«Формирование у учащихся стремления к ведению ЗОЖ, бережного отношения к собственному здоровью».
материал

Дмитриенко Ольга Сергеевна

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни  человека.  Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья учащихся, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности,  духовная жизнь в целом. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_5.docx24.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование у учащихся стремления к ведению ЗОЖ, бережного отношения к собственному здоровью».

Жизнь ставит перед нами много новых проблем. Самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения жизни и здоровья детей. Сегодняшнее состояние здоровья всех детей, а тем более детей с ОВЗ, вызывает серьезную тревогу. Актуальность здорового образа жизни вызвана как с возрастанием, так и изменением характера нагрузок на организм в условиях современной жизни, что связано с увеличением рисков экологического, психологического и техногенного характера. Стрессы, неправильное питание, гиподинамия, увлечение компьютерными играми, «вредные» привычки сопутствуют жизни  человека.  Учитывая особенности физического развития, состояния нервной системы и здоровья учащихся, режим должен носить охранительный характер. Поэтому работа воспитателя должна быть направлена на укрепление физического состояния детей, их нервной системы и здоровья. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, точность знаний, вера в свои силы и возможности,  духовная жизнь в целом. 

Цель:

- формирование у учащихся стремления к ведению ЗОЖ, бережного отношения к собственному здоровью.

Задачи:

- Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам.

-добиться  понимания  детьми  сущности здоровья и здорового образа жизни;

-воспитывать  ответственное отношение к собственному здоровью и здоровью окружающих;

-развивать  навыки управления своим здоровьем;

-формировать культуру питания;

-формировать потребность в занятиях физической культурой и спортом;

-повышение уровня осведомленности учащихся  о вредном воздействии алкоголя и сигарет на здоровье человека, а также о последствиях, влияющих на здоровье будущего поколения.

Здоровый образ жизни включает в себя:

  • двигательную активность
  • личную гигиену
  • правильное питание
  • безопасность жизнедеятельности
  • положительные эмоции
  •  - закаливание
  •  - отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ).

Формы работы:

-беседа

-тренинг

- практическое занятие

- ролевая игра

- конкурс рисунков

- диспут

-изготовление буклетов

- флешмоб

- видеоролик

Ежедневно:

1)Утренняя гимнастика

2)Прогулки, экскурсии на свежем воздухе

3)Спортивный час

4) Проведение физминуток

5)Проведение минуток безопасности

6)Трудовой час

7) Клубный час

Проведение занятий направленных на формирование здорового образа жизни по блокам:

1)«Здоровье человека»

2) «Личная гигиена»

3) « Режим дня»

4) «Питание и здоровье»  

5) « Вредные привычки»

6) « Безопасность и здоровье»

7) «Профилактика   заболеваний»

8) «Одежда и здоровье»

9) «Экология и здоровье»

Каждый учащийся должны знать и уметь:

  • Знать свой режим, значение режима дня для здоровья;
  • средства сохранения и укрепления здоровья человека: личная гигиена, режим дня,  физкультура;
  • правила безопасного поведения
  • уметь оказывать первую помощь
  • механизмы и способы поддержания здоровья.
  • состояние своего здоровья, уметь следить за ним.
  • стремиться к физическому совершенству.
  • различать  хорошие и плохие привычки
  • не иметь вредных привычек.

         Организация и руководство внеклассной воспитательной работой является существенной стороной деятельности педагогического коллектива школы. Одной из самых важных воспитательных задач педагогического коллектива является формирование здорового образа жизни школьников. Задача  воспитателя - стать организатором, координатором совместного творчества детей, родителей, которое бы помогало каждому ребенку осознать здоровье - как самоценность, выбрать здоровый образ жизни, поддерживало и развивало детские инициативы в этой области. Очень важно, чтобы эта работа не была фрагментарной, а имела целостный системный характер .

В воспитательной деятельности  по формированию здорового образа жизни подростков и их продвижению к физическому, психическому, духовному развитию можно выделить два основных блока: работа с учащимися и работа с родителями.

     Внеклассная воспитательная работа воспитателя с учащимися предполагает:

- обеспечение грамотности школьников в вопросах здоровья;

-формирование мотивации на ведение здорового образа жизни;

- воспитание ответственности за свое здоровье и здоровье своих близких.

Формы внеклассной работы могут быть различны (беседа, тренинг,  практическое занятие , ролевая игра, конкурс рисунков, диспут).Формы работы - это условия, в которых реализуется ее содержание. Существуют разные подходы к классификации форм воспитания, в основе которых лежит тот или иной признак:

1) по количеству участников: массовые, групповые, индивидуальные;

2) по видам деятельности: познавательно-развивающие, развлекательные, по направлениям воспитательной работы;

3) по результату: информационный обмен, выработка общего решения, общественно значимый продукт.

       Широко распространенной формой внеклассной воспитательной работы является клубный час.

Клубный час - это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию системы отношений к окружающему миру .

Массовая форма работы хороша тем, что в массовых мероприятиях могут принимать участие все учащиеся школы. Одним из видов массовых внеклассных мероприятий служат праздники, приуроченные к определенным календарным датам. Календарные даты позволяют спланировать школьные акции, связанные с пропагандой ЗОЖ. К массовым мероприятиям относятся проведение дней, недель, декад, месячников здоровья, т. к. они способствуют закреплению урочного материала и оказывают положительный эмоциональный эффект.

Групповая работа имеет форму кружка.

Кружок является хорошим средством воспитания, помогает детям усвоить необходимые знания, развить определенные умения и навыки. Занятия проводятся с определенной периодичностью по заранее составленному плану.

Кроме рассмотренных выше форм существует еще бесконечное множество: это беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, викторины, акции, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг, и т.д.

К выбору форм воспитатель  должен подходить творчески, с учетом условий жизни класса, возможностей и особенностей детей, содержания детской жизни, которую предстоит вместе с детьми осмысливать, анализировать, обобщать и корректировать .

Совместными действиями их могут стать:

- организация классных соревнований;

- планирование и поведение общешкольных ученических мероприятий;

- проведение оздоровительно-спортивных мероприятий в режиме учебного дня;

- участие в родительских собраниях и проведение спортивных мероприятий для родителей с учащимися.

Литература:

1)Худенко Е. Д., Гаврилычева Г. Ф. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, в детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. – М.:АРКТИ, 2005

2)Воронкова В.В. Воспитатель и обучение детей во вспомогательной школе. Школа-Пресс, 2007

3) .Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. - С.-Петербург, 2008.

4)Зайцев Г.К. Уроки Айболита. - С.-Петербург, 2006.

5)Зайцев Г.К. Правила на всю жизнь. - С.-Петербург, 2004.

6) .Кальченко Е.И. Гигиеническое обучение и воспитание школьников. - М., 2004.

7)Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М., 200

8) Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. - М.: Медицина, 2001.

9)Матвеева Е. М. Азбука здоровья: профилактика вредных привычек. – М., 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и школы по формированию у ребят сознательного отношения к собственному здоровью и личной безопасности

Взаимодействие семьи и школы в воспитании у ребят сознательного и ответственного отношения  к собственному здоровью и личной безопасности. Материал может быть использован для родительского собран...

Конспект беседы с детьми подготовительной группы о бережном отношении к пище по теме: "Формирование экологического сознания у детей подготовительной группы, средствами художественного творчества".

Наш детский сад с 2011 года работает по экологическому проекту "Мусор", основные темы, это "Твердые бытовые отходы", "Пищевые отходы", их утилизация и переработка, моя статья одна из серии бесед, и ме...

Карта инновации "формирование у учащихся экологического мышления как инструмента системно-деятельностного подхода к здоровью человека в единстве с окружающей его средой."

Нарастание экологического кризиса придает особую актуальность формированию у учащихся знаний, которые являются научной основой сохранения здоровья людей и охраны окружающей среды. Анализ причин эколог...

Сборник «Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»

Сборник«Экологические экскурсии, как средство формирования бережного отношения к окружающей среде»...

Формирование у учащихся, необходимых компонентов: ( информационного, операционного и мотивационного – деятельностного) через «Здоровый образ жизни» во внеурочной деятельности.

В соответствие с общей целевой установкой развития отечественной системы образования, содержания учебного предмета « Физическая культура» формируется на формирование  разносторонне фи...