполняют роль инструментов познания окружающего мира.
Согласно традиционной классификации, выделяются три вида умственной отсталости: дебильность; имбецильность; идиотизм
Дебильность - легкая стадия умственной отсталости. Такие пациенты способны к обучению, обладают навыками самообслуживания. При правильном воспитании они достигают хороших успехов в деятельности. Дебилы учатся в обычных общеобразовательных классах, их трудно отличить от здоровых сверстников. У них отмечаются медлительность и малоинициативность. Они легко подражают взрослым. Наблюдается неспособность подавлять свои влечения, их поступки непредсказуемы.
Имбецильность - средняя степень олигофрении. У таких пациентов отмечаются трудности в обучении. Речь имбецилов односложна. Отмечается ограниченный словарный запас (200-300 слов). Они обладают навыками самообслуживания. Иногда пациенты могут усвоить элементарные знания. Обучение они проходят на дому, в специальных школах (8-го вида) или группах.
Идиотия - глубокая степень. Отмечается тотальное нарушение мышления и речи. Идиоты произносят отдельные звуки и не понимают обращенные к ним слова. Они не владеют навыками самообслуживания, поэтому требуются постоянный уход и наблюдение за ними.
Признаки умственной отсталости у детей.
Существует множество различных признаков умственной отсталости у детей. Такие признаки могут появиться уже в период младенчества или же быть незаметными, пока ребенок не достигнет школьного возраста. Часто признаки детской умственной отсталости зависят от степени состояния интеллектуальной инвалидности.
Наиболее распространенными признаками умственной отсталости у детей являются:
- Ребенок стал слишком поздно сидеть, ползать или ходить.
- Начал поздно говорить или имеет проблемы с речью.
- Медленно осваивает такие вещи, как незначительное обучение, одевание и самостоятельный прием пищи.
- Испытывает трудности с запоминанием.
- Не в состоянии проследить логическую связь между действиями и последствиями.
- Имеет поведенческие проблемы, такие как взрывоопасные истерики.
- Есть трудности с решением проблем или логическим мышлением.
У умственно отсталых школьников обнаруживается недостаточность всех форм мыслительной деятельности. Им трудно решать простейшие задачи, такие как соединение разрезанного на 3-4 части изображения знакомого объекта, выбор геометрической фигуры по образцу. Они выполняют такие задания с большим количеством ошибок, повторяя их неоднократно при повторных попытках. Выполнение практических действий само по себе затрудняет детей, так как их моторное и чувственное познание неполноценно. Для таких детей характерна низкая продуктивность предметно-практических действий. Школьники с ГУО
при анализе предмета не выделяют его основные части, специфические свойства и т. д. Их внимание направляется на выполнение самого действия, в результате которого школьники выделяют лишь внешние свойства предмета: цвет и размер. Таким образом, можно говорить о недостаточном развитии познавательной стороны практических действий умственно отсталых школьников.
К старшим годам обучения уровень решения наглядно-действенных задач повышается. Школьники могут самостоятельно найти адекватный способ выполнения практической задачи, используя метод проб и ошибок, некоторые дети анализируют условие задачи, и это позволяет прийти к правильному решению.
У детей с ГУО развитие восприятия происходит неравномерно, усвоенные детьми эталоны зачастую оказываются нестойкими, расплывчатыми. Для представлений умственно отсталых детей характерны: фрагментарность, поверхностный характер, недостаточная обобщенность. Нарушенными являются представления о себе, ближайшем окружении, о пространстве и времени и др.
Памяти умственно отсталых детей свойственно снижение продуктивности основных ее процессов. Запоминание материала у умственно отсталых обучающихся характеризуется низким объемом, неточностью, замедленностью; воспроизведение – низким объемом, искажением материала, привнесениями. Наиболее нарушенной является смысловая память. Лучше умственно отсталые запоминают внешние, иногда случайные зрительно воспринимаемые признаки. Труднее ими осознаются и запоминаются внутренние логические связи. Позднее, чем в норме, у умственно отсталых формируется произвольное запоминание и воспроизведение материала. Значительные трудности представляет и припоминание материала. Опосредованная смысловая память развита слабо. Характерна эпизодическая забывчивость.
Внимание умственно отсталых детей страдает из-за трудности привлечения к объекту, слабости концентрации, неустойчивости. Для внимания умственно отсталых детей характерны трудности распределения, замедленность переключения. Даже будучи привлеченным к объекту внимание умственно отсталых быстро истощается и характеризуется патологической отвлекаемостью. В наибольшей степени страдает произвольное внимание.
У умственно отсталых детей нарушены все стороны речи: фонетическая, лексическая, грамматическая. У них отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи. В результате наблюдаются различные виды расстройств письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в общении.
Мышление умственно отсталых детей характеризуется пассивностью, несамостоятельностью, инертностью. У умственно отсталых детей нарушены все мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, классификация и др. В наибольшей степени страдает обобщение и абстрагирование. Развитие различных видов мышления также своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным наглядно-действенное. У умственно отсталых детей затруднено формирование понятий, суждений и умозаключений. Мотивация мышления снижена. При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки, отсутствие планирования, неосознанность и хаотичность действий.
Вызывают трудности и задачи, предусматривающие использование наглядно-образного мышления. Процесс его формирования у умственно отсталых учащихся протекает медленно и качественно отличается от наблюдаемого у нормально развивающихся детей. Школьникам достаточно сложно решать задачу, мысленно оперируя образами. Еще сложнее
для выполнения задача, в которой требуется учитывать одновременно два или три условия. Успешность мыслительных действий зависит от степени знакомства школьников с материалом. Так, имея перед собой цветную картинку, изображающую определенное время года, ученики классов далеко не всегда могут правильно установить отраженные на ней причинно-следственные связи и на этой основе определить, какой сезон передает рисунок.
Умственно отсталым учащимся очень сложно обобщать предметы или явления, т. е. объединять их на основе обнаруженной для всех них существенной общей черты. Выполняя обобщение, школьники всех возрастов нередко руководствуются случайными признаками, т. е. действуют необоснованно, вопреки логике вещей. Этот процесс часто оказывается
слишком обширным, недостаточно дифференцированным. Особенно затрудняет учеников изменение основания, однажды выбранного для обобщения, что объясняется патологической инертностью нервных процессов, свойственной умственно отсталым.
Организуя работу с умственно отсталыми детьми необходимо придерживаться следующих принципов:
- использовать красочный раздаточный материал, который привлечет внимание ребенка и вызовет у него интерес;
- использовать материал, доступный пониманию умственно отсталых детей;
- уделять значительное время процессу восприятия информации, ее обобщения;
- использовать наводящие вопросы - подсказки для развития у ребенка мышления;
- эмоционально поддерживать ребенка на протяжении занятия.
В. А. Сухомлинским на 1970/71 учебный год, были определены следующие конкретные задачи по воспитанию умственно отсталых детей:
- проводить специальные уроки мышления среди природы, рассчитанные на пробуждение, активизацию, яркую эмоциональную окраску умственных сил;
- наблюдать красоту природы, пробуждение у детей чувства удивления, изумления, восторга;
- создавать обстоятельства, способствующие пробуждению яркого эмоционально-нравственного состояния (радость, сострадание, сопереживание, готовность прийти на помощь, сочувствие, непримиримость, нетерпимость ко злу);
- пробуждать чувство красоты слова;
- достигать исключительно важной цели: чтение должно войти в духовный мир слабомыслящего ребенка, стать его потребностью;
- постигать, понимать, чувствовать, переживать героическое и трагическое как наиболее глубокие и яркие человеческие состояния;
- читать специальную хрестоматию «Мир человеческого» (рассказы и сказки, побуждающие яркие нравственные и эстетические чувства);
- воспитывать способности слушать музыку природы, музыкальные произведения;
решать задачи на сообразительность; - творчество (составлять рассказы и сказки);
- предусмотреть умный труд рук;
- правильное питание.
Таковы взгляды Василия Александровича Сухомлинского по вопросу воспитания умственно отсталых детей, и обучения детей с замедленными процессами мышления, то есть малоспособных.
Формирование социально адаптированной личности является одной из основных задач коррекционно-образовательного учреждения, поэтому при организации коррекционной работы необходимо уделять наибольшее внимание тем психическим познавательным процессам, которые играют ведущую роль в социальной адаптации детей.
Социально адаптированная личность –это индивид:
способный контролировать события;
понимать причины стресса:
предпринимать адекватные решения для выхода из сложных ситуаций;
проявлять гибкость в решении проблем;
имеющий низкий уровень тревожности;
поддерживающий оптимальный баланс напряжения и расслабления.
Познавательные процессы, играющие наиболее значимую роль в социальной адаптации, являются: внимание, память и мышление. Развитие этих познавательных процессов способствует как общему интеллектуальному развитию младших школьников с легкой умственной отсталостью, так и их социальной адаптации.
Познавательный интерес и познавательный мотив являются основными составляющими познавательной активности. Таким образом, эти компоненты являются определяющими в выборе средств и методов формирования познавательной активности, а как следствие и познавательной деятельности.
Таким образом, только учет особенностей познавательной деятельности умственно отсталых детей сможет придать процессу обучения коррекционную направленность и эффективность.
Список использованной литературы:
- Бородулина С.Ю. Коррекционная педагогика. – М., 2009.
- Ежканова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. – М.: Просвещение, 2013. – 272 с.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 1993.
- Умственно отсталый ребенок / под ред. А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Основы специальной психологии/ Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. – М., 2002.
- Петрова В. Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? – М., 1998.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности нравственного сознания умственно отсталого школьника
доклад о воспитании нравственности у детей с проблемами в интеллектуальном развитии....
Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»
В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...
Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения.
Использование инновационных технологий в коррекции познавательных процессов умственно отсталых школьников на уроках индивидуального обучения ...
Особенности проявления аграмматизмов умственно отсталых школьников
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме на уровне слова, словосочетания, предложения и текста и является компонентом системного недоразвития речи, которое имеется у умственно о...
Отчет по теме самообразования " Экологическое воспитание как средство развития познавательной активности умственно отсталых школьников" 2019-20 уч.год
Выступление на МО воспитателей по теме СО....
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников.
Особенности познавательных процессов умственно отсталых школьников....
Особенности мышления у умственно отсталых школьников.
Мышление – это высшая форма познавательной деятельности человека, позволяющая отражать окружающую действительность, обобщать и устанавливать связи и отношения между предметами и явле...