Выступление по теме: "Активные методы и приёмы работы с обучающимися на уроках истории"
статья

Покотыло Надежда Сергеевна

Выступление на районном семинаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktivnye_metody.docx18.98 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы и приёмы работы с обучающимися на уроках истории.

 «Скажи мне – и я забуду;

Покажи мне – и я запомню;

Дай сделать – и я пойму»

Китайская поговорка

Главным условием работы современного учителя должно быть проявление заинтересованности педагога в личностном росте ученика, формирование его ценностных ориентиров, личностных качеств. Таким образом, формирование личностных универсальных учебных действий является важным результатом в становлении личности обучающихся, в их адаптации во взрослой жизни.

Активные методы обучения методы, характеризующиеся высоким уровнем активности обучающихся, их включённостьюв учебный процесс, активизирующие и стимулирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач.

Активные методы обучения характеризуются высоким уровнем активности учащихся. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.

Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Обучающиеся являются “субъектом” обучения, выполняют творческие задания, вступают в диалог с учителем. Основные методы это творческие задания, вопросы от учащегося к учителю, и от учителя к ученику.

Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно всё рассказать и показать, но и научить моих учеников мыслить, прививать им навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются и легче актуализируются. 

Считаю, что работа с учебником – один из важнейших методов обучения. При работе с учебником серьёзное внимание нужно обращать на выработку у школьников умения самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал. Как сделать эту работу увлекательной. К примеру, на уроке истории в 5 классе интересным представляется использование фрагмента мультфильма «Лабиринт. Подвиги Тесея», с помощью которого попытаться понять образ греческого героя, его идеи, цели и допустимые средства. При этом в учебнике есть небольшой фрагмент мифа о Дедале и сыне его Икаре. В начале урока можно организовать «чтение по цепочке», что развивает внимание, технику чтения, коллективизм. При изучении новой темы организовать просмотр видеофрагмента. И в конце урока организовать обсуждение типичных черт характера главных героев - Дедала, Икара, Тесея.

Однако часто на своих уроках сталкиваюсь с  проблемой: не все дети умеют устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, анализировать, поэтому у некоторых учащихся проявляется пассивность. В связи с разными творческими и познавательными способностями школьников разрабатываю дифференцированные задания, способствующие выработке чувства успеха и уверенности в себе «слабых» учащихся. Использую в работе метод «Мозговой штурм».

Технология «критического мышления» большое значение отводит приёмам, формирующим умение работать с вопросами. Только те ученики, которые имеют вопросы, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Для организации работы с текстом предлагаю различные приёмы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном, например, «Верное или неверное утверждение», «Инсерт», «Корзина» идей, понятий и другие. Для систематизации полученных знаний использую приём «Кластер».

Приём «Синквейн» (пятистишие) позволяет систематизировать полученную на уроке информацию, даёт возможность описывать суть понятий, выразить своё отношение к изученному на уроке. Мне особенно интересным представляется написание синквейнов на исторических личностей, деятельность которых невозможно оценить однозначно. Например, на уроке истории России в 7 классе после изучения темы «Реформы Петра Великого», предлагаю школьникам написать синквейн про Петра I. Часто бывает, что оценка деятельности личности школьниками получается прямо противоположной. И это обстоятельство может послужить поводом для дискуссии.  

Такой приём очень нравится детям, они с удовольствием пишут синквейны и выражают свою оценку.

Считаю, что данные  приёмы развивают умения систематизировать учебный материал, а также имеют большое значение для систематизации собственных оценочных суждений самими учащимися, отслеживания самого процесса познания.

Таким образом, результативность моего опыта доказывает, применение активных форм работы на уроке способствует активизации деятельности учащихся, развивает критическое мышление, коммуникативные навыки, формирует умение корректно оппонировать, отстаивать свою точку зрения, способствует творческому развитию ученика, актуализирует знания учащихся.

Покотыло Н.С.,

учитель истории, географии

МБОУ Новосельской СОШ Купинского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательские приёмы работы с текстом на уроках истории

Обобщение опыта работы учителя истории....

Использование герменевтического подхода (методы и приёмы работы с текстом) на уроках истории и обществознания в условиях реализации ФГОС общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника и определяет образовательные (личностные, метапредметны...

Мастер-класс по теме «Приёмы работы с источниками на уроках истории»

В работе представлен теоритический и практический материал по работе с историческими источниками...

РМО: "Активные методы и приёмы работы с обучающимися на уроках искусства"

Обобщение опыта учителя изобразительного искусства МБОУ СОШ №1 г. Советский ХМАО-Югры Величутиной Ольги Васильевны...

Методы и приёмы работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Методы и приемы   работы с обучающимися ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)...

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»

Выступление на ШМО «Методы, формы, приёмы работы со слабоуспевающими и неуспевающими обучающимися»...

выступление на тему: "Активные формы и методы работы на уроках музыки"

выступление на тему: "активные формы и методы работы на уроках музыки"...