«Пути формирования здорового образа жизни обучающихся»
статья (5, 6 класс)

Мерлан Ирина Алексеевна

Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение на МО

«Пути формирования здорового образа жизни обучающихся»

Нет на свете человека, который был бы безразличен к своему здоровью. Однако, часто бывает так, что человек себя считает здоровым только потому, что он не чувствует неприятных ощущений в своем организме. Вполне закономерен вопрос: «А что же такое здоровье?» Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов, - записано в Уставе Всемирной организации здравоохранения.

Здоровье – одна из важнейших человеческих ценностей. Французский писатель Стендаль писал: «Человек живёт на земле не для того, чтобы стать богатым, а для того, чтобы стать счастливым». А люди говорят проще: «Здоровье за деньги не купишь». Поэтому одна из важнейших проблем семьи и школы – укрепления здоровья детей с раннего возраста, формирование у детей здорового образа жизни.

На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом её деятельности, важным фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья школьника.

Можно выделить несколько компонентов здоровья:

  1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма человека.
  2. Физическое здоровье – это уровень роста и развития органов и систем организма.
  3. Психическое здоровье – это состояние психической сферы, душевного комфорта.
  4. Нравственное здоровье – это комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система нравственных ценностей.

Можно считать, что критериями здоровья являются:

  1. Соматическое и физическое здоровье – «я могу».
  2. Критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом.
  3. Группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности.
  4. Психическое здоровье – «я хочу».
  5. Нравственное здоровье – «я должен».

Вы знаете, что такое здоровье, и что не может быть здоровья тела без психического здоровья. Возникает вопрос: как же надо жить, чтобы быть здоровым? Образ жизни человека, его поведение и мышление, которое обеспечивает охрану и укрепление здоровья, называется здоровым образом жизни. Основа ЗОЖ – достижение равновесия организма с внешней средой.

Здоровье и ЗОЖ не всегда идут параллельно. Например: один никогда не делает зарядку и не болеет, другой – выполняет требования гигиены, а здоровьем не блещет. В чём здесь дело? Образ жизни – лишь один из факторов здоровья. Установлено, что здоровье зависит от следующих факторов:

- на 50 % - от образа жизни;

- на 20 % - от наследственности;

- на 20 % - от экологической обстановки;

- на 10 % - от здравоохранения.

Основные элементы ЗОЖ:

  1. Двигательная активность.
  2. Рациональное питание.
  3. Недопущение вредных привычек.
  4. Умение управлять своим здоровьем.
  5. Регуляция труда и отдыха.
  6. Оптимальные семейные и брачные отношения.
  7. Любовь к природе и людям.

Всем известно выражение: «В здоровом теле – здоровый дух». Но не менее справедливым будет и обратное утверждение: От здорового духа – здоровое тело». Гармоничное развитие человеческой личности может быть достигнуто только в единстве этих двух здоровых начал. Поэтому совершенно необходимо воспитывать в себе и в детях силу духа – именно она сможет направлять разум в сторону добрых мыслей и положительных эмоций. Мысли должны созидать тело, а не разрушать его.

Здоровье детей и физическое, и психическое, и нравственное – одно из самых больных вопросов школы и общества. И оно зависит не только от внешних условий, но и от отношения самого человека к своему здоровью. Выработка правильного отношения – важнейшее условие оздоровления общества.

Разработка эффективных мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Перед школой стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. создания механизма формирования здоровьесберегающей среды общеобразовательного учреждения.

Вопрос о создании здровьесберегающих технологий обучения и воспитания встал в связи с тем, что в последние годы отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей. За период обучения в школе происходит рост хронических заболеваний и уменьшается число здоровых детей. Каждый 13-й ребёнок до 14 лет в среднем по РТ имеет нарушение осанки.

Анализ обследования здоровья школьников показывает, что с каждым годом уменьшается число детей I медицинской группы здоровья, и растёт число детей II, III и даже IY медицинской группы здоровья.

I группа – лица, у которых отсутствуют хронические заболевания, здоровые, без отклонений.

II группа – дети, не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные отклонения, а также часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие.

III группа – дети, имеющие хронические заболевания, с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания.

IY группа – дети с хроническими заболеваниями, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения заболевания.

Для детей 1 группы ограничений по обучению и оздоровительным мероприятиям нет. Для детей 2 группы необходимы мероприятия, повышающие сопротивляемость организма (закаливание, достаточная двигательная нагрузка, дополнительная витаминизация продуктов питания и т.п.).

Для детей 3 и 4 группы необходим щадящий режим дня, адекватная двигательная нагрузка, лечебное питание и т.п.

В последнее время появилось новое понятие «четыре дефицита»:

  1. Движения;
  2. Свежего воздуха;
  3. Общения с природой;
  4. Близости с родителями.

Заболеваемость школьников носит чётко выраженную возрастную периодичность:- 6-7 и 11-15-летние дети – это группы риска в плане здоровья. Количество детей с временной утратой трудоспособности в 5 классе в 4,5 раза больше, чем во 2 классе, а возрастная группа11-15 лет имеет наивысшие показатели заболеваемости. Кроме того, процесс обучения вызывает нередко формирование пассивной долговременной адаптации, возникает целый ряд хронических заболеваний, которые можно отнести к разряду «школьных».

К концу обучения в школе: - примерно у 40 % детей сформирован сколиоз, - в среднем 20 % школьников страдают заболеваниями глаз, - 25 % желедучно-кишечного тракта и желчевыводящих путей. Причём в 11-15 лет идёт наибольшая выявляемость указанных заболеваний, то есть самая активная возрастная зона в формировании хронической патологии.

Здоровье детей зависит от очень многих причин, и школа здесь далеко не первая виновница. Действительно, уже первый медосмотр детей в школу показывает, что 70 %из них приходят в школу с различными отклонениями в здоровье: от искривления позвоночника до порока сердца и нарушения эндокринной системы.

В течение всей школьной жизни дети ежегодно проходят медосмотры. Но, как правило, они поверхностны. Ни анализов, ни тщательного медицинского осмотра специалистами. А к 11 классу, когда юноши идут на призывную комиссию, каких только болезней не обнаруживается. Вместе с аттестатом о среднем образовании ученики приобретают целый список болезней: неврастению, близорукость, нарушения осанки, желудочно-кишечные болезни.

Сельская школа имеет свои особенности, которые нужно учитывать при организации оздоровительной работы в ней. Существует ряд положительных факторов, способствующих укреплению здоровья детей. Значительное привлечение к физическому труду, как в личном хозяйстве, так и в школе, дают большое преимущество сельским детям в увеличении двигательной активности, а это фундамент ЗОЖ.

Важными компонентами здоровья школьников являются физическое, эмоциональное, интеллектуальное, социальное и духовное здоровье. Духовное здоровье влияет на уровень физического. Здоровье, творчество и духовность – три взаимосвязанные составные части гармонично развитого человека. Детям. Как воздух необходима самостоятельность, увлекательная игра, изобретаемая ими самими, нужно свободное общение – иных путей к развитию эмоций и интеллекта нет.

Основная работа по укрепления здоровья учащихся в школе ведётся на уроках физической культуры. Также проводятся классные часы, беседы, внеклассные мероприятия, соревнования, конференции, посвящённые ЗОЖ. Дополнительное образование создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья школьников, обеспечивает развитие личности с учётом её индивидуальных способностей, мотивов, интересов, ценностных ориентаций.

Ряд неблагоприятных условий, отрицательно влияющих на развитие и воспитание детей, не могут беспокоить всех нас. Поэтому нам педагогам отводится особая роль и особая ответственность, тем более в сельской школе, когда педагогу приходится вести не только урок согласно программе, но быть и медиком, и психологом, что называется «и швец, и жнец, и на душе игрец». Чтобы переустроить наше общество, нужны люди, здоровые физически и здоровые духом. Поэтому от нас - от школы, семьи, медицинских работников – от всего общества требуются большое внимание и огромная работа по укреплению здоровья молодого поколения. И мы, педагоги, надеемся на вас, родители, на ваше сотрудничество с нами, на вашу помощь и поддержку.

Огромное значение имеет оздоровительная работа, рациональное питание детей и целенаправленное физическое воспитание. Ведь физическая культура – это образ жизни человека, в которую должны быть вовлечены все люди, независимо от возраста. Все понимают роль спорта, но сами взрослые порой почему-то остаются в стороне. Одному не хватает времени, другому – терпения, третьему – организованности. Не ко всем заглядывает утром добрая волшебница гимнастика, а начинать надо с раннего детства. Очень важно обострить у ребёнка чувство «мышечной радости», как назвал его великий русский физиолог И.П.Павлов, - чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к полному его угасанию. Не упустить время – вот главное, что надо знать родителям на это счёт.         Возможность привить ребёнку не только потребность в двигательной активности, но и умение удовлетворить её, выбрав индивидуальную программу действий, - важное преимущество семейного физического воспитания. А в совместных занятиях родителей и детей заключается большой нравственный смысл. Научить детей развивать собственные двигательные способности так же важно, как и научить их рационально питаться, со вкусом одеваться, понимать искусство. И нельзя забывать о режиме дня. Режим – одно из важнейших условий успешной учебы и хорошего настроения. Мне хотелось бы предложить примерную схему режима дня для школьников, посещающих занятия в 1 смену (с 8.30 ч) и продолжительность различных видов суточной деятельности (в часах). (Таблицы - 2).

Ведь здоровье детей – ценность общественная. Наша задача – воспитать не только физически здоровую, но и духовно развитую личность. Это вопрос, от решения которого зависит благополучие и здоровье общества в целом и каждого его члена.

Как гласит народная мудрость: «У кого есть здоровье – у того есть надежда, у кого есть надежда – у того есть всё».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи и школы в формировании здорового образа жизни обучающихся

Презентация подготовлена для выступления на педагогическом совете школы...

Формирование здорового образа жизни обучающихся как важный сегмент педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Опыт работы по организации и проведению уроков ОБЖ по разделу формирования ЗОЖ, уроков здоровья;по реализации образовательных программ по профилактике социально-значимых заболеваний (СЗЗ);по проведени...

Программа проекта по формированию здорового образа жизни обучающихся «Здоровый ребёнок - здоровое общество».

Иностранный язык является одним из наиболее трудных школьных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующий от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Поэ...

Доклад на общешкольном родительском собрании "Система работы классного руководителя по формированию здорового образа жизни обучающихся"

Система работы классного руководителяпо формированию   здорового образа жизни  обучающихся.«Учитель многое может, и, если все, что он может сделать для укрепления здоровья школьников, он дел...

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»

ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА «Формирование здорового образа жизни обучающихся ГБОУ СОШ №1652»...

Пути формирования здорового образа жизни у учащихся средних общеобразовательных школ на уроках английского языка

Одним из приоритетных направлений развития инновационной деятельности является работа,  осуществляемая в  области здоровьесохранения учащихся. Использование педагогом здоровьесберегающих тех...