Приемы выявления творческих способностей учащихся
методическая разработка
Диагностика уровня творческих возможностей, личностных особенностей, специальных интересов и способностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_vyyavleniya_sposobnostey.docx | 16.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы и приемы выявления творческих способностей учащихся
1.Тест «Геометрия»
Ребенку предлагается лист с нарисованными геометрическими фигурами: квадрат (5), треугольник (5), круг (5), многоугольник(5) и дается задание: «Преврати эти фигуры в какие-нибудь предметы (нарисуй их, используя эти круги)». На выполнение задания дается 5 минут.
Обработка результатов
Творческие способности проявляются в оригинальности, гибкости, беглости.
Оригинальность изображения проявляется в том, что у ребенка возникают новые, нестандартные идеи рисунков предметов, имеющих геометрическую форму.
Обычными, т. е. стандартными, будут изображения, которые часто встречаются в детских рисунках (домик, крыша, яблоко и т. п.). За такие рисунки присваивается 0 баллов.
Оригинальными можно считать изображения предметов, которые не так часто рисуют дети (робот, пирамида, кнопка звонка, т. п.). Каждый оригинальный рисунок оценивается в 1 балл. Если ребенок объединяет в одну композицию 2 фигуры и более, то можно добавить ему за оригинальность по 1 баллу за каждое объединение.
Гибкость — это способность ребенка выдвигать разнообразные идеи рисунков, обращаясь к различным областям знаний, используя широкий круг предметов и явлений. Для оценки гибкости подсчитывается количество обобщающих слов-понятий, которые могут включать в себя сразу несколько нарисованных предметов и явлений.
Например, рисунки человека или только головы (лица) можно объединить общим понятием «человек».
Другие слова-понятия объединяют иные предметы, например: «небесные тела» (Луна, Солнце, планета), «здание» и т.д. Так, вы можете включить нарисованные ребенком предметы в группы «животные», «растения», «посуда», «аксессуары» и др.
Количество групп, которые могут включать несколько предметов или даже один, подсчитывается и оценивается — по 1 баллу за каждую группу. Обращаем ваше внимание, что при анализе и подсчете групп учитываются все изображения, а не только оригинальные.
Беглость — это скорость, продуктивность изобразительной деятельности ребенка, т. е. это способность за ограниченное количество времени (5 минут) выполнить большой объем работы, нарисовать много предметов. В нашем тесте подсчитывается количество фигур, которые использовал ребенок для изображения предметов. За каждый рисунок дается 1 балл.
Критерии творческих способностей | Низкий уровень | Средний уровень | Высокий уровень |
Оригинальность | 0-2 балла | 2-6 баллов | Выше 8 баллов |
Гибкость | 1-2 балла | 3-4 балла | Выше 5 баллов |
Беглость | 0-9 баллов | 10-13 баллов | Выше 14 баллов |
Результаты теста не отражают полноту творческого потенциала ребенка. Наблюдайте за ребенком: если он все время что-то придумывает, сочиняет, фантазирует — то его творческий потенциал очевиден, если предпочитает действовать по образцу, инструкции, шаблону, боится проявлять инициативу, помогите почувствовать ребенку радость творчества.
2. Тест «Колесо»
Ребенку предлагается найти слова, спрятанные в слове «колесо», предлагается рисунок колеса, в которое вписаны буквы слова. Условие – буквы в найденных словах должны идти друг за другом, направление не имеет значения. На задание дается 1 минута. Чем больше слов нашел ребенок, тем выше уровень аналитических способностей.
3. Тест «Буриме».
Буриме (фр. bouts-rimés — «рифмованные концы») — литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда ещё и на заданную тему.
Ребенку предлагаются 4 слова, составляющие 2 пары рифм. Например: «розы» - «слёзы», «свет» - «нет». Эти слова должны находиться в конце стихотворных сторк, которые ребенок должен придумать самостоятельно. Порядок рифм не имеет значения.
На задание дается 5 минут.
Уровень творческих способностей определяется по результату выполненного задания.
4.Тест «Сказка на букву…»
Ребенку предлагается выбрать любую букву алфавита. После его решения предлагаем ему сочинить сказку, в которой как можно больше слов должны начинаться на эту букву.
На задание дается 5 минут.
Уровень творческих способностей оценивается по количеству слов с заданной буквой, связности, логичности, завершенности текста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Обобщение опыта работы....
Приемы развития творческих способностей учащихся в русскоязычной школе.
Основные направления обучения, виды работ, обучение стихосложению....
"методы и приемы развития творческих способностей учащихся по технологии"
В статье расказывается о методах и приемах развития творческих способностей учащихся и активизации познавательной и творческой активности....
Программа Выявление творческих способностей учащихся
Настоящая программа может быть использована в рамках работы с одаренными и мотевированными учащимися....
Работа по выявлению творческих способностей учащихся
Работа по выявлению творческих способностей учащихся...
Доклад по теме "Работа по выявлению творческих способностей учащихся"
Актуальность проблемы развития творческих способностей на уроках технологии обусловлена тем, что в настоящее время в условиях модернизации образования всё более утверждается личностно-ориентированный ...