Музейная педагогика
статья

Егорова Елена Ивановна

Выступление на педсовете, в котором объясняется возможность использовать экспозиции музея для работы с "особенными детьми"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_mo.docx15.56 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика.

В рамках программы «10-летие детства» был разработан социальный проект «Моё наследие», направлением которого является патриотическое воспитание. Проект «Моё наследие» предоставил коллективу учреждения возможность использования материалов музея «Москвичи» в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, имеющими ограниченные возможности здоровья и инвалидность. В основу данного проекта заложена идея создания в учреждении  образовательной развивающей среды в виде экспозиций и проведения  интерактивных занятий на базе музея.

Целью проекта является адаптация в социуме ребят с отклонениями в развитии и подготовка их к самостоятельной жизни путем применения расширенного доступа к культурному наследию и нестандартного использования музейного предмета.

ДЕТСКИЙ МУЗЕЙ – адресный музей, целью которого является обслуживание интересов детей через экспозиции и программы, стимулирующие любознательность, создающие мотивацию к обучению служащие интересам развития личности ребенка. Определяющим,  является интерактивный способ презентации предметов через творчество и игру.

Нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ?

Реализация такого рода деятельности требует разработки особых форм работы с детьми. Они достаточно разнообразны: исследование предметов старины, музейные маршруты, и путешествия, игры, праздники, театральные действа, музейное производство, арт-площадки.

Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый ребенок «нормы» приобретает без специально организованных условий обучения. Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру. Одним из таких методов смело можем назвать музейную педагогику, так как она включает всевозможные формы работ, но при этом одна из немногих способна быть максимально приближенной к конкретным потребностям в развитии, образовании и воспитании каждого конкретного воспитанника.

Презентации могут проходить в форме экскурсий для воспитанников ; в форме игр драматизаций; в форме мини-концертов и др.

Игры музейного содержания по формированию художественной культуры: игры-развлечения («Достопримечательности нашего города», «Барыню сударыню принимайте в гости», «Мода из бабушкиного сундука» и т.д.), игры путешествия («Зачем зерно в землю сажают», «Откуда родом самовар»).

Интеллектуально –творческие игры: («Волшебный клубок», «Заседание клуба знатоков культуры»), игры –эстетические упражнения («Закрась поднос» и др)

В результате вовлечения детей в проект «Моё наследие» происходит погружение в историческое прошлое, формируется положительное взаимодействие всех участников, раскрываются творческие способности детей, развивается эстетический вкус. Всё это играет немаловажную роль в становлении личности ребёнка и успешности в адаптации в обществе.

         Благодаря групповому взаимодействию происходит взаимная адаптация, налаживается контакт между детьми, появляется взаимное доверие и готовность к восприятию других детей.

Осуществляется нравственно-патриотическое воспитание, формируются познания детей с в области истории, в том числе детей с ОВЗ через тактильное восприятие событий, формируется умение сопереживать другому человеку.

           Социальный проект «Моё наследие » предусматривает продолжение практики проведения  мероприятий граждан, выразивших желание взять на воспитание  в свои семьи детей-сирот, слушателей Школы приемных родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль музейной педагогики в работе классного руководителя

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Роль музейной педагогики в воспитательной работе

      В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила  70-летний юбилей. Торжественное празднова...

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Музейная педагогика в учебном процессе

Роль кабинета-музея в учебном процессе. Использование материалов предметного кабинета-музея "История притчи" в  урочной и внеклассной раьоте по литературе....

Рабочая программа «Музейная педагогика»

Программа «Музейная педагогика» рассчитана на 3 года обучения. Занятия ориентированы на средний школьный возраст (10-16 лет). Направленность программы – военно-патриотическая....

Музейные уроки в образовательном учреждении в системе музейной педагогики.

О проблемах внедрения  положений "музейной педагогики" в учебно-воспитательный процесс в образовательных учреждениях страны. В «Профессиональном стандарте педагога» пря...