Доклад "Психологическая диагностика обучающихся"
методическая разработка
Материал к педагогическому совету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_diagnostika_obuchayushchihsya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая диагностика обучающихся.
Уровень творческих способностей
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленность на открытие нового и склонность к глубокому осознанию своего опыта.
Э. Фромм
В условиях модернизации казахстанской системы образования, в условиях демократизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях на современном этапе все более отчётливо прослеживается тенденция формирования творческой личности в связи с принципиально новыми функциями художественного образования и эстетического воспитания, в системе современного образования и, прежде всего, с переориентацией целевых установок. Цель образования в современном мире совпадает с целью жизни человека. Это самореализация, создание условий реализации возможностей ребёнка в этом мире. Этим целям созвучна природа творческого развития личности ребенка.
Подходы к решению проблемы выявления и развития творческих способностей и в отечественной, и в зарубежной педагогической психологии весьма разнообразны. За рубежом для характеристики творческих способностей личности чаще всего используется понятие «креативность». Более того, это понятие соотносится с творческим мышлением, так как критерии творческого мышления и креативности личности весьма сходны. Что такое креативность? Аналога в русском языке этому слову, пожалуй, нет, в буквальном переводе креативность означает «творческость». Это способность порождать необычные идеи, отличаться мышлением от привычных схем, разрешать проблемные ситуации необычными способами. Креативность может проявляться в самых разных областях – не только в области искусства. А самое главное – помогать при решении жизненных проблем.
Креативный человек – это тот, кто обладает особым видом мышления – дивергентным. Дивергентное (творческое) мышление – противоположность конвергентного (традиционного, нетворческого) мышления. Конвергентное мышление подразумевает нахождение единственно правильного решения задачи или проблемы – путём интеллектуальной работы с имеющейся информацией. Но такое решение является правильным в общепринятом понимании этого слова, то есть достаточно традиционным и шаблонным. В дивергентном же мышлении оригинальные и необычные идеи возникают в результате выдвижения многих вариантов решения проблемы. При этом разум не скован стереотипами. Он более свободен в решении проблем, постоянно рождает новые идеи, отыскивает неожиданные повороты и ходы, использует привычные вещи непривычными способами, видит то, что не замечают другие. В отечественной педагогике творчество и творческие способности рассматриваются более глубоко и широко. Только творческое мышление не отражает всех аспектов творческой направленности личности. В творчестве не менее важны и восприятие, и воображение, и тем более – фантазия.
Основная цель диагностики в классе:
- корректировка воспитания учащихся;
- определение типов темперамента;
- выявление уровня развития внимания, памяти, мышления;
- определение уровня развития творческих способностей учащихся.
Расширение представлений о человеке.
Недописанный тезис
Дописать тезис – это значит высказать вполне определенное суждение и обозначить свое отношение к предмету речи. Фраза напечатана на карточке для каждого участника и он эту фразу на карточке дописывает:
« Если ты видишь недостатки человека…»
« Быть человеком…» и т.д.
Ребята написали такие продолжения:
На 1 фразу –
- То я подскажу
- Подумаю про себя
- Промолчу и сделаю вывод про себя
- Я не обращу внимания
- Подумаю, что этот человек невоспитан.
На 2 фразу –
- Надо научиться
- Значит, быть добрым и личностью
- Уважать мнение других, поступать по-человечески
- Жить как человек
- Значит, быть воспитанным
Раздел 2. Формирование представления об индивидуальности и особенности своего « Я».
Я – ПОЗИЦИЯ
Выявляются отношения с коллективом. Ученик выбирает свое место в коллективе и показывает его на таком рисунке:
Я
При проведении этих методики особенно следует заботиться о сохранении тайны личности. И в ходе тестирования нужно предусмотреть все, чтобы чужой глаз не заглянул в схему, которую рисует рука подростка.
Тест графический
Учащимся предлагается нарисовать в ряд семь кругов и назвать в них близких людей: это могут быть родители, друзья, учителя. Определить и свое место.
Анализ:
- Учитывается местоположение «Я». Чем ближе к началу, тем выше самооценка личности, чем дальше, тем более она занижена. Адекватная самооценка соответствует 3 -4 кругу.
- Учитывается, кто из близких людей расположен рядом с «Я» - это наиболее значимые люди.
- Учитывается значимость людей для личности ( слева направо).
Раздел 3. Формирование отношения к этикету как норме жизни общества.
НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС
« Друг – это…»
- Помощь любимого человека
- Человек, с которым ты можешь всегда поделиться горем и радостью, можешь на него всегда положиться
- Человек, который всегда тебя поймет
- Как будто близкий человек, который никогда, повторяю никогда не предаст, не обманет и в беде всегда с тобой.
« Говорить друг другу правду, неприятную ему…»
- не надо
- не надо, но случаи бывают разные
- надо, пусть она и горькая, но правда.
« Гордость и скромность – это одно и то же или…»
- безусловно, это разные вещи
- это разные понятия
- нет
« Друзей может быть много…»
- нет, друзей не бывает много
- и это правда
- а настоящий только один
- а лучший друг один
- не может, много их практически нет!!! А настоящий друг только один или его нет.
Раздел 4. Формирование полового самосознания и здорового образа жизни.
НЕДОПИСАННЫЙ ТЕЗИС
« Быть счастливым значит быть здоровым…»
- это правда
- не всегда так бывает
- конечно, только чтобы рядом с тобой был любимый человек
- не только здоровый человек может быть счастливый
- это не правда
« Курить значит стать взрослее…»
- да –
- нет –
- лучше курить, значит быть глупее, болеть
« Наркотик убивает жизнь…»
Раздел 5. Развитие творческого мышления и самостоятельности.
ВООБРАЖЕНИЕ
В течение трех минут придумать и записать как можно больше вариантов того, что напоминает данный рисунок.
Например, чашка на блюдце, бублик, колесо и т. д.
Тринадцать примеров – хороший результат.
СЛОВЕСНАЯ БЕГЛОСТЬ И ГИБКОСТЬ
В течение трех минут написать как можно больше слов, содержащих заданную букву ( например, «С»).
Анализ: учитывается количество написанных слов и местоположение буквы ( ограничение испытуемого, например, использование заданной буквы только в начале слова, может говорить о недостаточности творческого мышления)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа»
Модель психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях работы прграммы-инициативы "Наша новая школа"...
Диагностика обучающихся
Анализ диагностики обучающихся....
Диагностика обучающихся по русскому языку
Анализ диагностики обучающихся по русскому языку....
Материалы для диагностики обучающихся 9 класса
3 варианта тестов для обучающихся 9 класса, состоящих из частей А и В, позволяют выявить уровень подготовки к ОГЭ....
Психолого-педагогическое сопровождение и диагностика обучающихся как факторы саморазвития и самоопределения личности по программе-инициативе «Наша новая школа» «По проведению комплексной диагностики психофизического и социально-личностного развития
В последнее время в системе образования России усилиями учёных и практиков сложилась особая культура поддержки и помощи ребёнку в учебно-воспитательном процессе – психолого-педагогическое сопровождени...
Технология проведения стартовой диагностики обучающихся
Стартовая диагностика при вхождении в программу...
Результаты диагностики обучающихся
Данный материал представляет собой результаты диагностики обучающихся и используемые методики...