Пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
материал

Кочеткова Ульяна Александровна

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_mo.docx23.4 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении воспитателей:

«Пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся»

В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания. 

 Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.

Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию.

Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.

Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию становится возможным через решение следующих задач:

· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;

· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;

· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;

· воспитание толерантности;

· формирование чувства гражданского долга;

· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.

Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы. Накопленный опыт патриотического воспитания в нашем центре и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.

Целенаправленность такой работы определяется структурой целей и задач гражданско-патриотического воспитания, осуществляется на основе программы развития центра, программы воспитания «Территория детства», общешкольного плана воспитательной работы, системы дополнительного образования.

Основные направления гражданско-патриотического воспитания

1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:

  • формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.

2. Культурно-историческое направление, предполагающее:

  • воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, Родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.

3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

1. Проведение памятных дней:

  • День Победы;
  • День вывода войск из Афганистана;
  • День защитников Отечества.

2. Участие в акциях:

  • «Солдатские письма»;
  • «Герои живут рядом»;
  • «От сердца к сердцу».

3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:

  • «А ну-ка, парни!»;
  • «Веселые старты»;
  • «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
  • смотр строя и песни;
  • работа кружков, секций.

4. Участие в акция «Вахта памяти»:

  • встречи с ветеранами Вов, тружениками тыла, воинами Российской армии;
  • линейки, посвященные памятным датам истории;
  • общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
  • организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
  • проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.

5. Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк онлайн».

6. Изучение родного края:

  • экскурсии в музеи;
  • экскурсии по родному краю;
  • изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
  • благоустройство территории центра;
  • уход за памятниками.

7. Организация конкурсов:

  • «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
  • конкурс чтецов;
  • конкурс патриотической песни;
  • конкурс рисунков «Защитники Отечества».

Для достижения целей работы по гражданско-патриотическому воспитанию:

- стимулирую у детей познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;

- формирую способности к общению, сопереживанию;

- развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;

- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;

- учу бережному отношению к общественному достоянию;

- прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;

- прививаю чувство любви к своему Отечеству;

- развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;

- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны;

- способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.

Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.

Традиционные формы работы:

воспитательные занятия, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные и общешкольные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.

Инновационные формы работы:

поисковая работа, участие в проектах, конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.

Изучаем с детьми историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо». Проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама», «Красоты моего края» и др.

Проведены внеклассные занятия: «День Неизвестного Солдата», «День Героев Отечества», «Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», «Дети Сталинграда», «Песни опалённые войной» и др.

Активное участие воспитанники принимают в общешкольных праздниках «День Защитника Отечества, «День Победы».

В рамках Дней дополнительного образования и воспитания Тамбовской области «Вашей немеркнущей славе память потомков верна!», посвящённых празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, воспитанники присоединялись к флешмобу «Голубь мира», оформляли окна Победы, принимали участие в едином экскурсионном дне «Дорогой памяти», отвечали на вопросы исторического теста. Посещали интерактивную выставку-галерею «Открытка победы», выполняли собственную «Открытку Победы».

Принимали участие в проекте «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».

Ежегодно дети участвуют в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк онлайн».

Результатом проводимой систематической работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)

Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа"....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......