«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)
статья
«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ» (из опыта работы)/ публикация статьи в сборнике публикация в сборнике материалов IV открытой городской педагогической конференции "Панорама педагогических идей" в рамках Творческого АРт-марафона "От идеи до воплощения", посвященного Году педагога и неставника в России
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_iz_opyta_raboty_ovz.docx | 35.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развитие творческих способностей детей с ОВЗ»
(из опыта работы)
Степанова Елена Михайловна,
Трунова Наталья Васильевна,
Хазырова Фатима Валиулловна,
Ульбаева Гайша Валиулловна
преподаватели МБОУ ДО «ДХШ»
В условиях серьезных социально-экономических перемен, происходящих в российском обществе и государстве, проблема интеграции детей-инвалидов в социум становится особенно актуальной. Исследователи отмечают, что эта социальная категория маленьких граждан оказывается наиболее уязвимой в процессе реализации экономических, социальных, культурных, личных и политических прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. В России права инвалидов на участие в жизни общества и защита их интересов закреплены федеральным законодательством и рядом подзаконных актов. Одним из направлений деятельности по реализации государственной политики в муниципальной системе образования в области социально-правовой защиты детей является реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.
Во ФГОС ДО представлено пять направлений развития и образования детей (образовательными областями) через которые должно обеспечиваться развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности. Одна из образовательных областей («Художественно-эстетическое развитие»), предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности и включает в себя изобразительную деятельность. Изобразительная деятельность, в свою очередь, имеет немаловажное значение для всестороннего развития ребенка, принося положительные эмоции, позволяет развивать творческие способности, воображение, образное и пространственное мышление, развивает мелкую моторику рук.
В образовательный процесс МБОУ ДО «Детская художественная школа» кроме занятий изобразительного направления включены занятия по анимации, которые проходят в двух мастерских студии «ТаЁЖкина».
Мультипликация в образовательном процессе - это новый универсальный многогранный способ развития ребёнка в современном визуальном и информационном насыщенном мире. В коррекционной педагогике – новое направление в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии коммуникативных навыков. За время создания фильма ребёнок может побывать в роли сочинителя, сценариста, актера, художника, аниматора и даже монтажера, то есть, знакомится с разными видами творческой деятельности, получает много новой информации.
Работа с детьми ОВЗ в художественной школе ведется не один год. Каждый год преподаватели проводят в КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ОВЗ" мастер-классы по изготовлению новогодних открыток и сувениров.
Для детей с особенностями развития очень важна социализация, общение, смена деятельности, расширение кругозора. Поэтому, кроме мастер-классов на территории КОУ "Мегионская школа для обучающихся с ОВЗ. мы несколько лет практикуем проведение различных мастер-классов с детьми ОВЗ в стенах художественной школы, приглашая их с родителями, воспитателями детского сада, преподавателями.
Одним из направлений работы с «особенными» детьми является создание фестивального фильма на мастер-классе, который проходит в рамках Открытого городского фестиваля-конкурса детского анимационного кино «ТаЁЖкины сказки». Тема фильма созвучна теме фестиваля. В мастерских анимации студии «Та»Жкина» в течение часа дети знакомятся с различными техниками: рисуют, лепят, создают из предметов героев фильма. Ребята учатся снимать на мультипликационном станке маленькие этюды, которые мы (преподаватели) в дальнейшем монтируем в единый видео фильм. В работе с детьми на мастер-классе нам помогают: родители, воспитатели. Пока преподаватели работают с детьми непосредственно над созданием анимационного ролика (изготовление декораций, рисование или лепка фигур, фотографирование и т.д.), тьюторы в процессе занятия уделяют внимание каждому ребенку, откликаются на вызванные в процессе творчества эмоции, поддерживают в нужный момент.
Готовый продукт, фильм, принимает участие в конкурсе фильмов фестиваля «ТаЁЖкины сказки», в мероприятии закрытия фестиваля во Дворце искусств.
Кроме работы на фестивале «ТаЁЖкины сказки» мы проводим занятия по рисованию и анимации для детей ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении в общеобразовательной школе.
Цикл занятий строится от постановки творческой задачи до достижения творческого результата и делится на этапы создания фильма. Сначала это фильмы-этюды, затем сюжетные мультфильмы.
Этапы работы над фильмом:
-Выбор или создание сценария (мини-стихотворение, сказка, драматургический этюд);
- Создание образов персонажей фильма,
-Создание фона или пространства, в котором действуют персонажи;
- Поиск и подготовка звукового оформления, шумов, запись текста…
-Съемка сцен фильма. Работа аниматора, приводящего в движение героя и оператора, производящего съемку кадра.
- Монтаж фильма осуществляется преподавателем.
Методика обучения анимации предусматривает поэтапное ознакомление детей с различными техниками анимации:
-Рисованная анимация, где фазы движения повторяют фазы движения персонажей;
-Предметная (или кукольная) анимация, суть которой - в оживлении объемных предметов;
-Пластилиновая анимация;
-Песочная анимация;
-Рисунок на сыпучей поверхности: используются песок, крупа, подкрашенное зерно, сахарный песок, кофе, и т.д.
В работе с детьми в основном используется техника стоп-моушен, которая позволяет сделать «героями» мультфильма все что угодно: предметы из школьного портфеля, камни, листья и шишки, найденные на улице, любимые игрушки, принесенные из дома и даже самих юных аниматоров – т.е. фигуры людей.
Все занятия соответствуют уровню возрастных, интеллектуальных и двигательных возможностей детей и проводятся только в игровой форме, так как игровая деятельность в работе с детьми такой категории является приоритетной.
При организации занятий акцент делается на частой смене деятельности и использовании здоровьесберегающих технологий.
Детям ОВЗ свойственны: рассеянное внимание, переключение на посторонние факторы, быстрая утомляемость. Поэтому в обучении рисованию им наиболее интересны нетрадиционные техники рисования, позволяют создавать очень выразительные художественные образы. Это: оттиск поролоном, осенним листочком или другим предметом, тычёк жёсткой полусухой кистью или ватной палочкой. Детям интересны такие техники как: клякслграфия, каракулеграфия, монотипия, восковые мелки и акварель, рисование солью, граттаж, ниткография, пластилинография, рисование мыльными пузырями и т.д. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь можно рисовать, чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику.
Использование нетрадиционных техник рисования повышает интерес к занятиям, развивает детей интеллектуально и физически. Это огромная возможность для детей с ОВЗ думать, пробовать, искать, экспериментировать. На уроках рисования Малинский Кирилл и Лесюк Макар с интересом учатся работать разными материалами. Рисунки приняли участие и стали победителями в разных школьных выставках: «Моя мама», «Победный май», «В единстве наша сила». Они стали победителем II зонального открытого интернет-конкурса «Талантливых детей с ограниченными возможностями здоровья и детей инвалидов «Творчество для души». https://vk.com/album-187412516_292087813
Кроме рисования ребята с удовольствием учится придумывать и создавать свои фильмы.
Для работы с «особенными детьми» требуется специальная подготовка.
КУРСЫ
Съемка мультфильма для детей - это увлекательное занятие, игра. Знания, приобретаемые детьми в ходе создания мультфильма, становятся их достижением, их личным опытом опыт; дети сами находят ответы на вопросы, развивают творческие способности, коммуникативные навыки. Ребенок передвигает персонажи, наделяя их душевными качествами, перевоплощается в них, становится участником этого действия, вносит элементы импровизации, это придает особую оригинальность работе.
- Фестивальные фильмы
«Торт для ёжика»
https://vk.com/video-210233552_456239169
Автор фильма - Арсен Меджидов ребенок-бабочка . Возраст - 10 лет
Преподаватели: Хазырова Фалима Валиулловна, Трунова Наталья Васильевна, Степанова Елена Михайловна.
Мама Арсена – Жасмин Меджижова.
«Зажги синим»
https://vk.com/video-210233552_456239168
Авторы фильма:
Воспитанники детского сада МАДОУ №10 «Золотая рыбка». Возраст – 7 лет
Максим. Атаханов Эмирлан, Марк, Розов Ратмир, Герасимов Алеша.
Преподаватели:
Заступаева Елена Владимировна, Степанова Елена Михайловна, Трунова Наталья Васильевна, Хазырова Фатима Валиулловна.
Воспитатели-тьюторы:
Кунафина Елена Михайловна, Михайлова Елена Николаевна, Педченко Ольга Александровна, Сорока Марина Валерьевна, Фатхутдинова Галия Равильевна.
«Потому что это – мама»
https://vk.com/video-154895266_456240107
Авторы фильма:
Воспитанники детского сада МАДОУ №10 «Золотая рыбка». Возраст – 6-7 лет
Лесюк Макар, Розов Ратмир, Герасимов Алеша, Саяхов Илья, Атаханов Эмирлан, Трушников Костя.
Воспитатели-тьюторы:
Кунафина Елена Михайловна, Михайлова Елена Николаевна, Педченко Ольга Александровна, Сорока Марина Валерьевна
Арсен Меджидов ребенок-бабочка. Возраст - 10 лет
Мама Арсена – Жасмин Меджидова.
Чванов Матвей – 6 лет
Разин Саша – 5 лет
Мамы – Анжела и Светлана
Малинский Кирилл. Возраст – 10 лет.
Преподаватели:
Степанова Елена Михайловна, Трунова Наталья Васильевна, Хазырова Фатима Валиулловна, Ульбаева Гайша Валиулловна.
- «В гостях у Ёжика»
Фильм снят на мастер-классе в МАДОУ ДС№8 «Белоснежка»
https://vk.com/video-210233552_456239159
Авторы фильма – воспитанники группы «В» компенсирующей направленности для детей ТНР. Возраст - 6-7 лет.
Горняк Даниил, Сорокина Валерия, Русакова София, Набиева Есения, Габдрахманова Юлия, Беликов Иван, Карпук Артем
Воспитатели: Ишьярова Розалия Галгатовна, Улаева Татьяна Николаевна.
Преподаватели: Хазырова Фатима Валиулловна, Ульбаева Гайша Валиулловна.
3. Фильмы Малинского Кирилла. Возраст-10 лет
«Встреча»
https://vk.com/video-210233552_456239156
Преподаватель: Хазырова Фатима Валиулловна
«Истории Кирилла»
https://vk.com/video-210233552_456239157
Преподаватель: Хазырова Фатима Валиулловна
«Хитрые Зайцы»
https://vk.com/video-154895266_456240100
Преподаватель: Степанова Елена Михайловна
«Танец дружбы»
https://vk.com/video-154895266_456240098
Преподаватель: Степанова Елена Михайловна
4. Фильмы Лесюк Макара. Возраст-7 лет
«Листик-листопад»
https://vk.com/video-154895266_456240097
Преподаватель: Степанова Елена Михайловна
«Рождество»
https://vk.com/video-154895266_456240101?t=14s
Преподаватель: Степанова Елена Михайловна
«Рыбка»
https://vk.com/video-210233552_456239166
Преподаватель: Степанова Елена Михайловна
«Неизведанный космос»
Авторы:
Малинский Кирилл (10 лет), Лесюк Кирилл (7 лет)
https://vk.com/video-210233552_456239167
Преподаватель: Степанова Елена Михайловна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества». Работа по теме самообразования:
Работа по теме самообразования: « Развитие творческих способностей детей средствами декоративно- прикладного творчества»....
"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)
Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...
"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)
Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...
Развитие творческих способностей на уроках геометрии (из опыта работы).
Методическая разработка....
Развитие творческих способностей на уроках геометрии (из опыта работы)
Методическая разработка....
Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки
Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...
Обобщение опыта по теме «Музыкально-театральные постановки как средство развития творческих способностей детей»
Данный материал был подготовлен для выступления на районном методическом объединении учителей музыки Чеховского района Московской области и обобщает трехлетний опыт работы автора в качестве руко...