ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК «Сказочная академия»
проект
Рекомендовано для педагогов коррекционных групп, учителей-дефектологов, логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazochnaya_akademiya.docx | 185.14 КБ |
skazochnaya_akademiya.docx | 185.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Московской области
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»
Рассмотрено на заседании Методического совета «_____»____________2021г. | Утверждаю Директор ГКУ СО МО _________________О.Е. Вишнякова «______»_____________2021 г. |
ПРОЭКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
«Сказочная академия»
Составитель:
учитель-дефектолог
Мусихина Татьяна Валерьевна
Кашира, 2021 год
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Введение
1.2. Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-развивающая работа.
2.2. Календарно-тематическое планирование развивающих занятий.
III. Организационный раздел
3.1. Планируемые результаты освоения Проекта
3.2. Методическое обеспечение проекта
3.3. Список литературы
2
I. Целевой раздел
1.2. Актуальность проекта
Известно, что игра – это важнейшая сфера деятельности ребенка. В игре малыш познает окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если превратить занятие в занимательную игру.
В работе с детьми, имеющими отставание в развитии, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности развивающим и коррекционным средством является сказка.
Сказка – это тоже игра, но более увлекательная, поскольку она погружает детей в удивительный мир волшебных превращений и приключений. Сказка активизирует творческое воображение, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения. Простота, бесхитростность и незатейливость сказочного сюжета привлекает детей. Им нравятся повторы сюжетных ходов, возможность предугадать действия героев, ритмичность языка, наличие речевых повторов и устойчивых оборотов (например, «тянут-потянут, вытянуть не могут», «терем-теремок, кто в тереме живет?»). Все это облегчает понимание сказки, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
Яркие, красочные иллюстрации народных сказок и игровые задания помогут ребёнку развить восприятие, мышление, отличать предметы по размеру, цвету, форме, научиться думать и рассуждать.
Основные возможности сказки заключаются в доступном обучении, коррекции в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в развитии нравственных качеств, творческих способностей, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром.
3
1.2 Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта
Цель проекта: формирование познавательной и речевой активности детей посредством русских народных сказок
Основные задачи:
- Формировать умение узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев)
- Развивать у детей мышление, внимание, память, зрительное, слуховое и сенсорное восприятие
- Стимулировать речевую деятельность детей, расширять активный и пассивный словарь
- Расширять представления об окружающем мире
- Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности
Участники проекта: воспитанники ОРНОУФВ 3 группы (3-5 лет)
Время реализации проекта: 12 месяцев
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-развивающая работа
Для достижения оптимальных результатов занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
1. Организационный момент
2. Знакомство со сказкой (чтение или рассказывание русской народной сказки/просмотр мультфильма по произведению)
3. Беседа по сказке с опорой на иллюстрации
4
4. Коррекционно-развивающие задания и упражнения на основе сказочного произведения
5. Динамическая пауза
6. Повторение пройденного материала в процессе проведения дидактических игр, продуктивной деятельности
7. Подведение итогов
Календарно-тематическое планирование
№ | Лексическая тема | Русская народная сказка |
1 | «Домашние животные» | «Волк и козлята» |
2 | «Дикие животные» | «Колобок» |
3 | «Домашние птицы» | «Курочка Ряба» |
4 | «Лето» | «У солнышка» |
5 | «Лес» | «Маша и медведь» |
6 | «Овощи. Фрукты» | «Репка» |
7 | «Моя семья» | «Три медведя» |
8 | «Мой дом» | «Теремок» |
9 | «Зима» | «Заюшкина избушка» |
Мониторинг
Проведение начальной и заключительной диагностики проводится по параметрам, указанным в карте дефектологического обследования несовершеннолетнего.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю;
- продолжительность занятия составляет 30 минут;
- на каждую сказку отводится 2-3 занятия в зависимости от индивидуальных способностей и развития ребёнка.
5
III. Организационный раздел
3.1. Планируемые результаты освоения Проекта
Ожидаемые результаты:
- Развитие умения знавать героя и название сказки по иллюстрации (картинке), по отрывку к произведению
- Развитие наглядно-действенного мышления
- Развитие устойчивости и концентрации зрительного и слухового внимания
- Овладение эталонами цвета, формы и величины предметов
- Активизация речевой деятельности, расширение активного и пассивного словарь
- Расширение представлений о себе и окружающем мире
- Развитие мелкой моторики приближено к возрастной норме
3.2. Методическое обеспечение проекта
-методическое:
∙ Учебно-наглядные пособия: иллюстрации, картинки по сказкам, видеоматериалы, печатные раздаточные листы
∙ Пособия – персонажи-игрушки, магнитные игровые наборы по русским народным сказкам, матрёшки по мотивам русских народных сказок
Материально-техническое:
∙ Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;
∙ Компьютер
6
3.3 Список используемой литературы
- Жукова О. «Игры со сказками 1-3 года» С.-Петербург «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
- Жукова О., Лазарева Е. «Упражнения и игры со сказками для развития речи и мышления»
3 Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
4 Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.
5 Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.
Предварительный просмотр:
Министерство социального развития Московской области
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Московской области «Каширский специализированный социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Семья»
Рассмотрено на заседании Методического совета «_____»____________2021г. | Утверждаю Директор ГКУ СО МО _________________О.Е. Вишнякова «______»_____________2021 г. |
ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ НА ОСНОВЕ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
«Сказочная академия»
Составитель:
учитель-дефектолог
Мусихина Татьяна Валерьевна
Кашира, 2021 год
Содержание
I. Целевой раздел
1.1 Введение
1.2. Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-развивающая работа.
2.2. Календарно-тематическое планирование развивающих занятий.
III. Организационный раздел
3.1. Планируемые результаты освоения Проекта
3.2. Методическое обеспечение проекта
3.3. Список литературы
2
I. Целевой раздел
1.2. Актуальность проекта
Известно, что игра – это важнейшая сфера деятельности ребенка. В игре малыш познает окружающий мир, развивает основные навыки и познавательные способности. Именно поэтому обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья будет более эффективным, если превратить занятие в занимательную игру.
В работе с детьми, имеющими отставание в развитии, испытывающими познавательные, речевые, эмоциональные, физические и поведенческие трудности развивающим и коррекционным средством является сказка.
Сказка – это тоже игра, но более увлекательная, поскольку она погружает детей в удивительный мир волшебных превращений и приключений. Сказка активизирует творческое воображение, стимулирует его любознательность и тем самым облегчает процесс обучения. Простота, бесхитростность и незатейливость сказочного сюжета привлекает детей. Им нравятся повторы сюжетных ходов, возможность предугадать действия героев, ритмичность языка, наличие речевых повторов и устойчивых оборотов (например, «тянут-потянут, вытянуть не могут», «терем-теремок, кто в тереме живет?»). Все это облегчает понимание сказки, что особенно важно для детей, у которых плохо развито слуховое внимание. Сказка учит ребенка думать, оценивать поступки героев, тренирует внимание, память, развивает речь. Поступки и действия героев сказок открывают ребенку мир человеческих взаимоотношений.
Яркие, красочные иллюстрации народных сказок и игровые задания помогут ребёнку развить восприятие, мышление, отличать предметы по размеру, цвету, форме, научиться думать и рассуждать.
Основные возможности сказки заключаются в доступном обучении, коррекции в развитии ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, в развитии нравственных качеств, творческих способностей, совершенствовании способов взаимодействия с окружающим миром.
3
1.2 Цели и задачи коррекционно-развивающей деятельности по реализации проекта
Цель проекта: формирование познавательной и речевой активности детей посредством русских народных сказок
Основные задачи:
- Формировать умение узнавать сказку по иллюстрации, по отрывку (т.е. по характерным признакам и действиям героев)
- Развивать у детей мышление, внимание, память, зрительное, слуховое и сенсорное восприятие
- Стимулировать речевую деятельность детей, расширять активный и пассивный словарь
- Расширять представления об окружающем мире
- Развивать у детей мелкую моторику, творческие способности
Участники проекта: воспитанники ОРНОУФВ 3 группы (3-5 лет)
Время реализации проекта: 12 месяцев
II. Содержательный раздел
2.1. Коррекционно-развивающая работа
Для достижения оптимальных результатов занятий, целесообразно строить их, равномерно распределяя психофизическую нагрузку, и проводить по следующей схеме:
1. Организационный момент
2. Знакомство со сказкой (чтение или рассказывание русской народной сказки/просмотр мультфильма по произведению)
3. Беседа по сказке с опорой на иллюстрации
4
4. Коррекционно-развивающие задания и упражнения на основе сказочного произведения
5. Динамическая пауза
6. Повторение пройденного материала в процессе проведения дидактических игр, продуктивной деятельности
7. Подведение итогов
Календарно-тематическое планирование
№ | Лексическая тема | Русская народная сказка |
1 | «Домашние животные» | «Волк и козлята» |
2 | «Дикие животные» | «Колобок» |
3 | «Домашние птицы» | «Курочка Ряба» |
4 | «Лето» | «У солнышка» |
5 | «Лес» | «Маша и медведь» |
6 | «Овощи. Фрукты» | «Репка» |
7 | «Моя семья» | «Три медведя» |
8 | «Мой дом» | «Теремок» |
9 | «Зима» | «Заюшкина избушка» |
Мониторинг
Проведение начальной и заключительной диагностики проводится по параметрам, указанным в карте дефектологического обследования несовершеннолетнего.
Особая специфика занятий состоит в следующем:
- занятия проводятся фронтально 1 раз в неделю;
- продолжительность занятия составляет 30 минут;
- на каждую сказку отводится 2-3 занятия в зависимости от индивидуальных способностей и развития ребёнка.
5
III. Организационный раздел
3.1. Планируемые результаты освоения Проекта
Ожидаемые результаты:
- Развитие умения знавать героя и название сказки по иллюстрации (картинке), по отрывку к произведению
- Развитие наглядно-действенного мышления
- Развитие устойчивости и концентрации зрительного и слухового внимания
- Овладение эталонами цвета, формы и величины предметов
- Активизация речевой деятельности, расширение активного и пассивного словарь
- Расширение представлений о себе и окружающем мире
- Развитие мелкой моторики приближено к возрастной норме
3.2. Методическое обеспечение проекта
-методическое:
∙ Учебно-наглядные пособия: иллюстрации, картинки по сказкам, видеоматериалы, печатные раздаточные листы
∙ Пособия – персонажи-игрушки, магнитные игровые наборы по русским народным сказкам, матрёшки по мотивам русских народных сказок
Материально-техническое:
∙ Кабинет, оборудованный в соответствии с возрастными требованиями санитарных норм;
∙ Компьютер
6
3.3 Список используемой литературы
- Жукова О. «Игры со сказками 1-3 года» С.-Петербург «ОЛМА-ПРЕСС», 2002
- Жукова О., Лазарева Е. «Упражнения и игры со сказками для развития речи и мышления»
3 Ушакова О.С. «Развитие речи детей 2-3 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.
4 Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой.-Харьков:Сфера,2009.-87с.
5 Фокина Э.Д. Русский фольклор детям.-СПб.:Питер,2007.-144с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям
Игры для родителей с детьми в домашней обстановке...
Консультация для родителей «Игры для развития речи и мышления дошкольников»
!Общение ребенка с родителями, с мамой и папой, очень важно. Это и обмен эмоциями, и содержательное времяпрепровождение. Для малыша игра с мамой или папой – радостный и комфортный способ познать мир, ...
Развитие речи на уроках изобразительного искусства через приобщение к русскому народному фольклору и декоративно-прикладному искусству
В настоящее время каждому человеку необходимо уметь чётко и ясно излагать свои мысли. Общение – основное условие развития ребёнка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятель...
"Игры для развития речи и мышления дошкольников"
Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Путешествие по русским народным сказкам».
Закрепление знаний детей о русских народных сказок. Учить узнавать сказку по иллюстрациям, загадкам, эпизодам; закрепить умение создавать структуру сказки с помощью моделирования; закрепить навык...
Презентация "Развитие речи дошкольника на примере русских народных сказок".
Презентация Развитие речи дошкольника на примере русских народных сказок"....
«Игры для развития речи и мышления дошкольников»
Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо дома! И для него, и для мамы так важно играть вместе! Р...