Нормативно-правовая база предметной области "Технология"
рабочая программа
При организации преподавания предметной области «Технология» образовательные организации в обязательном порядке руководствуются следующими нормативными документами:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическое письмо «О преподавании предметной области «Технология»
в общеобразовательных организациях Нижегородской области
в 2023-2024 учебном году»
Министерство образования и науки Нижегородской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
«Нижегородский институт развития образования»
(ГБОУ ДПО НИРО)
Методическое письмо
«О преподавании предметной области «Технология» в соответствии с обновленными ФГОС ООО в связи с введением ФОП ООО
в общеобразовательных организациях Нижегородской области
в 2023-2024 учебном году»
Зав. кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике | А.Ю. Тужилкин | |
Разработано | В.Я. Бармина |
г. Нижний Новгород
2023 г.
№ | Наименование раздела | Стр. |
Особенности реализации ФГОС ООО и ФОП ООО в предметном обучении по учебному предмету Технология | 2 | |
Нормативное и методическое обеспечение реализации обновленного ФГОС ООО по учебному предмету Технология | 6 | |
Преподавание учебного предмета Технология в соответствии с обновленным ФГОС ООО | 7 | |
Особенности распределения часов по предмету «Технология» в учебном плане в соответствии с обновленным ФГОС ООО и ФОП ООО | 8 | |
Особенности проектирования учебного занятия на основе рабочей программы по учебному предмету Технология в соответствии с обновленным ФГОС ООО | 9 | |
Формирование функциональной грамотности по учебному предмету Технология в условиях обновленного ФГОС ООО и введения ФОП ООО | 14 | |
Информационные ресурсы для учителя для реализации обучения по учебному предмету Технология | 18 | |
Рекомендации для разработки рабочих программ учебного предмета Технология в рамках ООП в соответствии с ФГОС ООО и проектом ФОП ООО | 18 | |
Информация об учебниках | 20 | |
Источники | 22 |
- Особенности реализации ФГОС ООО и ФОП ООО в предметном обучении по учебному предмету Технология.
Концепция преподавания учебного предмета «Технология» на уровне основного общего образования актуализирует необходимость «оперативного введения в образовательную деятельность содержания, адекватно отражающего смену жизненных реалий и формирования пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности, в том числе: компьютерное черчение, промышленный дизайн; 3D-моделирование, прототипирование, технологии цифрового производства в области обработки материалов (ручной и станочной, в том числе станками с числовым программным управлением и лазерной обработкой), аддитивные технологии; нанотехнологии; робототехника и системы автоматического управления; технологии электротехники, электроники и электроэнергетики; строительство; транспорт; агро- и биотехнологии; обработка пищевых продуктов; технологии умного дома и интернета вещей, СМИ, реклама, маркетинг».
Современные подходы к организации технологической подготовки школьников не предполагают направлений освоения программы школьниками (индустриальные технологии, технологии ведения дома, сельскохозяйственные технологии), то есть предмет носит комплексный, общеобразовательный, универсальный, политехнологический характер, и все обучающиеся освоят единую программу.
При этом, определяя модель реализации программы по технологии, образовательная организация (в соответствии с ФГОС ООО, п. 20) вправе предусмотреть «деление обучающихся на две и более группы и различном построении учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей…» в соответствии: с основными целями образовательной организации, сформулированными в ООП ООО; с запросами обучающихся и их родителей (законных представителей); с особенностями имеющейся учебно-материальной базы по технологии; с социально-экономическими условиями местности; с имеющимися педагогическими кадрами и уровнем их квалификации и специализации и др.
Кроме этого, деление класса численностью свыше 25 человек в городских ОО и свыше 20 человек в сельских ОО на подгруппы осуществляется и в соответствии:
• со ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» (создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся);
- с п. 1 Приказа Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675)»: «организация образовательной деятельности по программам основного общего образования может быть основана на делении обучающихся на две и более группы и различном построении учебного процесса в выделенных группах с учетом их успеваемости, образовательных потребностей и интересов, пола, общественных и профессиональных целей, ...;.
• с п. 10.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: «количество учащихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося»;
• с п. 5.10. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»: «…мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м2 на 1 рабочее место»;
Механизм реализации единой (универсальной) программы по предмету «Технология» в условиях деления обучающихся на подгруппы также определяет образовательная организация, что затем отражается в рабочих программах учителей технологии. Учитывая традиционную специализацию учителей либо на технологиях обработки конструкционных материалов, либо на технологиях обработки текстильных материалов и пищевых продуктов, в новых сложившихся условиях возможно:
– каждому педагогу реализовать с одной подгруппой класса всю универсальную программу предмета;
– каждому педагогу реализовать с одной подгруппой класса большую часть универсальной программы предмета, но для реализации отдельных тем курса «поменяться» подгруппами;
– каждому педагогу работать с каждой из двух подгрупп класса только половину учебного времени в течение учебного года в соответствии со своей специализацией;
– каждому педагогу работать с каждой из подгрупп класса в течение учебного года в соответствии со своей специализацией, но для освоения обучающимися отдельных тем программы предоставить возможность их реализовать представителям других образовательных организаций на основе сетевого взаимодействия, в частности ОО с высокооснащенными учебными местами или «Кванториумов».
Возможны и другие механизмы реализации программы «Технология», которые определяет образовательная организация исходя из необходимости достижения предметных и метапредметных результатов по предмету в рамках ООП ООО, сохранения и использования кадрового потенциала ОО, сохранения и совершенствования материально-технической базы.
Важно обратить внимание, что предметные результаты ФГОС ООО по технологии определяют полученный и осмысленный обучающимися опыт практической деятельности, а это предполагает обширный перечень обязательных практических и проектных работ во всех классах. Методика организации практических, лабораторно-практических, исследовательских работ в мастерских предполагает наличие этапов, определяющих их педагогическую эффективность: проверку уровня теоретических знаний/ практических умений, выявление «дефицитов», осмысление учебной проблемы, постановку цели, поиск способа решения, объяснение учителя, инструктаж, пробное выполнение действий, выполнение работы, контроль, рефлексию. Кроме этого, данные виды работ требуют подготовки и использования оборудования, инструментов, приспособлений. Это обусловливает необходимость организации и проведения сдвоенных уроков по предмету «Технология».
Следует также указать на недопустимость объединения в малокомплектных школах обучающихся разных классов в разновозрастные группы на урок технологии в связи с тем, что данное обстоятельство противоречит статье 28 (п. 6.1) ФЗ № 273 «Об образовании в РФ»: образовательная организация обязана «обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям», а также обеспечивать «соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным особенностям обучающихся».
Ст. 28 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» относит к компетенции образовательной организации «материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС». ФГОС ООО (п. 36.1) установил, что «организация должна располагать на праве собственности или ином законном основании материально-техническим обеспечением образовательной деятельности (помещениями и оборудованием) для реализации программы основного общего образования, в том числе адаптированной, в соответствии с учебным планом».
Кроме этого, п. 36.3 ФГОС ООО устанавливает, что «кабинеты по предметным областям должны быть оснащены комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с программой основного общего образования».
ФГОС ООО (п. 35.2) определил также возможность «обеспечения качества условий образовательной деятельности и реализации программы ООО через организацию сетевого взаимодействия ОО с организациями, располагающими ресурсами, необходимыми для реализации программ основного общего образования». К таким организациям могут быть отнесены детские технопарки «Кванториум», центры «IT-Куб», «Дом научной коллаборации» при вузах Нижегородской области, учреждения профессионального образования и др.
В общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, согласно дорожной карте федерального проекта «Современная школа», в рамках национального проекта «Образование», создаются Центры образования цифрового и гуманитарного профилей «Точка роста», направленные на формирование современных компетенций и навыков у обучающихся, в том числе в рамках предметной области «Технология». Целью деятельности Центров является обновление содержания и совершенствование методов обучения по технологии на обновленном учебном оборудовании.
Следует отметить важность и актуальность освоения обучающимися содержания предмета технология в 9 классе. Это обосновано необходимостью обеспечения преемственности технологической подготовки школьников, в частности тех, кто планирует продолжение образовательной траектории в учреждениях среднего профессионального образования по техническим направлениям.
Важно также отметить, что на уровне основного общего образования при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной общеобразовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности. Индивидуальный проект рассматривается как «одна из форм оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы основного общего образования» (п. 31.3). Определяя содержание проектной деятельности на уровне основного общего образования, в качестве направлений проектов в ФГОС ООО указаны, в том числе, инженерное, прикладное, творческое направления, которые могут быть реализованы под руководством учителей технологии и с использованием ресурсов кабинетов Технологии.
Говоря о технологической подготовке в 9 классе, важно также отметить, что для реализации направления, связанного с формированием у обучающихся технического мышления, пространственных представлений, способностей к познанию техники с помощью графических изображений, рекомендуется введение курса «Черчение». Необходимость введения такого курса обоснована требованиями первоначальной графической подготовки в школах как условия для освоения графических дисциплин студентами по техническим специальностям ряда факультетов в вузах и организациях СПО при подготовке инженерных кадров для предприятий региона.
Следует особо актуализировать также значение предмета Технология в качестве эффективного средства социализации молодежи, их ориентации на получение профессионального образования как стержня образовательного компонента. Ориентация в мире профессий всегда была основным вектором предмета, через который рассматриваются все изучаемые и осваиваемые учеником технологии преобразования материалов, энергии, информации.
Это направление деятельности образовательных организаций вновь актуализировано в Письме Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации», целью которого является «решение задач по развитию экономики и укреплению технологического суверенитета Российской Федерации». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/406995316/
В системе работы образовательных организаций по реализации Единой модели профессиональной ориентации (профориентационного минимума) на базовом, основном или продвинутом уровне предмет технология должен занять ведущую позицию.
В качестве одного из направлений такой работы на ступени основной школы возможна реализация специального профориентационного курса за счет часов учебного плана, формируемого участниками образовательных отношений. Такой курс будет направлен на создание условий для проектирования школьниками 9-х или 8–9-х классов своей профессиональной карьеры и самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального маршрута. В качестве основы для разработки рабочей программы подобного курса может быть использована программа практико-ориентированного предпрофильного курса «Проектирование траекторий профессионального самоопределения», разработанная кафедрой теории и методики обучения технологии и экономике ГБОУ ДПО НИРО.
- Нормативное и методическое обеспечение реализации обновленного ФГОС ООО по учебному предмету Технология.
Нормативно-правовые условия осуществления образовательной деятельности по технологии определены Законом об образовании в РФ, Федеральным государственным образовательным стандартом ООО, СанПиНом, Концепцией преподавания предметной области «Технология» и другими документами.
Важно отметить, что Концепцией преподавания предметной области «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации определяет рамки стратегии и три взаимосвязанных ключевых направления реализации предмета:
1) введение в контекст создания и использования современных и традиционных технологий, технологической эволюции человечества, ее закономерностей, современных тенденций, сущности инновационной деятельности;
2) получение опыта персонифицированного действия и трудовое воспитание в процессе разработки технологических решений и их применения, изучения и анализа меняющихся потребностей человека и общества;
3) введение в мир профессий, включая профессии будущего, профессиональное самоопределение (профессиональные пробы на основе видов трудовой деятельности, структуры рынка труда, инновационного предпринимательства и их организации в регионе проживания, …).
Концепция также определяет ведущей формой учебной деятельности в ходе освоения предметной области «Технология» проектную деятельность в полном цикле: «от выделения проблемы до внедрения результата». «Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образовательным и жизненным пространством, имеющие для обучающегося ценность и личностный смысл. Разработка и реализация проекта в предметной области «Технология» связаны с исследовательской деятельностью и систематическим использованием фундаментального знания»
Проектная деятельность служит основой интеграции учебных предметов и реализуется в различных формах, включая учебно-производственные бригады, агроклассы.
- Преподавание учебного предмета Технология в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
В соответствии с п. 45.10 ФГОС ООО « Предметные результаты по учебному предмету "Технология" предметной области "Технология" должны обеспечивать:
1) сформированность целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; понимание социальных и экологических последствий развития технологий промышленного и сельскохозяйственного производства, энергетики и транспорта;
2) сформированность представлений о современном уровне развития технологий и понимания трендов технологического развития, в том числе в сфере цифровых технологий и искусственного интеллекта, роботизированных систем, ресурсосберегающей энергетики и другим приоритетным направлениям научно-технологического развития Российской Федерации; овладение основами анализа закономерностей развития технологий и навыками синтеза новых технологических решений;
3) овладение методами учебно-исследовательской и проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий, обеспечения сохранности продуктов труда;
4) овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, знаниями правил выполнения графической документации;
5) сформированность умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач;
6) сформированность умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания;
7) сформированность представлений о мире профессий, связанных с изучаемыми технологиями, их востребованности на рынке труда.
Важно отметить, что «достижение результатов освоения программы основного общего образования обеспечивается посредством включения в указанную программу предметных результатов освоения модулей учебного предмета "Технология".
Федеральная рабочая программа (ФРП) по учебному предмету «Технология» определяет перечень инвариантных модулей:
- Производство и технологии;
- Технологии обработки материалов и пищевых продуктов;
- Робототехника;
- Компьютерная графика. Черчение;
- 3D-моделирование, прототипирование, макетирование;
и вариативных:
- Автоматизированные системы;
- Растениеводство;
- Животноводство.
ФГОС ООО оставляет за образовательной организацией право «самостоятельно определять последовательность модулей и количество часов для освоения обучающимися модулей с учетом возможностей материально-технической базы». При этом следует соблюсти требования ст. 12 ФЗ № 273 «Об образовании в РФ» о том, что «содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ».
- Особенности распределения часов по предмету «Технология» в учебном плане в соответствии с обновленным ФГОС ООО и ФОП ООО.
В соответствии с Федеральным учебным планом Федеральной образовательной программы ООО объем учебных часов по предмету «Технология» на уровне основного общего образования составляет 2 часа в неделю в 5–7-х классах, 1 час – в 8–9-х классах. Общий объем часов на уровень образования составляет 272 часа.
- Особенности проектирования учебного занятия на основе рабочей программы по учебному предмету Технология в соответствии с обновленным ФГОС ООО.
Обновленный ФГОС ООО, как и предыдущий вариант стандарта, основывается на системно-деятельностном подходе. Это положение должно лежать в основе процессов проектирования и реализации образовательного процесса, разработки уроков и характеризоваться:
-активной позицией обучающегося в процессе самостоятельного открытия нового знания;
-наличием дидактических задач, направленных на формирование УУД;
-изменением роли учителя и ученика;
-разнообразием источников знаний: слово учителя, самостоятельное наблюдение, учебные пособия, приборы и приспособления;
-изменением приоритетов при выборе организационных форм обучения с фронтальных на групповые, парные;
-наличием рефлексии как осознания осуществленных способов действий и полученного опыта;
-наличием чаще проблемной, а не репродуктивной форм обучения, и др.
Важным шагом в проектировании урока является определение его типа. В соответствии с ФГОС ООО рекомендуется следующая типология:
Типология уроков (в соответствии с ФГОС)
№ | Тип урока по ФГОС | Цели урока | Виды уроков |
1 | Урок открытия нового знания | Научить новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины | Лекция, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа. |
2 | Урок рефлексии | Сформировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта | Сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок. |
3 | Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности) | Научить структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. | Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. |
4 | Урок развивающего контроля | Научить способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль | Письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы. |
Учитывая, что значительная доля уроков технологии посвящена реализации обучающимися учебных проектов прикладной и творческой направленности, есть основания выделить еще один тип урока – урок в проектном модуле. При этом под проектным модулем понимается система уроков, на которых обучающиеся разрабатывают индивидуальный или групповой проект. Учителю важно учитывать особенности таких уроков в проектном модуле:
-цели урока связаны с формированием (развитием) отдельных проектных действий (регулятивных УУД);
-ведущая цель определяется этапом проектной деятельности, а не элементом предметного содержания;
-действия учителя и ученика направлены на осуществление конкретного проектного действия как способа получения запланированного промежуточного проектного продукта;
-каждый урок (уроки) соответствуют этапу (этапам) проектной деятельности;
-каждый урок начинается и завершается рефлексией предыдущей и последующей частей проектной деятельности.
Обобщенную структуру урока можно представить в виде таблицы:
Фазы урока | Этапы урока | Функция этапа |
Введение | -Орг. момент | -Организация класса |
-Актуализация | - Уточнение имеющегося уровня сформированности знаний, предметных\метапредметных способов действий | |
-Мотивация | -Обеспечение заинтересованности учащихся | |
Основная часть | -Целеполагание | -Формулировка целей урока |
-Основная часть | -Достижение основных предметных\метапредметных целей урока | |
-Закрепление | ||
Заключение | -Контроль | - Сравнение имеющегося уровня достижения основных целей/планируемых результатов урока с заранее запланированным уровнем |
- Оценка | -Создание и сбор свидетельств о результатах деятельности; вынесение суждения по этому поводу в разной форме (отметка, слово..) | |
-Рефлексия | -Осознание освоенного опыта | |
Д\З | -Закрепление, отработка предметных и/или метапредметных знаний, способов действий -Дальнейшее осознание полученного опыта -Подготовка к достижению целей следующего урока |
Педагогическое проектирование урока как деятельность по предварительной разработке системы взаимодействия учителя и обучающихся, направленная на освоение (овладение) учебным материалом в соответствии с поставленной целью, включает несколько этапов.
1. Моделирование урока - процесс определения основных его параметров, предварительный образ, результат которого представлен в соответствующей строке календарно-тематического плана (КТП) к рабочей программе по предмету.
В структуру КТП к рабочим программам учебных предметов, курсов учебного плана включаются:
- номер по порядку;
- содержание (модули/разделы, темы), где также указываются темы практических, лабораторных, контрольных, зачётных, творческих, проектных и т. д. работ, экскурсии по изучаемым темам (в зависимости от особенностей рабочей программы);
- количество часов, отводимое на изучение каждой темы;
- даты проведения уроков (указываются планируемые недели на весь учебный год и фактическая дата проведения урока);
- материально- техническое оснащение урока;
- основные виды учебной деятельности (УУД, работа с текстом, ИКТкомпетенции, межпредметные понятия, учебно-исследовательская и проектная деятельность), соответствующие пункту «характеристика основных видов деятельности обучающихся» раздела «тематическое планирование» данной рабочей программы педагога.
Кроме этого, ФГОС определил необходимость учета программы воспитания в рабочей программе по предмету. Это возможно реализовать несколькими способами:
-отразить воспитательный компонент содержания рабочей программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования;
-указать формы такого учета в пояснительной записке;
-оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»;
-указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета» в описании модулей/тем или отдельным блоком.
2. Проектирование урока - создание педагогической структуры (цели, содержание, методы и приемы, организационные формы и др.), представляющей целостный педагогический процесс освоения материала в соответствии с поставленной целью.
3. Конструирование урока - создание его методической структуры в виде системы последовательных действий учителя и ученика по достижению целей урока, оформленной каким-либо способом (конспект урока, сценарий, план, схема, методическая разработка, технологическая карта).
В практике реализации ФГОС второго поколения и обновленной версии стандарта за инструмент конструирования современного урока принят формат технологической карты. Технологическая карта понимается как обобщенно-графическое выражение сценария урока, современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и учащихся на основе обобщенного предварительного представления индивидуальных методов работы по достижению цели и планируемых результатов урока. В соответствии с требованиями ФГОС, определены три группы планируемых результатов:
- личностные – получение обучающимися ценностно-смысловых установок, ориентировок в социальных ролях и межличностных отношениях (в отношении к предметному и метапредметному содержанию урока);
-метапредметные – овладение обучающимися межпредметными понятиями, освоение универсальных учебных действий и способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике;
-предметные - освоение обучающимися опорного учебного материала и связанных с ним предметных умений и навыков.
Формат технологической карты урока может быть различным. Образовательная организация может разработать свой вариант технологической карты для использования педагогами. В качестве примера можно привести такой вариант:
Технологическая карта урока. Целевой раздел
Тема урока | |
Тип урока | |
Ведущая цель урока | |
Планируемые результаты: -Предметные | |
-Метапредметные (регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД) | |
-Личностные | |
Начальные условия / исходное состояние (учащиеся уже знают/умеют) | - имеют опыт…….; - знают (факты, процессы, явления, понятия, теории и т.д.) - могут определять…….; - могут сравнивать, доказывать, аргументировать, сопоставлять; - могут планировать, проектировать, моделировать; - могут контролировать, оценивать и т.д. |
Формы оценки планируемых результатов | Предметных: Метапредметных: |
Средства | Материально-технические: Учебно-информационные: учебники, ЭОР, информационные источники, раздаточные материалы… |
Домашнее задание |
Технологическая карта урока. Содержательный раздел
Фаза урока | Этап | Деятельность учителя (конкретные методы и приемы) | Деятельность учащихся | Средства | Результат этапа |
Вводный | Организационный момент | ||||
Актуализация субъектного опыта обучающихся | |||||
Мотивация/ создание проблемной ситуации | |||||
Основной | Целеполагание и планирование | ||||
Достижение планируемых результатов/ решение учебной проблемы | |||||
Отработка/ закрепление полученных результатов в виде упражнений, конкретно-практических действий… | |||||
Заключи тельный | Контроль выполнения учебных действий | ||||
Оценка образовательных результатов | |||||
Рефлексия деятельности |
- Формирование функциональной грамотности по учебному предмету Технология в условиях обновленного ФГОС ООО и введения ФОП ООО.
Среди важных векторов развития современной системы образования в последние годы выделяется широкомасштабная работа по формированию функциональной грамотности школьников как их способности использовать приобретенный в школе учебный опыт для решения самого широкого круга разнообразных учебных, жизненных, предпрофессиональных задач.
ФОП ООО (п. 18.23) определяет основным предметом оценки в том числе, «компетентности, релевантные соответствующим направлениям функциональной грамотности».
Кроме этого, для оценки предметных результатов используются критерии: знание и понимание, применение, функциональность (п.18.24).
Обобщенный критерий «функциональность» включает осознанное использование приобретенных знаний и способов действий при решении внеучебных проблем, различающихся сложностью предметного содержания, читательских умений, контекста, а также сочетанием когнитивных операций (п. 18.24.3).
ФОП ООО также предполагает, что в образовательных организациях должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:
«формирования функциональной грамотности обучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий» (п. 35.2).
В логике концепции международного исследования PISA, функциональная грамотность включает шесть компонентов: грамотность математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая, глобальная компетентность и креативное мышление.
В рамках технологической подготовки обучающихся можно выделить некоторые из этих направлений, которые могут занять важную позицию среди целей и планируемых результатов предмета, а также в системе работы образовательной организации по формированию функциональной грамотности школьников. К таким направлениям можно отнести креативное мышление, читательскую, финансовую грамотность, глобальные компетенции.
Креативность (креативное мышление) - это «способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения; компетентность, которая позволяет производить идеи, решения, продукты, одновременно оригинальные, новые и релевантные для контекста, в котором они производятся; основа для появления нового знания и идей, основа общественного развития».
Важно организовать соответствующую образовательную среду, в которой ученик «открывает» себя и свои возможности, участвуя в различного рода упражнениях, тренингах, используя предложенные учителем приемы развития креативности. Перечень таких приемов обширен и знаком учителям технологии:
-«Мозговой» штурм;
-Бионический метод - «подсмотри» у природы;
-Метод эмпатий;
-Метод ассоциаций и аналогий - методика SCAMPER;
-Метод морфологического анализа;
-Метод фокальных объектов, и другие.
Еще более широкие возможности для развития креативности предоставляет внеурочная деятельность по технологии: курсы, внеклассные мероприятия, проекты, тренинги и т.д.
Большим потенциалом в отношении развития креативного мышления школьников обладает проектная деятельность по технологии, в рамках которой каждый ученик, решая свою личностно или социально значимую проблему, заинтересован в получении качественного, отвечающего определенным требованиям, творческого проектного продукта. Любое мероприятие, проект, задание можно посвятить цели тренировки креативного мышления: придумать, как помочь первоклассникам освоиться в школе, в какой форме провести последний звонок, как оформить новогоднюю (к последнему звонку, ко Дню учителя) фото-зону в школе, как организовать праздник, посвященный Дню Науки – список тем можно продолжить.
Для диагностики креативности можно использовать тест вербальной креативности Медника, тест Гилфорда на использование предмета, тест «Незавершенные фигуры» Элиса Пола Торренса.
Читательская грамотность определяется как способность к чтению и пониманию учебных текстов, умение извлекать информацию из текста, интерпретировать и использовать ее при решении учебных, учебно - практических задач и в повседневной жизни. Этот компонент функциональной грамотности считают системеообразующим, базовым, т.к. именно умение работать с информацией во многом определяют успешность обучения вообще.
Создавая рабочую программу, проектируя уроки технологии, учителю важно понимать, каким образом отразить в системе планируемых результатов вопросы читательской грамотности. ФГОС ООО определяет среди личностных результатов «овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира…» (п. 42.1.8). В системе метапредметных результатов стандартом выделены универсальные учебные познавательные действия, связанные с работой с информацией:
«- применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учетом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
- выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
- находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
- самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
- оценивать надежность информации по критериям, предложенным педагогическим работником или сформулированным самостоятельно;
- эффективно запоминать и систематизировать информацию» (п. 43.1).
Для организации работы с обучающимися по формированию читательской грамотности на уроках технологии можно использовать широкий ряд методов и приемов, которые активизируют образовательный процесс, повысят мотивацию школьников, позволят эффективно достичь поставленных целей. Из перечня таких приемов и педагогических техник, с которыми работают учителя технологии, можно рекомендовать: «Верите ли вы, что…?», «Мозаика», «Реконструкция текста», «Тонкий и Толстый вопрос», «Дырявый текст», «Конкурс шпаргалок», «Переведи на другой «язык», «Словарики», «Составь задание», «Чтение в кружок», «Создание викторины», «Шесть шляп мышления», «Аукцион домашних заданий», «Философы» и другие.
Хорошие образовательные результаты можно достичь через использование различных практик работы с вопросами. Например, задания «Ответь на вопросы», «Составь вопросы», «Аукцион вопросов», «Доформулируй незаконченный вопрос», «Спроси наоборот», «Базовый лист», «Ромашка Блума», «Кубик Блума» и т.д. Интересны в этом контексте и задания по работе с таблицами: «Заполни предложенную таблицу», «Составь сообщение по информации из таблицы», «Оцени соответствие содержания информационного текста содержанию таблицы», «Переведи содержание текста в таблицу», «Переведи содержание данных таблицы в другой графический формат» и другие.
Финансовая грамотность определяют как результат процесса финансового образования, представляющий собой сочетание осведомленности, знаний, умений, поведенческих моделей, необходимых для принятия успешных финансовых решений.
Предмет Технология, как предмет практико-ориентированный, характеризующийся прикладным, творческим характером деятельности, имеет широкие возможности для формирования финансовой, экономической грамотности обучающихся. В процессе выполнения различных видов работ предусмотрено обучение школьников рациональным способам обработки материалов, экономной разметке и раскрою, выбору оптимальной технологии, экономного режима работы оборудования. Расчет себестоимости изделия, грамотное потребительское поведение в модельных или реальных ситуациях, осознание роли и места потребителя в социально-экономической системе общества - решая эти и многие другие вопросы обучающиеся в рамках технологической подготовки получают опыт финансово обоснованного поведения.
Глобальную компетентность определяют как способность смотреть на местные, мировые и межкультурные вопросы, глобальные проблемы критически, с разных точек зрения, чтобы понимать, как различия между людьми влияют на восприятие, суждения и представления о себе и о других, участвовать в открытом, адекватном и эффективном взаимодействии с другими людьми разного культурного происхождения на основе взаимного уважения к человеческому достоинству, действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Система работы школы по формированию глобальной компетентности должна быть направлена на:
-овладение знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
-формирование аналитического и критического мышления школьников;
-осознание собственной культурной идентичности и понимание культурного многообразия мира;
-освоение опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия.
Очевидно место предмета Технология в этой системе: создание условий для формирования у школьников знаний о культурном и историческом наследии предков; расширение кругозора учащихся, приобщение их к национальной культуре и декоративно-прикладному творчеству Нижегородского края; патриотическое и духовное развитие личности; воспитание уважения и интереса к сохранению своего культурного и исторического наследия в поликультурном обществе.
В рамках технологической подготовки обучающихся есть условия для формирования и других компонентов функциональной грамотности: математической и естественнонаучной. Более детально с этими вопросами можно познакомиться в Методических рекомендациях по формированию функциональной грамотности обучающихся 5-9 классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе Единого содержания общего образования [3].
- Информационные ресурсы для учителя для реализации обучения по учебному предмету Технология.
Перечень электронных образовательных ресурсов в соответствии с Приказом Министерства просвещения РФ от 2 августа 2022 г. № 653 «Об утверждении федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405111329/
Наименование электронного образовательного ресурса (далее ЭОР) | Правообладатель электронного образовательного ресурса | Класс, для которого разработан ЭОР | Ссылка на ЭОР (если есть) |
Домашние задания. Технология | АО Издательство "Просвещение" | 5-8 | - |
Иные ресурсы:
https://myatom.ru/ - сеть Информационных центров по атомной энергетике
https://parksirius.ru/ - Парк науки и искусства «Сириус»
https://proforientator.ru/ - Центр тестирования и развития "Гуманитарные технологии"
http://www.schoolnano.ru/ – Школьная лига – программа продвижения естествознания и высоких технологий
http://www.schoolpress.ru/ - издательство «Школьная пресса». Журнал «Школа и производство»
https://naukatv.ru/ - Телеканал «Наука» — научно-популярный познавательный канал о достижениях российской и мировой науки
https://www.lektorium.tv/ - Платформа онлайн-курсов и образовательного контента (напр., Школа робототехники, Инженерная школа)
https://polymus.ru/ru/museum/ Сайт Политехнического музея в Москве
https://damuseum.ru/museum-online/ Музей-онлайн (экскурсии)
- Рекомендации для разработки рабочих программ учебного предмета Технология в рамках ООП в соответствии с ФГОС ООО и проектом ФОП ООО.
ФГОС ООО (п. 32.1) определяет структуру рабочей программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей:
-содержание учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
-планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
-тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы учебного предмета, учебного курса (в том числе внеурочной деятельности), учебного модуля и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, … содержание которых соответствует законодательству об образовании.
Рабочие программы учебных курсов внеурочной деятельности также должны содержать указание на форму проведения занятий.
Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей формируются с учетом рабочей программы воспитания.
Согласно части 6.3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ общеобразовательные организации в обязательном порядке используют федеральные рабочие программы по учебным предметам «Русский язык», «Литературное чтение» и «Окружающий мир» (начальное общее образование), «Русский язык», «Литература», «История», «Обществознание», «География» и «Основы безопасности жизнедеятельности» (основное общее и среднее общее образование).
При этом федеральные рабочие программы по остальным учебным предметам могут использоваться как в неизменном виде, так и в качестве основы для разработки педагогическими работниками рабочих программ с учетом имеющегося опыта реализации углубленного изучения предмета. В этом случае необходимо соблюдать условие, что содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ.
На сайте единого содержания общего образования (https://edsoo.ru/ ) Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Технология» представлена:
- В составе ФОП ООО: https://edsoo.ru/%D0%BD%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/ (стр. 5336)
- Отдельным документом:
- В интерактивном формате: https://static.edsoo.ru/projects/fop/index.html#/sections/2002
- Информация об учебниках
Важным ресурсом достижения планируемых результатов по технологии являются учебно-методические условия и информационное обеспечение образовательного процесса. ФГОС ООО (п. 37.3) определил: «Организация должна предоставлять не менее одного учебника из федерального перечня учебников, допущенных к использованию …, и (или) учебного пособия в печатной форме, выпущенных организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию …, необходимого для освоения программы основного общего образования, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную часть указанной программы, так и в часть программы, формируемую участниками образовательных отношений».
Учебники технологии, которые можно использовать в образовательном процессе, включены в ФПУ, утвержденный Приказом Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию… организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 № 70799) [5]. Приложение 1 к Приказу включает учебники, допущенные к использованию в образовательной деятельности. Приложение 2 к Приказу определяет предельный срок использования учебников из ФПУ от 20 мая 2020 г. N 254 и не включенных в ФПУ от 21 сентября 2022 г. N 858.
Учебники, допущенные к использованию в образовательной деятельности
Наименование учебника | Автор | Класс | Место данного учебника в перечне Приказа № 858 | До какой даты разрешено использование в соответствии с Приказом |
Технология | Глозман Е.С. и др. | 5 | Прил. 1 | До 11 мая 2027 года |
Технология | Глозман Е.С. и др. | 6 | Прил. 1 | До 11 мая 2027 года |
Технология | Глозман Е.С. и др. | 7 | Прил. 1 | До 11 мая 2027 года |
Технология | Глозман Е.С. и др. | 8-9 | Прил. 1 | До 11 мая 2027 года |
Учебники с ограниченным сроком использования
Наименование учебника | Автор | Класс | Место данного учебника в перечне Приказа № 858 | До какой даты разрешено использование в соответствии с Приказом |
Технология | Казакевич В.М. и др. | 5-9 | Прил. 2 | 31.08.23-31.08.27 |
Технология | Глозман Е.С. и др. | 5-9 | Прил. 2 | 31.08.23-31.08.27 |
Технология | Тищенко А.Т., Синица Н.В. | 5-9 | Прил. 2 | 31.08.23-31.08.27 |
Технология. Производство и технологии | Бешенков С.А. и др. | 5-6 | Прил. 2 | 31.08.24 |
Технология. Производство и технологии | Бешенков С.А. и др. | 7-9 | Прил. 2 | 31.08.27 |
Технология. Технологии обработки материалов, пищевых продуктов | Бешенков С.А. и др. | 5-6 | Прил. 2 | 31.08.24 |
Технология. Технологии обработки материалов, пищевых продуктов | Бешенков С.А. и др. | 7-9 | Прил. 2 | 31.08.27 |
Технология. Робототехника | Копосов Д.Г. | 5-6 | Прил. 2 | 31.08.24 |
Технология. Робототехника | Копосов Д.Г. | 7-8 | Прил. 2 | 31.08.26 |
Технология. Робототехника на платформе Arduino | Копосов Д.Г. | 9 | Прил. 2 | 31.08.27 |
Технология. 3D-Моделирование и прототипирование | Копосов Д.Г. | 7 | Прил. 2 | 31.08.25 |
Технология. 3D-Моделирование и прототипирование | Копосов Д.Г. | 8 | Прил. 2 | 31.08.26 |
Технология. 3D-Моделирование, прототипирование и макетирование | Шугикова М.И. и др. | 9 | Прил. 2 | 31.08.27 |
Технология. Компьютерная графика, черчение | Уханева В.А. и др. | 8 | Прил. 2 | 31.08.26 |
Технология. Компьютерная графика, черчение | Уханева В.А. и др. | 9 | Прил. 2 | 31.08.27 |
Для учебно-методического обеспечения процесса преподавания курса «Черчение» используется учебник:
Наименование учебника | Автор | Класс | Место данного учебника в перечне Приказа № 858 | До какой даты разрешено использование в соответствии с Приказом |
Черчение | Преображенская Н.Г., Кодукова И.В. | 9 | Прил. 1 | До 25 сентября 2025 года |
Для учебно-методического обеспечения процесса преподавания курсов профориентационной направленности используется учебник:
Наименование учебника | Автор | Класс | Место данного учебника в перечне Приказа № 858 | До какой даты разрешено использование в соответствии с Приказом |
Профессиональное самоопределение. Личность. Профессия. Карьера | Резапкина Г.В. | 8-9 | Прил. 1 | До 30 мая 2025 года |
Источники:
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // URL: http://www.consultant.ru/document /cons doc_LAW_140174/
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрирован 05.07.2021 № 64101).
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 568 от 18.07.2022 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования" (Зарегистрирован 17.08.2022 № 69675).
- Открытый банк заданий на цифровой платформе по шести направлениям функциональной грамотности https://edsoo.ru/Metodicheskie_rekomendacii_po_formirovaniyu_funkcionalnoj_gramotnosti_obuchayuschihsya_5_9_klassov_s_ispolzovaniem_otkritogo_banka_za.htm
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 16.11.2022 № 993 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 22.12.2022 № 71764).
- Приказ Минпросвещения России от 21.09.2022 № 858 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность и установления предельного срока использования исключенных учебников» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.11.2022 № 70799).
- Концепция преподавания учебного предмета «Технология» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (Утверждена коллегией Министерства просвещения Российской Федерации 24 декабря 2018 г.) https://docs.edu.gov.ru/document/c4d7feb359d9563f114aea8106c9a2aa
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 1 июня 2023 г. N АБ-2324/05 «О внедрении Единой модели профессиональной ориентации».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нормативно-правовая база для классных руководителей
Нормативная база, которую необходимо использовать классному руководителю для своей работы....
нормативно-правовая база по предмету
набор основных документов в области безопасности...
нормативно-правовая база социального педагога
Нормативно-правовая база социального педагога...
нормативно-правовая база самоуправления
нормативно-правовая база самоуправления...
Нормативно-правовая база учителя иностранного языка
Базовые документы учителя иностранного языка...
Нормативно-правовая база
Примерные положения, методические рекомендации, должностные инструкции...
Нормативно-правовая база
презентация...