«Формирование у учащихся стремления к ведению ЗОЖ, бережного отношения к собственному здоровью».
материал
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни человека. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья учащихся, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word_5.docx | 24.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование у учащихся стремления к ведению ЗОЖ, бережного отношения к собственному здоровью».
Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни человека. Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья учащихся, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности, духовная жизнь в целом.
Цель:
- формирование у учащихся стремления к ведению ЗОЖ, бережного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.
-добиться понимания детьми сущности здоровья и здорового образа жизни;
-воспитывать ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;
-развивать навыки управления своим здоровьем;
-формировать культуру питания;
-формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом;
-повышение уровня осведомленности учащихся о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.
Здоровый образ жизни включает в себя:
- двигательную активность
- личную гигиену
- правильное питание
- безопасность жизнедеятельности
- положительные эмоции
- - закаливание
- - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ).
Формы работы:
-беседа
-тренинг
- практическое занятие
- ролевая игра
- конкурс рисунков
- диспут
-изготовление буклетов
- флешмоб
- видеоролик
Ежедневно:
1)Утренняя гимнастика
2)Прогулки, экскурсии на свежем воздухе
3)Спортивный час
4) Проведение физминуток
5)Проведение минуток безопасности
6)Трудовой час
7) Клубный час
Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:
1)«Здоровье человека»
2) «Личная гигиена»
3) « Режим дня»
4) «Питание и здоровье»
5) « Вредные привычки»
6) « Безопасность и здоровье»
7) «Профилактика заболеваний»
8) «Одежда и здоровье»
9) «Экология и здоровье»
Каждый учащийся должны знать и уметь:
- Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
- средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня, физкультура;
- правила безопасного поведения
- уметь оказывать первую помощь
- механизмы и способы поддержания здоровья.
- состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
- стремиться к физическому совершенству.
- различать хорошие и плохие привычки
- не иметь вредных привычек.
Организация и руководство внеклассной воспитательной работой является существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы. Одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива является формирование здорового образа жизни школьников. Задача воспитателя - стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье - как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .
В воспитательной деятельности по формированию здорового образа жизни подростков и их продвижению к физическому, психическому, духовному развитию можно выделить два основных блока: работа с учащимися и работа с родителями.
Внеклассная воспитательная работа воспитателя с учащимися предполагает:
- обеспечение грамотности школьников в вопросах здоровья;
-формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;
- воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких.
Формы внеклассной работы могут быть различны (беседа, тренинг, практическое занятие , ролевая игра, конкурс рисунков, диспут).Формы работы - это условия, в которых реализуется ее содержание. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:
1) по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;
2) по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные, по направлениям воспитательной работы;
3) по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.
Широко распространенной формой внеклассной воспитательной работы является клубный час.
Клубный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру .
Массовая форма работы хороша тем, что в массовых мероприятиях могут принимать участие все учащиеся школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники, приуроченные к определенным календарным датам. Календарные даты позволяют спланировать школьные акции, связанные с пропагандой ЗОЖ. К массовым мероприятиям относятся проведение дней, недель, декад, месячников здоровья, т. к. они способствуют закреплению урочного материала и оказывают положительный эмоциональный эффект.
Групповая работа имеет форму кружка.
Кружок является хорошим средством воспитания, помогает детям усвоить необходимые знания, развить определенные умения и навыки. Занятия проводятся с определенной периодичностью по заранее составленному плану.
Кроме рассмотренных выше форм существует еще бесконечное множество: это беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, викторины, акции, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг, и т.д.
К выбору форм воспитатель должен подходить творчески, с учетом условий жизни класса, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать .
Совместными действиями их могут стать:
- организация классных соревнований;
- планирование и поведение общешкольных ученических мероприятий;
- проведение оздоровительно-спортивных мероприятий в режиме учебного дня;
- участие в родительских собраниях и проведение спортивных мероприятий для родителей с учащимися.
Литература:
1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005
2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007
3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.
4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.
5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.
6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.
7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200
8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.
9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы по формированию у ребят сознательного отношения к собственному здоровью и личной безопасности
Взаимодействие семьи и школы в воспитании у ребят сознательного и ответственного отношения к собственному здоровью и личной безопасности. Материал может быть использован для родительского собран...
Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".
Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...
Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."
Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин эколог...
Формирование сознательного отношения детей к собственному здоровью.
материал для воспитателей детских садов...
Сборник «Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»
Сборник«Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»...
Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.
В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование разносторонне фи...