Программа самообразования по теме: «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения»
материал
Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогу самые высокие требования, поэтому самообразование - это необходимое условие профессиональной деятельности. Совершенствование качества обучения и воспитания в СПО напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Применение новых технологий способствует повышению познавательной активности обучающихся на уроках, а как следствие повышение качества обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ps-naumyonok.docx | 41.15 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа самообразования
на 2019-2024 гг.
Составитель: Наумёнок Р.А.,
преподаватель математики
Рославль
Пояснительная записка
«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели,
когда человек настолько созрел,
что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни,
и знает способ и средства, как он это может осуществить
в качестве индивидуума, воздействующего на мир»
А. Дистервег
В современных социокультурных условиях на смену классическим представлениям о возможности формирования "всесторонне развитой личности" пришло понимание о принципиальной незавершенности образования человека, о том, что сущностью любого образования выступает самообразование. Сегодня поток информации в любой про-фессиональной области не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования. Необходимость в самообразовании как особом виде деятельности профессионала, как образе жизни человека в условиях развитого информационного пространства все время возрастает. Это утверждение касается и педагогической деятельности. Для педагога сегодня недостаточно просто работать в образовательном учреждении и знать хорошо свой предмет, чтобы соответствовать современному уровню требований общества, ему необходимо постоянно обновлять и обогащать свой профессиональный потенциал.
Профессиональное самосовершенствование и саморазвитие педагога в условиях реализации ФГОС СПО в принципе невозможно, если он сам не увидит пробелы в общепедагогических знаниях, в знаниях по преподаваемым основам науки, недостаточность своего педагогического инструментария. Приступая к работе по саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, педагог должен иметь данные анализа своей работы за определенный период, объективную их оценку и рекомендации коллег по улучшению своей деятельности.
Введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения на всех ступенях общего образования и среднего профессионального образования связано с проблемой обеспечения нового качества образования, которое должно соответствовать меняющимся социально-экономическим реалиям. На сегодняшний день федеральные государственные образовательные стандарты подразумевают разработку и использование современных подходов и идей в образовании. Однако, при реализации стандартов нового поколения невозможно обойтись без использования перспективных идей прошлого, а именно, таких как системно-деятельностный подход, который предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. Данный подход, концептуально базируется на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. При реализации ФГОС СПО необходимыми направлениями модернизации являются следующие:
— компетентностный подход;
— включение надпрофессиональных компетенций;
— выход в профессиональной характеристике на профессиональный стандарт;
— уровневое построение стандарта на профессию;
— блочно-модульное построение стандарта;
— введение специфических требований к практическому обучению;
— введение специфических требований к экзаменам.
Естественно-математическая подготовка является полноправной и важной составляющей среднего профессионального образования, и осуществлять ее необходимо в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и реализацией новых образовательных программ.
Обучение математике способствует становлению и развитию нравственных черт личности – настойчивости и целеустремленности, познавательной активности и самостоятельности, дисциплины и критичности мышления, способности аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения.
Для того чтобы управлять познавательной деятельностью студентов, необходимо сформировать у них нужную мотивацию, которая в свою очередь, зависит от потребностей. Каждому необходимо подбирать свою мотивацию, свои стимулы, которые заставят его работать.
Мотивы определяются убеждениями, идеалами, установками, потребностями, интересами. Все эти образования связаны и влияют друг на друга.
Большой интерес можно возбудить к тому, в чем возникает потребность, что имеет жизненно важное значение. Если у человека не развиты потребности, то он в своем развитии не достигнет достаточного уровня, а человек пришел в этот мир, чтобы развиться.
Следовательно, я обучение на уроках математики строю, связывая его с жизнью, чтобы перед обучающимися вставали задачи значимые, в решение которых включался бы он активно.
Совершенствование методики преподавания и методов обучения неразрывно связано с вопросами развития самостоятельности студентов. Самостоятельность играет весомую роль не только в деле общего образования, но и в подготовке студентов к их дальнейшей трудовой деятельности. Самостоятельность-это качество человека, которое характеризуется сознательным выбором действия и решительностью в его осуществлении. Без самостоятельности в обучении немыслимо глубокое усвоение знаний.
Однако среди мотивов самостоятельной деятельности студентов одним из самых важных является интерес к предмету, который осознается раньше, чем другие мотивы. К примеру, задачу по нахождению площадей боковых поверхностей тел заменяю задачей, связанной со строительной профессией. Такая формулировка задачи заинтересовывает и привлекает к деятельности быстрее, чем стандартная. Подбираю и составляю прикладные задачи профессиональной направленности и производственного содержания. Решение таких задач способствует повышению интереса студентов к изучению теоретического материала, заставляет осмыслить математическую сущность производственных процессов, а, следовательно, приводит к повышению качества знаний учащихся.
Сочетание индивидуальных и коллективных форм учебно-познавательной деятельности студентов создает условия для активизации их самостоятельной деятельности и тем самым способствует всестороннему развитию и успешному обучению каждого учащегося.
Наиболее распространенной формой работы, обеспечивающей повышение самостоятельной деятельности студентов, являются самостоятельные работы, а их продолжением - дифференцированные задания.
Дифференцированные задания не только способствуют развитию логического мышления студентов, но и контролируют уровень такого развития, а также позволяют выявить студентов склонных к дедуктивному мышлению, способствуют дальнейшему их развитию и помогают подтянуть до более высокого уровня остальных. Такие задания являются одной из форм фронтально - коллективной деятельности. Организация такой общей работы сопряжена с большими трудностями (установление личностных связей, взаимопонимания, осуществления контроля и оценка), однако она позволяет объединить силы всего коллектива, показывая всем одновременно их достижения и ошибки и важна для сплочения и развития коллектива, формирования общих и профессиональных компетенций.
Усиление практической направленности преподавания – одна из основных задач, поставленных перед системой профессионального образования. Превращение науки в непосредственную производительную силу ведет к тому, что знания по предметам естественно-математического цикла становятся не только базой для овладения специальными знаниями, они выступают в качестве квалификационного требования к рабочим многих современных профессий. Вот почему профессиональная направленность становится необходимым условием преподавания общеобразовательных предметов в учреждениях СПО. Профессиональная направленность обучения даёт возможность показать, как изучаемые основы наук находят применение в практике, влияют на развитие техники и технологии, на эффективность производственной деятельности квалифицированного рабочего. Именно в сохранении преподавания основ наук в школьном объеме и акцентировании внимания студентов на возможности применять знания по математике, химии, физике и другим предметам при изучении конкретной профессии, есть сущность концепции профессиональной направленности.
Изучение математики для большинства обучающихся колледжа не является самоцелью. Они нуждаются в значительно большем: в сведениях, которые увязывают математические знания с их будущей профессией, показывают математику как орудие практики, как непосредственного помощника человека при решении им различных проблем.
Поэтому, главная задача преподавателя математики, работающего в системе среднего профессионального образования, - усилить прикладную направленность обучения математике.
В качестве примера можно рассмотреть организацию такой работы в группе по специальности «Сварщик». Естественно-математическая подготовка сварщиков имеет решающее значение для формирования у них многих качеств – таких, как умение работать самостоятельно, сравнивать и оценивать качество выполняемой работы в соответствии с требованиями, умело координировать свои движения и быстро реагировать на изменения ситуаций. Развивается чувствительность зрительного и слухового анализаторов, формируются навыки соблюдения технологической последовательности выполняемых работ. Все это способствует росту компетентности будущих сварщиков, высокой мобильности, что позволит ему быть конкурентным в сложных рыночных условиях.
Одной из причин «трудности» геометрии для обучающихся и быстрого забывания изученного материала, является отсутствие на многих уроках живого интереса студентов к предмету, а также невнимание к формированию прочных и разнородных ассоциаций изучаемого материала с отдельными элементами их умственной деятельности.
Добиться прочного знания курса геометрии можно лишь при условии, когда обучающийся практически на каждом шагу убеждается, что знание свойств геометрических понятий с успехом применимо к разрешению многочисленных и разнообразных задач, возникающих в повседневной жизни, в технике.
При повторении материала по геометрии за курс основной школы (треугольников, четырехугольников, круга, длины окружности и формул для вычисления площадей) будущие сварщики учатся вычислять режимы источников питания (подсчет режима сварки в зависимости от источника питания), рассчитывать расход металла (электродного) при изготовлении изделия, производить расчет длины сварки швов при изготовлении изделий.
При изучении темы «Многогранники» производим расчет площадей и объемов изделий, имеющих форму многогранников; расчеты количества материалов, идущего на изготовление изделия; изменение размеров фигур с учетом подобия.
Для будущих сварщиков профессионально значимым является тема «Тела вращения». Обучающимся необходимо научиться производить точный расчет длины сварных швов (стыковых, угловых) при изготовлении резервуаров, цистерн, емкостей, имеющих форму фигур вращения; уметь увидеть фигуры вращения и их сечения в узлах стропильных ферм из круглых труб, плоскосвариваемых труб; научиться производить расчет расхода электродного материала с учетом размеров электродов; рассчитывать материал и массу изделий, имеющих форму фигур вращения и т.д.
Можно значительно повысить интерес обучающимся к предмету не только на уроке, но и при помощи системы внеурочной деятельности, в процессе которой обучающиеся готовят презентации профессиональной направленности с некоторыми задачами.
Применяя различные формы и методы обучения, мне удалось заинтересовать обучающихся в обучении математики, а также повысить качество знаний по предмету.
Актуальность:
Актуальность выбранной мною темы заключается в переходе на новый ФГОС, в основу которого положен системно - деятельностный подход, ориентированный на личность обучающегося, его социализацию.
Я определила для себя следующую тему самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения». Считаю, что применение новых образовательных технологий способствуют самореализации и успешной социализации личности ребенка., способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Исходя из концепции развития математического образования в Российской Федерации, очень важно понимать, что изучение математики играет системообразующую роль в совершенствовании качества обучения и воспитания в системе СПО. А это напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Поэтому самообразование преподавателя - это необходимое условие профессиональной деятельности педагога.
Цели
- повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность как преподавателя математики в рамках перехода на ФГОС,
- формировать способность к творческому саморазвитию, к творческой деятельности;
- уметь видеть проблемы к прогнозированию, к внедрению инноваций, к исследовательской работе, к опытно-экспериментальной работе;
- обеспечить программирование своей деятельности, творческой рефлексии, генерирование идей, воплощение творческого замысла.
Задачи: продолжить работу над повышением научно-теоретического уровня в области теории и методики преподавания математики:
- Разработать и внедрить в практику образовательной деятельности программу по математике с применением ИКТ,
- Разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации;
- Изучить психологические и возрастные особенности школьников.
- Определить индивидуальную траекторию развития обучающегося
- Повысить мотивацию и качество знаний обучающихся, развивать их творческие способности, логическое мышление.
- Воспитание социально-активной, интеллектуально-развитой личности.
Чтобы поставленная цель была достигнута, необходимо систематически заниматься самообразованием.
Основные направления моей деятельности:
- Профессиональное (предмет преподавания) и методическое (педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, информационно-компьютерные технологии),
- Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей),
- Охрана здоровья,
- Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.),
- Правовое,
- Эстетическое (гуманитарное)
Этапы реализации: Сроки: 2019- 2024 гг.
Источники самообразования:Специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; медиа-информация на различных носителях, семинары, конференции, мероприятия по обмену опытом, мастер-классы, курсы повышения квалификации, выставки.
Формы и методы самообразования:
- Индивидуальная, основана на индивидуальном плане самостоятельной работы над повышением профессионального и методического уровня;
- Групповая, основана на участии в деятельности жизни колледжа, через участие в деятельности РУМО.
- Курсы повышения квалификации (очные, заочные, дистанционные)
Ожидаемый результат самообразования:
- повышение качества преподавания предмета ;
- разработка учебных рабочих программ, сценариев внеклассных мероприятий с применением ИКТ;
- разработка и апробирование дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок;
- выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии на уроках математики;
- разработка и проведение открытых уроков, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме;
- доклады, выступления на заседаниях ПЦК, участие в конкурсах и конференциях с самообобщением опыта.
Планируемые результаты самореализации:
- Разработка комплекта электронных уроков по математике
- Разработка пакета материала в электронном виде, в том числе:
комплекта дидактики по предмету (самостоятельные, практические и контрольные работы);
- комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету);
- сборника предметных кроссвордов;
- пакета олимпиадного материала для подготовки обучающегося,
- пакета материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное обучение с применением игровых моментов),
- базы данных методик обучения,
- пакет сценариев уроков с применением информационных технологий,
- пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.),
- комплекта внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления),
- страниц электронного учебника «Математика», «Алгебра», «Геометрия»,
- пакета психолого-педагогических материалов для преподавателя.
Решение поставленных задач будут осуществляться через применение активных форм и методов обучения:
- нетрадиционное начало традиционного урока
(эпиграф, видеофрагмент, ребус, загадка);
- постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных
ситуаций;
- использование видео и компьютерной наглядности, электронных
учебных пособий, интерактивной доски и др.; использование опорных схем;
- нетрадиционные виды уроков (урок-конкурс, урок-игра);
- игровые приемы;
- выполнение обучающимися проектов по предмету
(кроссворды, ребусы, предметные рисунки, презентации);
- контроль знаний и умений обучающихся в форме тематического зачета,
теста, листов самоконтроля, онлайн - тестирования
Литература
- Елканов, С. Б. Профессиональное самовоспитание учителя: М.: Просвещение, 1986. 143
- Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 140-142.
- Асмолов А.Г., Володарская И.А., Салмина Н.Г., Бурменская Г.В., Карабанова О.А. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. – 2007.- №4.- С.16-23.
- Бермус А. Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Эйдос, URL, 2007.
- Митина, Л. М. Психология профессионального развития учителя. М.: Психол.-соц. Ин-т. Флинта, 1998. 201 с.
- Суртаева, Н. Н. Нетрадиционные образовательные технологии – Новокузнецк : 2000. – 63 с.
- Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования /Народное образование, 2003.- № 2.
Список официальных Интернет-сайтов
- http://www.edu.ru Российское образование. Федеральный портал
- http://www.eidos.ru Электронное научное издание «Актуальные инновационные исследования: наука и практика»
Приложение 1
ПЛАН
5. Индивидуальный план профессионального роста преподавателя
Раздел плана | Задача деятельности | Содержание деятельнос ти | Время рабо ты | Формы работы | Результаты и их самооценка | Где рассматривались итоги работы |
I.Диагностический | 1.Изучить опыт системно-деятельностного подхода к обучению. 2.Разработать индивидуальные траектории развития студентов. 3.Разработать систему приемов, мотивирующих студентов к изучению дисциплины, формирующих коммуникативную и математическую компетентности с целью развития продуктивного творческого мышления | 1.Анализ личных затруднений по проблеме освоения системно-деятельностного подхода. 2.Постановка проблемы по заданной теме. 3.Посещение методического семинара по проблеме. 4.Обучение на курсах (дистанционных). 5.Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта педагогов | Первый год работы над темой | 1.Диагностика, анкетирование уровня владения теорией и методикой по данной теме. 2.Изучение нормативно – правовых основ, локальных нормативных актов, имеющихся программ и методик. | 1.Повышение профессиональных знаний по проблеме. 2.Самодиагностика по владению системно-деятельностным подходом. 3.Выполнение курсовой контрольной работы, получение удостоверения о повышении квалификации. 4.Составление списка литературы по теме | Собеседование с руководителем ПЦК. заместителем директора образовательной организации
|
II.Прогностический | 1.Реализация первого этапа программы инновационной деятельности по проблеме. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 3.Разработка новых форм, методов и приемов обучения | 1.Определение цели и задач работы над темой на первом этапе реализации. 2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы внедрения в процессе преподавания математики. 3.Прогнозирование результатов в формате проведения цикла уроков. | Первый год работы над темой | 1. Создание и апробация методического пособия из опыта работы Проведение серии уроков с самоанализом, выступление на ПЦК | Повышение качества знаний студентов | Выступление на заседании ПЦК, подготовка плана методических материалов по теме |
III.Практический | Реализации второго этапа работы | 1.Разработка новых форм, методов и приемов обучения. 5.Отслеживание процесса, текущих и промежуточных результатов. 6.Корректировка | Второй год работы над темой | Формирование методического комплекса 2.Отслеживание текущих и промежуточных результатов | Высокие рейтинговые показатели студентов при прохождении промежуточной и итоговой аттестации. Создание банка творческих интеллектуальных продуктов. Увеличение количества призовых мест в математических олимпиадахконкурсах различных уровней | Открытые уроки, выступления на заседании ПЦК, публикация из опыта работы в электронных журналах, сайтах |
IV.Обобщающий | Реализация третьего этапа | 1.Подведение итогов 2.Оформление результатов работы по теме 3.Представление результатов: дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами, проведение открытых уроков | Третий год работы над темой | Обобщение педагогического опыта в форме пособия | Повышение уровня владения ключевыми компетенциями у большинства студентов, успешная адаптации знаний по математике | Выступления на заседании научно-методического совета, на заседании педагогического совета, подготовка к изданию пособия из опыта работы |
V.Внедренческий | Распространение опыта | 1.Создание учебно-методических пособий. 2.Представление опыта на практических семинарах методического объединения учителей математики. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности | Издание пособия | Успешное обучение | Публикации, создание методического пособия, выступления на МО и семинарах, подготовка и проведение мероприятий, размещение информации на сайте учреждения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка, литературы и во внеурочной деятельности в условиях перехода на ФГОС
План работы над методической темой...
план самообразование учителя математики "Применение инновационных образовательных технологий в преподавании математики в условиях перехода на ФГОС»
Тема ориентирована на ФГОС второго поколения. Для школы нужен учитель, способный овладеть новыми образовательными технологиями в обучении и воспитании. Совершенствование качества обучения и воспитания...
Программа самообразования по теме «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС».
Тема самообразования «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании русского языка и литературы в условиях перехода на ФГОС». Цель самообразования: обеспечить не...
Доклад на тему «Применение инновационных образовательных технологий в преподавании физической культуры в условиях перехода на ФГОС»
Я, Файзулина Райхана Натфулаевна, работаю учителем физической культуры в Уджейской ООШ, имею высшее образование, закончила Красноярский институт физической культуры. Имею высшую квалификационную...
Особенности преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.
Статья посвящена основным особенностям преподавания математики в системе СПО...
Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения
Применение инновационных образовательных технологий в преподавании географии в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения...
Специфика преподавания математики в соответствии с требованиями ФГОС СПО нового поколения.
Методическая разработка...