Пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся
материал
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.docx | 23.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединении воспитателей:
«Пути и способы совершенствования работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся»
В современных условиях одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие гражданского и патриотического воспитания.
Гражданственность как черта личности заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государству, любовь к Родине и стремление к миру, чувство собственного достоинства, проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности и формируется в процессе обучения, социализации и воспитания ребенка. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, это сложившийся внутренний образ, который становится регулятором его поведения.
Сегодня много говорят о возрождении патриотического воспитания детей и молодежи. И это правильно, только человек, знающий и уважающий историю своей Родины, своего народа, своей семьи, гордящийся славой своих предков, переживающий за свою страну, может быть истинным гражданином, способным взять на себя груз ответственности за Россию.
Целью гражданско-патриотического воспитания является создание условий для формирования личности гражданина и патриота с присущими ему ценностями, взглядами, установками, мотивами деятельности и поведения.
Совершенствование работы по гражданско-патриотическому воспитанию становится возможным через решение следующих задач:
· повышение качества функционирования системы гражданско-патриотического воспитания;
· развитие форм и методов гражданско-патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
· формирование у учащихся ответственности, гражданской активности, стремления к самореализации;
· воспитание толерантности;
· формирование чувства гражданского долга;
· формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, нормам общественной жизни.
Гражданско-патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений воспитательной работы. Накопленный опыт патриотического воспитания в нашем центре и намеченные государственной программой ориентиры дают возможность выстроить систематическую работу по воспитанию патриотизма.
Целенаправленность такой работы определяется структурой целей и задач гражданско-патриотического воспитания, осуществляется на основе программы развития центра, программы воспитания «Территория детства», общешкольного плана воспитательной работы, системы дополнительного образования.
Основные направления гражданско-патриотического воспитания
1. Духовно-нравственное направление, включающее в себя:
- формирование нравственно устойчивой цельной личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, коллективизм, соблюдение правил поведения, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
- воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
- формирование социальной активности, направленной на служение интересам своего Отечества;
- воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
- формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание активной жизненной позиции в отношении собственного здоровья, неприятие асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации.
2. Культурно-историческое направление, предполагающее:
- воспитание у обучающихся любви к своей «малой» Родине, Родному краю, её замечательным людям;
- вовлечение обучающихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
- формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, способности жить с людьми других культур, языков и религий.
3. Гражданско-правовое направление, ориентированное на:
- изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
- формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
- формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
- развитие реально действующего школьного самоуправления.
4. Военно-патриотическое направление, включающее в себя:
- изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей области в годы Великой Отечественной войны;
- сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч обучающихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
- формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.
Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:
1. Проведение памятных дней:
- День Победы;
- День вывода войск из Афганистана;
- День защитников Отечества.
2. Участие в акциях:
- «Солдатские письма»;
- «Герои живут рядом»;
- «От сердца к сердцу».
3. Проведение спортивно-массовых мероприятий:
- «А ну-ка, парни!»;
- «Веселые старты»;
- «Папа, мама и я – спортивная семья!»;
- смотр строя и песни;
- работа кружков, секций.
4. Участие в акция «Вахта памяти»:
- встречи с ветеранами Вов, тружениками тыла, воинами Российской армии;
- линейки, посвященные памятным датам истории;
- общешкольная линейка, посвященная Дню Победы;
- организация помощи ветеранам, вдовам ветеранов, матерям погибших воинов при исполнении служебных обязанностей;
- проведение часов общения, уроков памяти, уроков мужества, читательских конференций.
5. Участие в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк онлайн».
6. Изучение родного края:
- экскурсии в музеи;
- экскурсии по родному краю;
- изучение истории родного края, народных обычаев, фольклора, связанных с природой и использованием ее богатств;
- благоустройство территории центра;
- уход за памятниками.
7. Организация конкурсов:
- «Доброта спасет мир», посвященный Дню защиты детей, Дню пожилого человека;
- конкурс чтецов;
- конкурс патриотической песни;
- конкурс рисунков «Защитники Отечества».
Для достижения целей работы по гражданско-патриотическому воспитанию:
- стимулирую у детей познавательный интерес к историческому прошлому и настоящему страны, края;
- формирую способности к общению, сопереживанию;
- развиваю творческие способности, знакомлю с традициями края, страны, достижениями людей;
- воспитываю трудолюбие, бережное отношение к результатам труда;
- учу бережному отношению к общественному достоянию;
- прививаю уважение к культуре и традициям других национальностей;
- прививаю чувство любви к своему Отечеству;
- развиваю чувство национального достоинства на основе толерантного отношения к другим народам России;
- воспитываю у детей неприятие агрессии, насилия и войны;
- способствую физическому развитию учащихся, развиваю чувство ответственности за своё здоровье и образ жизни.
Решая задачи патриотического воспитания, строю свою работу в соответствии с особенностями детей с ограниченными возможностями здоровья. Применяю в своей работе как традиционные, так и инновационные формы работы.
Традиционные формы работы:
воспитательные занятия, с использование презентаций, праздники, беседы, викторины, выставки рисунков, уроки мужества, внеклассные и общешкольные мероприятия на патриотическую тему, выпуск стенных газет.
Инновационные формы работы:
поисковая работа, участие в проектах, конференциях, экскурсионная деятельность с посещением музеев, выставок, встречи с интересными людьми, просмотр видеофильмов.
Изучаем с детьми историю своего рода через составление генеалогических древ «Мое семейное древо». Проводим конкурсы рисунков «Мама, папа, я – наша дружная семья», «Пусть всегда будет мама», «Красоты моего края» и др.
Проведены внеклассные занятия: «День Неизвестного Солдата», «День Героев Отечества», «Дети блокадного Ленинграда», «Ленинград в годы блокады», «Дети Сталинграда», «Песни опалённые войной» и др.
Активное участие воспитанники принимают в общешкольных праздниках «День Защитника Отечества, «День Победы».
В рамках Дней дополнительного образования и воспитания Тамбовской области «Вашей немеркнущей славе память потомков верна!», посвящённых празднованию 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, воспитанники присоединялись к флешмобу «Голубь мира», оформляли окна Победы, принимали участие в едином экскурсионном дне «Дорогой памяти», отвечали на вопросы исторического теста. Посещали интерактивную выставку-галерею «Открытка победы», выполняли собственную «Открытку Победы».
Принимали участие в проекте «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».
Ежегодно дети участвуют в акциях «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк онлайн».
Результатом проводимой систематической работы является обеспечение социально-воспитательного эффекта: воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эссе "За честь школы" (из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе)
Эссе представляет собой описание опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательном процессе МБОУ "Идрицкая средняя общеобразовательная школа"....
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики
Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....
Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики
Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....
Методическая работа «Формирование гражданско-патриотических качеств личности у детей с ОВЗ в процессе воспитания на историческом наследии Великой Отечественной войны» (с применением личностно-ориентированных методов)
Воспитание старших школьников на историческом наследии Великой Отечественной войны...
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО В ПРАКТИКУ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЦЕНТРА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
внедрение гто в образовательные учреждения...
Дипломная работа по теме: Организация работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся на примере учебных военных-сборов
Дипломная работа, по ОБЖ...
Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.
Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......